Понятие уголовно-исполнительной политики и ее место в политике государства в сфере борьбы с преступностью

Тема № 1 «Понятие уголовно-исполнительного права, предмет и

 система. Уголовно-исполнительное законодательство

Российской Федерации»

При изучении темы, следует уяснить понятие уголовно-исполнительной политики государства. Уголовно-исполнительная политика - составная часть уголовной политики государства, направленной на борьбу с преступностью. Она определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Важно понять, что уголовно-исполнительное право - самостоятельная отрасль российского права, что обосновывается наличием специфического предмета и метода правового регулирования.

Общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения наказания, являются уголовно-исполнительными правоотношениями.

Содержанием уголовно-исполнительных правоотношений является совокупность прав и обязанностей их субъектов. Одним из субъектов является государство в лице учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с другой стороны, - осужденный к уголовному наказанию.

Принципы (руководящие основополагающие идеи, отражающие качественные особенности уголовно-исполнительного права) делятся на общеправовые, межотраслевые и специфические (отраслевые).

Наука уголовно-исполнительного права изучает закономерности борьбы с преступностью при исполнении уголовных наказаний. Предметом ее изучения являются: отношения между государством, в лице органов, исполняющих наказания, и осужденными; место и роль пенитенциарных учреждений в борьбе с преступностью; действующие нормы в области исполнения наказаний и практика их применения; история развития уголовно-исполнительного права и международный опыт в этой области.

Традиционно учебный курс уголовно-исполнительного права разделяется на Общую и Особенную части, что соответствует структуре построения УИК. В  Обшей части изучаются вопросы теории уголовно-исполнительного права: уголовно-исполнительное законодательство России и его история; правовое положение лиц, отбывающих наказание; система учреждений и органов, исполняющих наказание. Особенная часть состоит из нескольких разделов, регламентирующих порядок и условия исполнения (отбывания) отдельных видов наказаний и т.п.

Под уголовно-исполнительным законодательством в широком смысле необходимо понимать систему правовых актов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным средств исправительного воздействия.

Краткое содержание изучаемых вопросов

Понятие уголовно-исполнительной политики и ее место в политике государства в сфере борьбы с преступностью

Выработка и реализация политики в сфере борьбы с преступностью как одно из актуальных современных направлений деятельности государства включает формулирование задач, обоснование принципов, стратегии, основных направлений и форм воздействия на преступность и контроль над нею. Политика государства в рассматриваемой сфере многопланова, ее можно условно разделить на политику в сфере профилактики преступности, уголовную (уголовно-правовую) политику, политику в сфере исполнения наказаний (т. е. уголовно-исполнительную).

Уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Цели и принципы политики в указанной области наиболее стабильны, так как базируются на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными, соответствующих международных актах, достижениях науки.

Наиболее тесная взаимосвязь существует между уголовной и уголовно-исполнительной политикой, поскольку последняя выделилась из уголовной политики. Уголовная политика определяет уголовно-правовые меры воздействия па преступность: уголовную ответственность, ее основания, дифференциацию и индивидуализацию ответственности, криминализацию и декриминализацию деяний, пенализацию и депенализацию ответственности, цели, систему и виды наказаний, их содержание, а также освобождение от наказания. Уголовно-исполнительная политика имеет иное содержание: она определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы при исполнении наказания и применении к осужденным основных средств исправления. Политика и сфере исполнения наказания оказывает влияние на уголовную политику. Это относится, прежде всего, к определению системы наказаний и отдельных его видов, к назначению наказаний и освобождению от них. В конечном итоге политика в рассматриваемой сфере влияет на политику в области борьбы с преступностью в целом, в частности на принятие решений по профилактике рецидивной преступности, адаптации лиц, отбывших наказание, и оказанию им помощи.

Стратегия политики в сфере исполнения наказания хотя и достаточно стабильна, но может меняться в связи с коренными преобразованиями в экономике, политике, идеологии. Изменение стратегии политики государства в указанной социальной сфере произошло в России в последние годы. Оно обусловлено новыми политическими позициями в отношении прав человека, в том числе осужденных; новыми экономическими отношениями, возникшими в обществе; существенными преобразованиями в производственной деятельности исправительных учреждении и иными установками на роль труда осужденных; деполитизацией воспитательной работы с ними, изменением организационных основ уголовно-исполнительной системы.

Стратегию, основные формы и методы уголовно-исполнительной политики, ее формирование и развитие прямо или опосредовано определяет комплекс социальных факторов. К основным из них можно отнести социально-политическое и экономическое состояние общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые представления, структуру и динамику преступности в стране, требования международных актов о правах человека и обращении с осужденными, деятельность международных организации, развитие фундаментальных общественных наук.

Социально-политическое благополучие общества, четкость политических целей, которые ставит перед собой государство, последовательная их реализация властью, стабильность развития, отсутствие крупномасштабных социальных конфликтов создают благоприятные условия успешно реализации пелен и принципов политики в сфере исполнения наказания. Напротив, дестабилизация социально-политической обстановки, неясность и противоречивость целей общественного развития, социальная напряженность и социальные конфликты оказывают деструктивное влияние на формирование и реализацию политики в сфере исполнения наказания.

Непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику оказывает экономическое состояние общества. Благополучное в экономическом отношении государство может ставить более высокие цели, делать стратегию фундаментальной, а основные формы и методы ее реализации не зависящими от политических факторов и конъектуры. Оно способно создать материальную базу для успешного выполнения стоящих перед ней целей. В условиях экономического кризиса и обнищания населения стратегия уголовно-исполнительной политики находится в большей зависимости от экономического состояния общества, нежели от ее целей и принципов.

Политика в сфере исполнения наказания во многом зависит от нравственного состояния общества, от уровня его правового сознания. Государство может провозглашать, законодательно закреплять высокие моральные и правовые принципы, но они не всегда адекватно воспринимаются и усваиваются всеми слоями общества. У разных социальных групп могут быть значительные отклонения от провозглашаемых и пропагандируемых нравственных и правовых ценностей. Степень такого отклонения зависит от самого общества. Если оно благополучно и устойчиво в социально-политическом отношении, такие противоречия не столь очевидны и контрастны, они существенно сглаживаются. Отношение к осужденным в таких условиях становится более терпимым, гуманным, что неизбежно влияет через государственные властные и общественные структуры на формирование политики в сфере исполнения уголовного наказания, форм и методов ее реализации.

С обострением социальных отношений ослабляются нравственные устои общества, а это ведет к обострению противоречий между людьми, формирует негативные взгляды на осужденных, что неизбежно отрицательно влияет на формирование уголовно-исполнительной политики. Она становится более жесткой, а ее цели и принципы практически не реализуются. На формирование стратегии политики в области исполнения наказания оказывают влияние динамика и структура преступности. При стабильном уровне преступности или его снижении политика в данной сфере, как правило, более гуманна.

Однако рост преступлений, особо тяжких и тяжких, прежде всего насильственных, негативно влияет на нравственные и правовые представления в обществе, стимулирует более жесткие политические и правовые решения, в том числе в сфере исполнения наказания. Еще один фактор, влияющий на формирование и развитие уголовно-исполнительной политики, — достижения науки, которая не только решает проблемы борьбы с преступностью (криминология, уголовное право, уголовно-исполнительное право), но и исследует проблемы исправления осужденных (исправительные психология и педагогика). Субъектами формирования и развития политики в сфере исполнения наказания являются Президент РФ и Федеральное Собрание РФ.

Так, согласно ч. 3 ст. 80 Конституции Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Политика в сфере борьбы с преступностью (часть которой есть политика в области исполнения наказания) представляет собой составную часть внутренней политики государства.

Президент РФ закрепил стратегические и тактические основы развития уголовно-исполнительной системы, утвердив 13 января 1996 г. Концепцию реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России на период до 2005 г.

Им же были приняты важные политические решения о дальнейшем реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации и ее передаче в ведение Министерства юстиции РФ (Указы Президента РФ № 1400 от 8 октября 1997 г. и № 904 от 28 июля 1998 г.)

Федеральное Собрание РФ, принимая соответствующие законы, в том числе уголовные и уголовно-исполнительные, акты амнистии и т.д., рассматривая вопросы борьбы с преступностью, тем самым оказывает влияние на формирование политики в сфере исполнения уголовного наказания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: