https://nestoriana.wordpress.com/2017/03/02/pushkin_sergi_baby_mashi/
Найдены два портрета бабушки Пушкина. Один из них нарисовал сам поэт.
Все знают о том, что любимой няней Пушкина была Арина Родионовна.
Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
Я ждал тебя; в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила…
Но это не о няне. А. Р. Яковлева очков не носила за их ненадобностью. Была она и относительно молода, и малограмотна.
Первой музой Пушкина была бабушка по матери Мария Алексеевна Ганнибал. Ее «прекрасным русским языком» восхищался юный Дельвиг.
Пушкиновед Нина Ивановна Грановская еще в начале 1990-х предположила, что на хранящейся в коллекции Русского музея крохотной миниатюре «Портрет неизвестной в белом чепце» 1770-х годов (эмаль меди, 3,5 х 3) изображена Мария Алексеевна Ганнибал* (1745–1818). Урожденная Пушкина, жена сына арапа Петра Великого. Основанием для такой атрибуции было то, что дама в чепце и обликом, и выражением лица напоминает известный портрет Сарры Юрьевны Пушкиной, прабабки Пушкина и матери Марии Алексеевны.
|
|
Мария Алексеевна Ганнибал, бабушка Пушкина. Конец 1770-х – 1780-е.
Предположение Н. И. Грановской. Атрибуция А. А. Чернова и И. В. Кулешовой. Эмаль на меди, 3,5 х 3. Инв. № Ж–3058. В Русский Музей поступила из Государственного Эрмитажа как «Портрет неизвестной в белом чепце».
Бабушка Мария Алексеевна в чепце на листе с портретами сестры, матери и самого поэта в младенчестве. Фрагмент рисунка Пушкина.
(Целиком лист смотри в конце поста.)
Сарра Юрьевна Ржевская, мать Марии Алексеевны.
С портрета Г. Сердюкова (?).
Третья четверть XVIII в.
Спустя годы предположение Грановской подтвердилось.
…Среди ночи звонок от сына. Тема важная, до утра не подождет – атрибуированный Грановской портрет бабушки Пушкина, который я вчера выложил в сеть. Тот, что «на совести Нины Ивановны», как написала мне хранитель собрания миниатюр Русского Музея Елена Игоревна Столбова. И добавила, что с атрибуцией женских портретов всегда проблемы: дамы орденов не носят…
– Зато носят серьги! – возражает сын, – ты посмотри, какие жемчужины огромные. Это же целое состояние!.. Может, отыщутся на ком-то из потомков бабушки Маши?
Как в воду глядел. В тот же день с Сашиной подачи исследователь Инга Кулешова обнаружила, что эти очень крупные и весьма характерные жемчужные сережки в пушкинском роду путешествуют с одного портрета на другой.
|
|
Наталья Николаевна Ланская. Художник К. Лаш. 1856
Мария Александровна Пушкина, дочь поэта.
Художник И. К. Макаров. 1860
Они на Наталии Николаевне, они и на ее старшей дочери. Мария в апреле 1860 года в возрасте 28 лет вышла замуж за Леонида Николаевича Гартунга. Портрет ее того самого года. (Оговоримся, что портрет – не фото. Макаров писал серьги не с натуры, а «по образу» и детализировал сережки по-своему.) А Наталья Николаевна с этими сережками написана в 1856 году. Значит, это был, скорее всего, свадебный подарок дочке. Которая, кстати, и была крещена Марией в память прабабушки Марии Алексеевны.
Известно, что на портрете Мария Александровна изображена с жемчужным ожерельем, доставшимся ей от матери.
* 1. Н. И. Грановская. «Род Пушкиных мятежный…» (Из истории рода Александра Сергеевича Пушкина). СПб, 1992. С. 68. 2. Н. И. Грановская. Вместе с Пушкиным от Царского села до Михайловского. СПб. 1999. С. 131