Исправительно-трудовые учреждения в период 1935-1954 г.г. Ведомственные нормативные акты. Нарушение законности и устранение этих нарушений в 50-е годы прошлого столетия

 

Укрепление тоталитарного государства требовало жесткой централизации управления аппаратом исполнения наказаний.

В 1934 г. был создан Союзно-республиканский Народный Комиссариат внутренних дел, куда вошло и Управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений. При НКВД было создано «Особое совещание», которому предоставлялось право применять в административном порядке ссылку, заключение в исправительно-трудовые лагеря на срок до 5 лет, высылку за приделы СССР.

Все исправительно-трудовые учреждения, находящиеся в ведении НКЮ союзных республик с 1934 г., передавались в структуру Главного управления лагерей, трудовых поселений и мест заключения (ГУЛАГ) НКВД СССР.

В 1936 г. в системе исправительно-трудовых учреждений введен новый вид мест лишения свободы - тюрьма, который мог быть назначен областными и вышестоящими судебными инстанциями, а также НКВД имело право переводить в тюрьму лиц, систематически нарушающих режим исправительно-трудового лагеря и исправительно-трудовой колонии и совершающих побеги. Исправительно-трудовые учреждения вышли из-под контроля местных властей и подчинялись только по ведомственной линии. В стране начался «большой террор», число жертв массовых репрессий измерялось миллионами. На 1 января 1950 г. в ГУЛАГе отбывало наказание 6 миллионов человек.

Вместо действующего Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1933 г. деятельность исправительно-трудовых учреждений стала регулироваться ведомственными нормативными актами, приказами и инструкциями с грифами «секретно», «совсекретно». Законодательные акты в области исполнения наказаний почти не издавались. В исправительно-трудовых лагерях основная задача исправительно-трудовых учреждений - исправление и перевоспитание осужденных - подменялась задачей производственно-хозяйственной деятельности. Политико-воспитательная работа сводилась к отдельным культурно-воспитательным мероприятиям. В 1939 г. было отменено условно-досрочное освобождение. Наблюдательные комиссии, призванные осуществлять общественный контроль за местами лишения свободы, прекратили свою работу. Ослаб и прокурорский надзор за этими учреждениями, законности не стало, с осужденными впервые содержались лица, ранее неоднократно отбывавшие наказание.

С началом Великой Отечественной войны изменился состав осужденных. Значительная часть лиц, ранее осужденных за менее опасные преступления, была освобождена из исправительно-трудовых учреждений и направлена в действующую армию. Исправительно-трудовые учреждения осуществляли исполнение наказаний в отношении лиц, совершивших воинские преступления и иные посягательства на интересы фронта и тыла. Указ Президиума Верховного Света СССР от 19 апреля 1943 г. установил для немецко-фашистских захватчиков и их пособников, виновных в тяжких злодеяниях, наказание в виде смертной казни через повешение или каторжные работы. Для осужденных к каторжным работам были созданы специальные места заключения. На базе некоторых исправительно-трудовых учреждений были созданы лагеря для военнопленных.

Принятыми в первые послевоенные годы ведомственными нормативными актами в исправительно-трудовых лагерях были установлены два вида режима: общий и строгий. На строгом режиме содержались осужденные за контрреволюционные преступления, бандитизм, разбой, побег из мест заключения, рецидивисты. Каждая категория заключенных изолировалась внутри жилых зон.

В 1953 г. исправительно-трудовые учреждения были переданы в ведение Министерства юстиции СССР. Однако в 1954 г. они вновь были возвращены в ведение МВД СССР. Эта реорганизация совпадала с осуществлением Компартией и Советским правительством ряда мероприятий, направленных на укрепление социалистической законности и преодоления культа личности и его последствий.

Основной задачей исправительно-трудовых учреждений было признано создание условий, исключающих возможность совершения новых преступлений, исправление и перевоспитание осужденных на основе приобщения их к общественно полезному труду. Восстанавливалась политико-воспитательная работа как одно из основных средств исправления и перевоспитания осужденных. В систему исправительно-трудовых учреждений входили: исправительно-трудовые лагеря, исправительно-трудовые колонии и тюрьмы.

В 1956 г. управление исправительными учреждениями было передано исполнительным комитетам областных (краевых) Советов депутатов трудящихся. Было признано нецелесообразным дальнейшее сохранение исправительно-трудовых лагерей, которые подлежали реорганизации в исправительно-трудовые колонии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1954 г. было восстановлено условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы. Важную роль в деятельности исправительно-трудовых учреждений и укреплению законности при исполнении наказаний сыграло Положение о прокурорском надзоре в местах лишения свободы, а также Положение о наблюдательных комиссиях, утвержденное Постановлением Совмина РСФСР 24 мая 1957 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: