Положение об исправительно-трудовых лагерях 1930 г. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1933 г

После вступления в законную силу в 1922 г. Уголовного кодекса РСФСР встал вопрос о создании исправительно-трудового кодекса. Его проект был обсужден в 1923 г. на первом Всероссийском съезде работников пенитенциарного дела и утвержден В ЦИК 16 октября 1924 г. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г. способствовал укреплению законности в деятельности исправительно-трудовых учреждений и был важным этапом в развитии советского исправительно-трудового права. Кодекс состоял из «Общих положений» и десяти разделов. В статьях «Общих положений» Кодекс отразил основные принципы советской исправительно-трудовой политики и сформулировал нормы, на которых до настоящего времени основано все исправительно-трудовое право.

В ст. 1 «Общих положений» Исправительно-трудовой кодекс установил неразрывную связь уголовной и исправительно-трудовой политики. В ст. 2 утвердил положение о соединении наказаний в виде лишения свободы и принудительных работ с исправительно-трудовым воздействием.

Статья 4 признавала необходимость усовершенствования и развития наиболее прогрессивного вида мест заключения - исправительно-трудовых колоний. Она содержала запрет причинения заключенным физических страданий и унижения человеческого достоинства. В ст. 8 был установлен принцип раздельного содержания заключенных в целях устранения вредного (влияния худших и наиболее опасных заключенных на остальных; детализировано положение о развитии самодеятельности, приобретении профессиональных навыков, необходимых для трудовой жизни в обществе. В Кодексе была утверждена система учреждений, оказывающих различные виды помощи освобождаемых из мест заключения, которая приносила большую пользу в борьбе с рецидивом.

Назвав основными средствами приобщения осужденного к правилам социалистического общежития режим, труд и культурно-воспитательную работу, Кодекс определил их задачи в ст. 51.

По Кодексу система мест заключения выглядела таким образом:

I. Учреждения для применения мер социальной защиты исправительно-трудового характера:

1) дома заключения, в которых содержались лица, состоящие под следствием, приговоренные к лишению свободы, приговор у которых не вступил в законную силу, и лишенные свободы на срок до 6 месяцев;

2) исправительно-трудовые дома для содержания приговоренных к лишению свободы на срок свыше 6 месяцев;

3) трудовые колонии (сельскохозяйственные, ремесленные, фабричные);

4) изоляторы специального назначения, в которых содержались приговоренные к лишению свободы со строгой изоляцией лица, не принадлежащие к классу трудящихся и совершившие преступления в силу классовых привычек, а также принадлежащие к классу трудящихся, но признанные особо опасными для Республики или переводимые в порядке дисциплинарного взыскания;

5) переходные исправительно-трудовые дома.

II. Учреждения для применения социальной защиты медико-педагогического характера:

1) трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей;

2) трудовые дома для правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи.

III. Учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера:

1) колонии для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных;

2) институты психиатрической экспертизы, больницы.

Создание всей этой сложной системы мест заключения так и не было завершено из-за отсутствия реальных возможностей, ограниченности материальных ресурсов и переполненности мест заключения.

Важное значение для направления деятельности исправительно-трудовых учреждений имело постановление В ЦИК и СНК от 26 марта 1928 г. «О карательной политике и состоянии мест заключения», которое, отметив правильное, в основном, осуществление органами НКВД политики в области применения мер исправительно-трудового воздействия к заключенным, указало на ряд недостатков: недостаточную дисциплин) в местах заключения, отсутствие планомерной и выдержанной с классовой точки зрения политики, допущение льгот для классов, чуждых и социально опасных элементов. Переход страны к индустриализации, коллективизации сопровождался усилением классовой борьбы. Все это вызывало необходимость укрепления классовых начал в деятельности исправительно-трудовых учреждений.

6 ноября 1929 г. ЦИК и СНК приняли постановление «Об изменении ст.ст. 13, 18, 88 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик», которым было установлено, что лишение свободы на срок до 3 лет отбывается в исправительно-трудовых колониях, а лишение свободы от 3 до 10 лет - в исправительно-трудовых лагерях в отдаленных местностях страны. Деятельность новых мест лишения свободы была урегулирована Положением об исправительно-трудовых лагерях, утвержденным 7 апреля 1930 г. Исправительно-трудовые лагеря имели задачей охрану общества от особо социально опасных правонарушителей путем изоляции их, соединенной с общественно-полезным трудом.

Исправительно-трудовые лагеря находились в ведении Главного политического управления. Заключенные, помещенные в исправительно-трудовой лагерь, делились на 3 категории: первая - заключенные из трудящихся, осужденные впервые на срок не свыше 5 лет и не за контрреволюционные преступления; вторая - те же заключенные, но осужденные на срок свыше 5 лет; третья - нетрудовые элементы и осужденные за контрреволюционные преступления.

Изменения, происходившие в системе мест лишения свободы, и то, что ряд положений Исправительно-трудового кодекса 1924 г. устарели, обусловило необходимость пересмотра действующего законодательства. Новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР был принят в 1933 г. Кодекс на более высокий уровень поднял значение труда, как основы исправления заключенных, вместо культурно-просветительной работы была введена политико-воспитательная работа среди заключенных. Статья 3 Кодекса законодательно оформила положение о том, что основным типом мест лишения свободы являются исправительно-трудовые колонии. Кодекс расширял роль общественности в деятельности мест лишения свободы, в нем был раздел «Наблюдательные комиссии», которые получили широкие права, такие как: 1) самостоятельно решать вопрос об условно-досрочном освобождении; 2) право сообщать в соответствующие органы об искривлении уголовной политики в работе исправительно-трудовых учреждений, неправильных действиях администрации этих учреждений. Исправительно-трудовой кодекс 1933 года закрепил сложившуюся систему мест лишения свободы:

1) изоляторы для подследственных;

2) пересылочные пункты;

3)   исправительно-трудовые колонии (фабрично-заводские, сельскохозяйственные, штрафные, массовых работ);

4) учреждения для применения мер медицинского характера к лишенным свободы (институты психиатрической экспертизы, колонии для больных туберкулёзом);

5) учреждения для несовершеннолетних, лишенных свободы.

Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1933 г. не касался исполнения наказаний в исправительно-трудовых лагерях ОГПУ - это было его недостатком.

В целом Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1933 г. отразил командно-административный характер государственных структур с жестким классовым подходом. Так, фабрично-заводские и сельскохозяйственные колонии предназначались для содержания осужденных из числа трудящихся, а в штрафные переводились осужденные из других колоний, систематически оказывающие сопротивление и неподчинение режиму и трудовой дисциплине. В колонии массовых работ направлялись лица «из среды классовых враждебных элементов», а также из среды трудящихся, совершивших особо тяжкие преступления. Существенным недостатком Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1933 г. была отмена прогрессивной системы, закрепленной ранее в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР 1924 г. Исправительно-трудовой кодекс 1933 г. закрепил новый вид учреждений для несовершеннолетних, лишенных свободы - школы фабрично-заводского обучения особого типа. В них направлялись несовершеннолетние правонарушители от 15 до 18 лет на основании: а) (приговоров суда; б) постановлений комиссий по делам несовершеннолетних.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: