Кондуктивная тепловая связь для двух элементов определяется по выражению
где К – значение связи, R0 – контактное термическое сопротивление, R1, R2 – термические сопротивления со стороны первого и второго элементов.
Она измеряется в Вт/К.
Термическое сопротивление — тепловое сопротивление, способность тела (его поверхности или какого-либо слоя) препятствовать распространению теплового движения молекул.
Тепловое сопротивление участка постоянного сечения определяется по формуле:
где l – длина участка тепловой цепи, – коэффициент теплопроводности материала, S – площадь поперечного сечения.
Тепловое сопротивление измеряется в К/Вт.
Кондуктивная тепловая связь стержня 12X18H10T диаметром 5 см и длиной 1 м, рассматриваемого в предыдущем примере, K=0,03 Вт/К.
Тепловое сопротивление N последовательно идущих участков, по аналогии с электрическим сопротивлением, складывается:
Разобьем стержень на 10 равных участков.
Тепловое сопротивление одного участка R1=3,285 К/Вт.
Тогда тепловое сопротивление всего стержня равно R=32,85 К/Вт.
|
|
Тепловая связь одного участка K1=0,30 Вт/К.
Суммарная тепловая связь будет рассчитываться по формуле:
так как стержень поделён на равные участки.
Суммарная тепловая связь стержня равна K=0,03.
При последовательной тепловой связи складывается тепловое сопротивление, а кондуктивную тепловую связь считают по формуле:
Добавим между двумя пластинами из предыдущего примера ещё 4 таких же стержня и рассчитаем параллельную кондуктивную тепловую связь.
Тогда тепловое сопротивление одного стержня равно R=32,85 К/Вт.
Суммарное тепловое сопротивление 5 одинаковых стержней:
Подставляя значение , R=6,57 К/Вт.
Суммарная тепловая связь K=0,76 Вт/К.
Тепловой мост, также называемый холодный мост, представляет собой область или компонент объекта, который имеет более высокую теплопроводность, чем окружающие материалы, создавая путь наименьшего сопротивления для передачи тепла. Тепловые мосты приводят к общему снижению теплового сопротивления объекта.
Тепловая развязка – это элемент низкой теплопроводности. Он помещается в сборке, чтобы уменьшить или предотвратить поток тепловой энергии между проводящими материалами.
Примеры реальных значений тепловых характеристик в КА из реальных разработок и испытаний:
После изготовления мата, методом выкройки и сшивания на основе размеров корпусного модуля и в соответствие с монтажным чертежом была получена окончательная ЭВТИ. После этого производились контрольные проверки степеней черноты En и коэффициентов солнечного поглощения, подтвердившие для внешнего слоя значение коэффициентов En ³ 0.6, коэффициентов As £ 0,4. Затем производились проверки коэффициента поперечной тепловой проводимости ЭВТИ, подтвердившей значение 0.1 Вт/К. Проверки производились с помощью тепловизора "FLIR P660" и термокриокамеры, которая обеспечивалась жидким азотом с помощью азотной ожижительной станции LNP40 (Cryomech Inc.) и генератора жидкого азота LNP 40.
|
|
На рисунке 2.1 показаны фрагменты процесса укрывания корпусного модуля ЭВТИ.
Рисунок 2.1 Фрагмент процесса укрывания корпусного модуля ЭВТИ.
Моделирование теплового потока маршевого двигателя на ЖРДМТ с помощью имитатора – излучателя разработки НИЦ КЭ. Излучатель, выполненный в виде электрического нагревателя, обеспечивал, создание заданной плотности теплового потока в выходном сечении его дефлектора, в диапазоне от 0 до 20 кВт/м2. Корпус излучателя имеет круглую плоскую излучающую поверхность наружным диаметром 180 мм, по периметру которого перпендикулярно к её плоскости установлен цилиндрический дефлектор. Регулирование излучателя осуществлялось путём изменения напряжения питания имитатора и контроля напряжения и тока в электрической цепи нагревателя. Перед проведением испытаний была проведена градуировка имитатора теплового потока (рис. 2.2).
Рисунок 2.2 Зависимость плотности теплового потока имитатора-излучателя от напряжения питания, подаваемого на имитатор-излучатель
Максимальная температура ЖРДМТ достигала 120 градусов Цельсия. Результаты испытаний показаны на рис. 2.3 и 2.4.
Рисунок 2.3 Изменение во времени плотности теплового потока, проходящего через ЭВТИ двигателя
Рисунок 2.4 Высота полета, тепловой поток в точке торможения, температура оболочки бака окислителя (горючего) в зависимости от времени при спуске РБФ с ССО.
Видно, что к моменту разгерметизации бака на 170-й секунде полета тепловой поток достигает значений ~ 120 кВт/м2 на высоте ~ 100 км [13].
Выводы.
1. Рассмотрены случаи параллельных и последовательных тепловых связей и тепловых сопротивлений.
2. Для регуляции температурного режима в КА использую тепловые мосты и тепловые развязки.
3. Рассмотрены реальные значения тепловых характеристик.