double arrow

Основной вопрос философии.

Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. Каждая философская система имеет свой стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего, для Сократа он связывался с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени – как возможно познание, для современного позитивизма – в чем суть логики научного открытия и т.д.

Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления как такового. Прежде всего, среди них следует назвать вопрос о самом общем отношении – отношении между миром и человеком. Поскольку этот вопрос вытекает из самого предмета философии – наиболее общие связи и отношения в мире, прежде всего между миром и человеком, то его принято именовать «Основным вопросом философии». Поскольку материя и сознание (дух) являются двумя неразрывно связанными, но в то же время противоположными характеристиками бытия, то основной вопрос философии имеет две стороны, два аспекта – онтологическую и гносеологическую:

1. что первично, дух или материя, идеальное или материальное?

2. познаваем ли мир? Что первично в процессе познания?

От решения этого вопроса зависит общее понимание бытия и познания, а также построение всей системы знания об окружающем мире и месте человека в нем. В зависимости от решения первого аспекта Основного вопроса выделяются крупные философские направления – идеализм и материализм. Формулируется целый ряд категорий и принципов, способствующих раскрытию философии в качестве общей методологии познания.

Как материализм, так и идеализм неоднородны в своих конкретных проявлениях. Можно выделять самые различные формы материализма и идеализма по разным основаниям и критериям. Так, с точки зрения исторического развития материализма выделяются его следующие основные формы:

1. материализм Древнего Востока и Древней Греции – это первоначальная форма материализма, в рамках которой все предметы и окружающий мир рассматривались сами по себе, независимо от сознания как состоящие из материальных образований и элементов (Фалес, Брихаспати, Левкипп, Демокрит, Гераклит и др.);

2. метафизический (механистический) материализм Нового времени в Европе. В его основе лежит научное изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводилось к механической форме движения материи (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций и др.);

3. диалектический материализм, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.).

Существуют и другие типологии материализма:

ü последовательный и непоследовательный материализм – в зависимости от того, распространяется ли материалистическое понимание и на общество;

ü научный и вульгарный материализм – в зависимости от того, как трактуется сознание, его возможность ответного влияния на материю т.п.

Достоинства материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные, на общечеловеческий здравый смысл, а также логическая и практическая, опытно-экспериментальная доказуемость многих положений материализма. Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности и происхождения сознания, существование таких явлений окружающего мира, которые необъяснимы с точки зрения материалистов.

Подобно материализму, идеализм также неоднороден. Следует различать две его главные разновидности: объективный идеализм и субъективный идеализм.

ü объективный идеализм провозглашает независимость идеи, бога, – вообще безличного духовного начала не только от материи, но и от сознания отдельного человека (Платон, Ф. Аквинский, Г. Гегель);

ü субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания отдельного человека (Дж. Беркли). Крайней формой субъективного идеализма является

v солипсизм – философская концепция, которая исходит из того, что с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного индивидуального Я и моих ощущений.

Сильной стороной идеализма является анализ многих механизмов и форм сознания и мышления. Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь, т.е. механизм возникновения материи и идеи.

Для адекватного понимания специфики философского знания необходимо также затронуть вопрос о соотношении и характере взаимодействия материализма и идеализма. Причем здесь требуется избегать двух крайних, радикально-упрощенных точек зрения. Первая абсолютизирует борьбу материализма и идеализма, между «линией Демокрита и линией Платона» на всем протяжении истории философии. Другая точка зрения, наоборот, вообще отрицает наличие такой борьбы в истории человеческой мысли.

На самом деле такая борьба, причем вполне сознательная, безусловно, имела место в истории философии. Достаточно вспомнить противостояние материализма и идеализма в античный период или воинствующий идеализм Д. Беркли в Новое время, или, наконец, вспомнить феномен «воинствующего материализма» в нашей стране. Но, разумеется, эту борьбу не следует абсолютизировать и полагать, что она всегда, везде и полностью определяла и определяет развитие философии. В решении некоторых вопросов материализм и идеализм иногда соприкасались и даже перекрещивались. Примером такого сопряжения является позиция деизма. Ведь к деизму примыкали мыслители и материалистического (Ф. Бэкон, Д. Локк), и идеалистического (Г. Лейбниц), и дуалистического направлений (Р. Декарт). Но еще более наглядно единство позиций материализма и идеализма обнаруживается в решении вопроса о познаваемости мира. Так, агностики и скептики были как в лагере материализма (Демокрит), так и идеализма (И. Кант), а принцип познаваемости мира отстаивался не только материалистами (марксизм), но и идеалистами (Г. Гегель).

С вопросом о первоначалах бытия связан и вопрос об организации бытия и, соответственно, о подходах к его изучению. Здесь выделяются три основных позиции.

ü Монизм – это философская концепция, согласно которой мир имеет только одно начало. Таким началом может выступать либо материальная, либо духовная субстанция.

ü Дуализм – это философское учение, утверждающее полное равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического (Р. Декарт).

ü Плюрализм – это философское учение, утверждающее множественность оснований и начал бытия (теория четырех стихий – огня, воды, земли и воздуха).

В гносеологическом плане (вторая сторона Основной вопрос философии) философы разделяются на гностиков и агностиков. Гностики, представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что мир познаваем, и возможности познания неограниченны. Противоположной точки зрения придерживаются агностики (И. Кант, Протагор), которые считали, что мир в принципе непознаваем, а возможности познания сущностно ограничены возможностями человеческого разума.

В методологическом плане вторая сторона Основного вопроса философии предполагает деление мыслителей на эмпириков и рационалистов. Эмпиризм (Ф. Бэкон, Д. Локк) исходит из того, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения. Рационализм (Пифагор, Демокрит, Декарт) предполагает, что истинное, достоверное знание может быть выведено непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.

Таким образом, основной вопрос философии определяет общие принципы мировосприятия, процесса познания мира, а также принципы деятельности человека по отношению к объективной реальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: