Философия как методология

Каждая наука имеет свой метод. Как и любой другой вид познания, философия стремится к рациональному объяснению Всеобщего как объекта. Для нее значим лишь разумный аргумент, рационально-логическая мотивация (Logos). Недостаточно просто констатировать факт, сформулировать в рациональной форме данные опыта. Философия хочет и должна идти дальше фактов и непосредственного опыта. Она должна находить свои особые приемы познания своего предмета – Общего. Специфику философии определяют не только ее задачи и предмет, но и методы познания. Благодаря этим методам философия выступает в качестве наиболее общей методологии познания в целом и всех частных наук. В этом то и состоит суть и значение ее собственного метода. ФИЛОСОФСКИЙ МЕТОДэто система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания. Философский метод задает общие принципы исследования действительности и, по словам Ф. Бэкона, подобен факелу, освещающему путь. Однако различные философские школы и направления, в соответствии со своей спецификой и трактовкой предмета философии, формулируют и используют различные философские методы. Плюрализму философских концепций соответствует и плюрализм методов. Общее, что свойственно им всем – это теоретическое мышление, выраженное в философских категориях, принципах и законах. В число основных методов философии входят:

ü материалистический подход – это метод познания, исходящий из первичности материи. Соответственно, процесс познания рассматривается как отражение в сознании объективной действительности;

ü идеалистический подход – это метод познания, основанный на признании первичности духа. Соответственно, процесс познания трактуется либо как самопознание сознания, некой Абсолютной идеи, изначально присутствующей в вещах (объективный идеализм), либо как анализ наших собственных ощущений (субъективный идеализм);

ü диалектика – это метод философского исследования, при котором все вещи, процессы и явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей (Гераклит, Г. Гегель);

ü метафизика – это философский метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

ü обособленно, сами по себе, без учета их взаимосвязей и отношений;

ü статично, при игнорировании очевидного факта постоянных изменений, развития;

ü однозначно, когда в ходе поиска абсолютной истины не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство и значение;

ü догматизм – это восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, как правило, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер (средневековая теология);

ü эклектика – это метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих в действительности единого причинного или творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущееся достоверными выводы;

ü софистика – это метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных нового суждения-вывода, который является логически верным, но ложным по смыслу;

ü герменевтика – это метод индивидуализированного прочтения и субъективного истолкования смысла текстов;

ü эмпиризм – это метод и направление в познании, согласно которому в основе познания лежит исключительно опыт, полученный чувственным путем;

ü рационализм – это философский метод и направление в философии, по которому истинное и достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума и абстрактного мышления без существенного влияния чувственного опыта и ощущений.

Все названные философские методы находятся между собой в диалектической взаимосвязи и образуют целостную систему. Именно благодаря этой системе методов философия и выступает как общая методология познания и освоения мира. Философская теория в силу общности своих положений, законов, принципов и категорий выступает в то же самое время и как методология для других наук.

Структура философии:

1) онтология – учение о бытии;

2) диалектика – учение о развитии;

3) антропология – учение о человеке;

4) социальная философия – учение об обществе;

5) аксиология – учение о ценностях

6) этика – учение о должном;

7) эстетика – учение о прекрасном;

8) гносеология – учение о познании;

9) логика – учение о законах правильного мышления;

10) история философии – учение о развитии философской мысли.

Философские дисциплины – не механические части целого, которые можно отделить от него и рассматривать вне связи с другими его частями. Здесь более подходит другой образ: драгоценный кристалл и его грани. С каждым поворотом кристалла высвечиваются все новые и новые его грани, хотя сам кристалл остается все тем же.

Функции философии:

ü познавательная (гносеологическая) функция:

ü изучение наиболее общих связей и отношений в мире;

ü изучение категориальной структуры мышления;

ü мировоззренческая функция – формирование мировоззрения, его обоснование и интеграция на общей философско-теоретической основе:

¨ информационная подфункция;

¨ критическая подфункция – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, разрушать догмы и стереотипы, вскрывать противоречия;

¨ гуманистическая подфункция;

¨ социально-аксиологическая подфункция – оценка вещей и явлений окружающего мира и поведение человека с точки зрения определенных ценностей, а также разработка и обоснование системы ценностей общества;

ü функция целеполагания:

t  постановка и обоснование целей жизни;

t  поиск смыслов жизни;

ü методологическая функция – разработка и рационально-теоретическое обоснование системы способов и приемов изучения, объяснения и понимания мира:

¨ эвристическая подфункция – содействие и стимулирование прироста научных знаний;

¨ координирующая подфункция – координация методов научного познания (старых и новых, эмпирических и теоретических, количественных и качественных, общих и частных);

¨ интегрирующая подфункция – стимулирование взаимодействия наук, их взаимопониманию; разработка целостного взгляда на мир и человека;

¨ логическая подфункция – разработка и теоретическое обоснование норм и принципов научного познания, теоретических структур и процедур, законов и навыков правильного мышления;

ü социальная функция – объяснять общество, причины его возникновения и принципы функционирования, движущие силы общественного развития и его противоречия, указывая пути совершенствования и модернизации общества;

ü  воспитательная функция – формирование и обоснование норм и идеалов культуры социального поведения человека и взаимодействия с другими людьми;

ü прогностическая функция – на основе философских знаний и подходов спрогнозировать тенденции развития окружающего мира и человека, его познания.

Сенека считал философию основным средством развития гражданских качеств человека, нравственно-духовной доблести и интеллектуальной силы [4].

Философия не может избавить общество от войн, конфликтов, голода, деспотизма власти и других негативных явлений. Но она и может и должна оградить систему этических ценностей общества, систему принципов и норм социальной жизни и поведения от проникновения в нее ложного и еще рационально-критически непроверенного, порочного и авантюрного, примитивного и экстремистского.

Вопрос III. Основные философские проблемы. Взаимодействие философии с другими формами культуры.

Проблемаэто не имеющий очевидного ответа вопрос как органическая часть поисковой познавательной ситуации. Иначе говоря, это знание о незнании, программирующее направленный поиск ответа. Философские проблемы отличаются рядом особенностей:

ü всеобщность;

ü предельность;

ü неоднозначность и многоуровневость;

ü «вечный характер». Эти проблемы вполне решаемы, но только для данного этапа развития общества, его науки и экономики. Но с каждым новым поколением они «самовоспроизводятся»

С самого начала своего развития философия знала и знает три главные темы: мир, человек и отношение человека к миру. Естественно, что обсуждение каждой темы порождает свои проблемы: Как определить границы мира и что составляет его основу? Существует ли что-либо за пределами бытия и как понимать небытие? Какова сущность бытия? Существует ли бог или нет? Каково происхождение и сущность жизни? Интерес к человеку связан с проблемами его природы и сущности: каково соотношение духовного и материального (души и тела, сознания и мозга), природного и социального, сознательного и бессознательного? Бессмертна ли душа человека? Какую роль в его жизни играет судьба? Отношение человека к миру конкретизируется в оценке значимости для жизни людей практической деятельности и познания. В чем мудрость: в созерцательном отношении к природе, или же в гордом стремлении не ждать милостыней от природы, а взять их у нее, или же в мужественной озабоченности выжить, сохраниться в условиях рискованной в своей сущности деятельности? И могут ли люди в своем отношении к миру надеяться на его познание?

Неслучайно английский философ Б. Рассел определил место философии в духовной жизни общества как «ничейную землю» между наукой и религией – двумя основными формами освоения человеком мира. Подобно науке, философия полагается на разум, но в то же время философские проблемы таковы, что однозначного ответа на них получить невозможно. Иначе говоря, вопросы философии нельзя разрешить исчерпывающе, раз и навсегда именно потому, что с каждым шагом истории, с каждым новым уровнем общественных отношений в человеческом мире складываются иные ситуации, созревают иные противоречия. И чтобы понять, осмыслить и оценить их, требуется напряженная и безостановочная работа философской мысли.

Само собой разумеется, что философское знание о мире, человеке и его отношении к миру изменяется от одной исторической эпохи к другой и всегда находится под определяющим влиянием со стороны социально-экономических, научных, художественных и нравственных запросов общества. Философские проблемы – это постоянный поиск того, что собой представляет общество, социокультурная эпоха, чем характеризуется отношение человека к миру в данную эпоху и какими переживаниями и заботами охвачена его душа и живет его пульсирующая мысль. Только таким образом философия приближается к содержательному раскрытию фундаментальных принципов бытия, практической и познавательной деятельности человека.

Философия и наука.

При рассмотрении этого вопроса можно выделить три его основных аспекта:

1) является ли философия наукой;

2) взаимодействие философии и конкретных частных наук;

3) соотношение философии и вненаучного знания.

Первый аспект. Как представляется, нельзя отрицать научного характера философии, несмотря на все отличия философии от науки. Философия выступает одним из мощных потоков развития человеческого знания и культуры. И если к ней подходить не только со стороны конкретных концепций, а рассмотреть с позиции истории, то можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования философии и науки. Поэтому-то Г. Гегель и рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики».

Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами входят в содержание науки. Не случайно многие крупные ученые в области конкретных наук являлись и виднейшими представителями философии: Пифагор, Аристотель, Д. Бруно, Н. Коперник, Р. Декарт, К. Маркс, З. Фрейд, Б. Рассел и многие другие. Более того, философские прозрения нередко и намного опережали открытия и выводы науки. Идеи атомистики, например, были высказаны еще древними философами за несколько веков до нашей эры, тогда как в естествознании (физике, химии) дискуссии о реальности атомов продолжались даже в XIX веке. То же можно сказать и о других фундаментальных идеях, которые были выдвинуты в философии значительно раньше, чем получили признание и подтверждение в естествознании, в науке: законы сохранения, принцип отражения и др.

Философия обладает очень многими признаками и свойствами науки:

ü рационально-обобщенное понимание действительности;

ü понятийный тип мышления;

ü ориентация на доказательства и аргументы своих положений и выводов;

ü опора на знание, на данные наук, а не на веру или вымысел;

ü системность и внутреннее единство, логичность построения;

ü наличие особого понятийно-категориального аппарата.

Следовательно, философия является наукой, но наукой специфической, мировоззренческой, занимающей в ряду наук особое место.

Второй аспект – взаимодействие философии и частных конкретных наук. Современная философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания. Конкретные частные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знаний. Философия же делает предметом своего анализа обобщения частных наук, т.е. она имеет дело с более высоким вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня – выявление более общих закономерностей и тенденций. В результате философия выступает как теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук, конечно, в том случае, если сама философия претендует на научность. Крупнейшие открытия в частных науках способствовали и интенсивному развитию философии. Достаточно указать на огромное влияние, которое оказали успехи естествознания в Новое время, на рубеже XIX – XX вв. на развитие философского знания.

Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие, причем как положительное, так и отрицательное. Философия, конечно, не призвана делать какие-либо открытия естественнонаучного характера. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, которое воздействует на позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития конкретной области знания, например, ядерной физики, евгеники, генной инженерии и т.п.

Таким образом, философия выступает как наука, но особая, с предельным уровнем обобщения. Философия имеет свой предмет и методы исследования, свой понятийно-категориальный аппарат, однако не является научным знанием в чистом виде благодаря наличию ценностного, этико-интуитивного и духовно-практического компонентов. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает и интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание и не стоит над ним. Философия занимает особое место в ряду наук, место науки методологического и ценностно-ориентационного плана.

Третий аспект – философия и вненаучное знание. При этом вненаучное знание можно условно разделить на заблуждения и «паранауку», включающую астрологию, магию, оккультные науки, колдовство и т.п.

В известном смысле заблуждение можно рассматривать в качестве момента развития любого научного знания и философии. Причем с исторической точки зрения этот момент является объективно необходимым в силу самого характера процесса познания, и он свойственен любой науке. Философия также не может быть гарантирована от заблуждений.

Историческое бытие философии двойственно, а потому и уникально: как наука, постигающая реальные отношения в объективном мире и познании, она развивается, ее построения преходящи. Но как ценностно-личностное проявление духа, как созидающая определенный смысл жизни ориентация сознания философское учение прорывает пелену времени, обращаясь к Вечности. А потому ни устареть, ни уступить свое уникальное место в культуре ее новым образованиям оно не может.

Вопрос IV. Философия как способ сущностного самоопределения человека в современном мире и выбора его жизненной позиции.

Мыслители всех исторических эпох подходили к философии с пониманием ее особой роли в культуре вообще. С одной стороны, только философия формирует целостное, холистическое мировоззрение, нацеливая личность на рациональное образование и культурное воспитание. С другой стороны, с самого своего зарождения она не только рационально осмысливала все накопленные человечеством знания, встраивая их в общую картину мира, но и оценивала их с точки зрения социально-нравственной. Именно ценностная, духовно-практическая функция философии обусловливает особую, гуманистическую роль философии в культуре. Философия придает человеческий смысл и значимость знанию и всей культуре в целом.

Таким образом, философия обладает особым статусом в культуре, когда все ее явления, все проблемы, концепции, теории и идеи конкретных научных дисциплин, а также представления и творческие образы различных видов искусства, нормы и идеалы социальной жизни она наполняет мировоззренческим смыслом и гуманистическим значением. А как своеобразное интеллектуальное образование философия выполняет ориентирующую роль в системе культуры вообще и в науке в частности. Это рефлексивный самоанализ ключевых проблем во всех сферах познания и рационального объяснения мира. Это целенаправленное осознание роли и значения человеческой мысли и деятельности в качественном преобразовании Вселенной. Философия всецело обращена к личности, культивирует в ней душу и разум [5] и, как надеялся Сенека, помогает гражданину при всей его «человеческой слабости обладать бесстрашием бога». Философия по сути своей нацелена на напряженный умственный поиск истины, осознание добра и осмысление красоты.

В настоящее время философия, будучи уникальным интеллектуальным и гуманитарным явлением, заняла одно из ведущих мест в духовной культуре общества. Философия органично взаимодействует со всеми другими формами общественного сознания – наукой, искусством, политикой, правом, религией. Поистине философия, по справедливому замечанию Гегеля, является квинтэссенцией, т.е. самым главным в духовной жизни человека.

Философ не «сверхчеловек», ничто человеческое ему не чуждо. Дар философа – особый дар: соединять в себе мудрость старца, за плечами которого большой опыт жизни, с непосредственностью, даже наивностью ребенка, не потерявшего еще способности искренне удивляться тому, что для других обычно и привычно. Философ, конечно, многого не знает. Но он знает о своем незнании.

Философствование всегда должно быть свободным от любой внешней для него цели. Оно не может твориться по заказу и по указу, иначе это будет уже не философствование, а директивная идеология. Философ в силу присущей ему критичности является беспощадным критиком общественного застоя, политического деспотизма и любой несправедливости. Поэтому в глазах властей философ является нежеланным возмутителем спокойствия. На философскую критику власть зачастую отвечала отнюдь не теоретическими аргументами. Так, афинский суд приговорил Сократа к смерти. Мучительную смерть приняли Т. Мор и Дж. Бруно. 27 лет в заточении провел Т. Кампанелла, четверть века томился в якутской тундре Н.Г. Чернышевский. ХХ век продолжил эту «традицию»: лучших, самых выдающихся мыслителей России либо расстреляли, либо насильственно выдворили в изгнание.

Неправедной власти нужна не истина, а миф. В мифе нуждается и «агрессивное большинство», холопствующее перед такой властью, живущее подачками со стола диктаторов. Не случайно философия сформировалась там, где родилась демократия: в греческих полисах (Афины). И никакой философии не могло быть и не было в Спарте, потому что там не было демократии. Да и вообще в обществе с деспотической властью «нет проблем», ибо и общественная, и частная (личная) жизнь граждан находится под постоянным и неусыпным контролем государственной власти. В этих условиях индивиду не приходится самому выбирать, самому решать и самому отвечать за свой выбор и за свои решения.

Для человека и раньше, и теперь самым удивительным, а потому и самым важным и первейшим объектом его интереса и внимания был, остается, и останется он сам. Но если обыденное сознание «ухватывает», фиксирует лишь ситуативный (а потому во многом случайный) момент человеческой сущности, если даже искусство проникает в мир человека, раздвигая (и в прошлое, и в будущее) границы времени, то философия «перешагивает» и через случай, и через время. Она и есть то «волшебное зеркало, смотря в которое, человек видит себя как существо космическое, вечное.

Философская мысль есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия внеисторична. Как и всякое научно-теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. В философии новое знание не отвергает, а диалектически «снимает», преодолевает свой прежний уровень, т.е. включает его в себя как свой частный случай. В истории мысли, подчеркивал Гегель, мы наблюдаем прогресс: постоянное восхождение от абстрактного (отвлеченного и одностороннего) знания к знанию все более и более конкретному (полному и многостороннему).

Философское сознание есть не только познающее, но и интимно- личностное, сопереживающее и сострадающее сознание. «Удивление», о котором говорил Аристотель, – это акт разума. Оно означает бескорыстную, чистую любознательность, без чего действительно не было бы философии и не было бы науки. Но о другой стороне философского знания, обращенной не к внешнему миру, а к самому человеку, очень кратко и выразительно сказал Сократ: Смерть – вот вдохновляющий гений философии».

Смертен не только человек, смертны и животные. Но лишь человек знает об этом. Кстати, именно здесь наиболее близко сходятся, соприкасаются между собой в своих истоках религия и философия. Обе они – но каждая по-своему – обращаются со словами утешения к смертному человеку. Философский образ жизни (равно как и образ жизни искренне верующего человека) есть прежде всего осознанный, глубоко продуманный и прочувственный практический ответ человека самому факту конечность, временности своего существования. Вопрос о смысле жизни каждый человек должен решить для себя сам. Если научная истина имеет всеобщий характер, то истина философская, заключающая в себе определенный ценностный момент и императив поведения, предназначена все же для «индивидуального пользования».

Философия и медицина.

Изучение философии в медицинском вузе не следует рассматривать лишь как развитие общей культуры и кругозора врача. Овладение философской мудростью позволит обогатить сознание будущего специалиста опытом и искусством рационального мышления лучших умов человечества, а также сформировать навыки целостного восприятия мира и концептуального мышления, без которого невозможно подлинное клиническое мышление.

Вся история науки, в том числе и медицинской, убедительно свидетельствует, что все выдающиеся ученые не ограничивали свои интересы лишь рамками своей специальности, а были личностями широко образованными, глубоко разбирающимися в проблемах философии. обращаться ученых к философии, по словам А. Эйнштейна, заставляет проблемы развития их собственной науки.

Медицина не обделена «вечными» проблемами, требующими философского осмысления. Сколько в ее истории было, к примеру, концепций причинности. Причины болезней видели и в присутствии вредоносных агентов в организме (монокаузализм), и в наличии неблагоприятных для организма условий (кондиционализм), и в наследственной предрасположенности к заболеваниям (конституционализм). каждая из этих концепций опиралась на фактический материал. Но ни одна из них не могла претендовать на звание универсальной, объясняющей всю совокупность фактов. А ведь прежде чем искать причины болезней, следует поставить и дать ответ на вопрос, что такое причина вообще как философская категория? Не ответив на него, будешь искать причину вовсе не там, где они находятся.

Не меньше трудностей возникает и с отличием нормы от патологии. Предлагавшиеся в истории медицинской науки подходы: типологический (норма как идеал) и господствующий сейчас среднестатистический совершенно не учитывают индивидуальный характер нормы. И так будет до тех пор, пока в сознании врачей не закрепится философское понимание, что норма – это определенный интервал между социобиологическими константами функционирования организма человека, и, следовательно, это конкретное выражение меры как единства качественной и количественной определенности объекта. Только на этой основе возможна выработка методологически правильного подхода к определению индивидуальной нормы.

Высоким уровнем профессионального мышления обладали отечественные клиницисты XIX –XX вв. Они, к примеру, аргументировано отстаивали преимущества физиологического созерцания (по их терминологии) в медицине по сравнению с анатомическим восприятием. Тем самым они заложили предпосылки перехода медицинской теории от органопатологии к антропопатологии, т.е. к целостному пониманию истоков и хода болезней.

Философия стала насущно необходимой медицине как опыт условной теоретической символизации и осмысления Бытия и человеческого присутствия в Бытии. Философия становится при этом мерой человеческой жизнедеятельности. Во-первых, философские суждения, имеющие прежде всего аксиологическую (ценностную) направленность, действительно пробуждают интерес и конкретные потребности врача в философском осмыслении медицинской реальности. Во-вторых, философская методология рассматривает всякую врачебную деятельность как спонтанный процесс умственного прозрения. Отсюда понятное стремление всех думающих медиков к овладению искусством целостного понятийного мышления, которое естественно воплощает в самом себе профессиональное умение не просто накапливать массу полезных сведений, научных знаний, приобретения профессиональных навыков, но и познавать смысл и назначение человеческой жизни, представляя ее как целостный и единый процесс в своей первооснове.

Согласно диалектике познания, понимание частного требует знания общего, проявлением которого это частное является. Медицина способна помочь конкретному больному лишь в том случае, если ей известны и понятны общие признаки поразившей его болезни. А это, в свою очередь, требует целостного восприятия человека и мира вокруг человека, которое как раз и является целью философского познания.

Проблемы стратегии и тактики диагноза становятся трудно решаемыми, если врач полагается лишь на свои знания и опыт клинициста, которые всегда ограничены. Но если он приобретет логическую культуру мышления, овладеет законами и процедурами диалектической логики, то он станет на голову выше себя самого.

Философского анализа требуют такие проблемы теоретической медицины, как:

ü объект и предмет медицины;

ü медицина и социальная и духовная жизнь человека;

ü сущность жизни;

ü теория здоровья и болезни, нормы и патологии;

ü причинность в медицине

К числу философских принципов теоретической медицины относятся:

ü принцип материального единства мира;

ü принцип познаваемости мира;

ü принцип познаваемости мира;

ü принцип развития;

ü принцип эволюции и динамизма;

ü принцип детерминизма (причинности);

ü принцип структурности;

ü принцип целостности, системности.

Разумеется, философ не поставит за врача диагноз, не определит в конкретном случае, в каком состоянии организм человека, не определит методику лечения. Однако философское знание подскажет врачу правильный выход из затруднительной ситуации.

Для многих первое знакомство с философией может стать неожиданной встречей с весьма необычными и непривычными идеями и идеалами, теориями и учениями, которые фактически бросают вызов многим устоявшимся мнениям и убеждениям, стереотипам и даже предрассудкам. Но затем именно философия побуждает к осознанному выбору смысла и целей жизни, определения достойных средств и методов их достижения. Философия, исследуя и сильные, и слабые стороны жизни людей, приносит несомненную пользу людям. Она укрепляет их дух в бедствии и счастье, учит искусству мыслить, говорить и действовать. Иначе говоря, философия делает их жизнь и деятельность лично интересной и общественно полезной. Поэтому философское познание такого духовного явления как философия жизненно необходимо.

Учиться следует не самой философии как таковой, не стоит ограничиваться лишь запоминанием ее «вечных» истин. Надо учиться именно искусству философствования, искусству философского мышления – умению критически осмысливать и собственные достижения, и достижения науки, в том числе и медицинской. Следует изучать культуру философского постижения и осмысления бытия и жизни людей. Великий немецкий философ И. Кант преложил выделить две основные стороны процесса обучения философии:

1) «учиться философии» – значит овладевать субъективной стороной ума, т.е. запоминать, как кто-то и когда-то уже об этом думал;

2) «учитьс я философствовать» – это значит придавать своим знаниям объективный характер, т.е. овладевать приемами самостоятельного критического осмысления мнений и знаний.

Наше с вами обучение философии должно объединить обе эти стороны. Мы должны обогатить свою память знанием многих философов и их концепций, а также научиться самостоятельно мыслить, овладеть навыками философского рассуждения и осмысления окружающей действительности и своей профессиональной деятельности.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое мировоззрение? Какова его структура?

2. Какие исторические типы мировоззрения Вы знаете?

3. В чем сходство и различие мифологического и религиозного типов мировоззрения?

4. Сравните научное и философское мировоззрения на предмет общего и особенного.

5. Является ли философия наукой или нет? Почему?

6. Что такое Основной вопрос философии? Какие его аспекты (стороны) вы знаете?

7. Чем отличаются друг от друга разновидности материализма и идеализма?

8. Что такое философский метод? Какие Вы знаете философские методы?

9. Какова структура философского знания?

10. В чем специфика философских проблем?

Темы докладов и рефератов:

  1. Природа и сущность мировоззрения, его типология.
  2. Философия как мировоззрение.
  3. Основной вопрос философии и его значение.
  4. Структура философского знания.
  5. Функции философии.
  6. Основные проблемы философии.
  7. Связь философии с другими формами культуры.
  8. Философия и медицина.
  9. Философия как способ самоопределения человека в мире и основа жизненной позиции личности.
  10. Личность философа (философия как образ жизни).

 

Тесты к Теме 1.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: