Обязательное социальное страхование, его сущность и виды

В результате изучения темы 6 студент должен:

· знать

- понятие обязательного социального страхования, его соотношение с понятием «социальное обеспечение»;

- отличительные признаки обязательного социального страхования;

- виды обязательного социального страхования;

- источники финансирования обязательного социального страхования;

- принципы обязательного социального страхования и нормы законодательства в области социального обеспечения, их закрепляющие;

- субъекты обязательного социального страхования, их правовой статус;

- ответственность в области обязательного социального страхования;

· уметь

- оперировать базовыми понятиями темы;

- анализировать и правильно применять различные правовые источники в области обязательного социального страхования;

- давать квалифицированные юридические консультации и заключения по вопросам обязательного социального страхования;

· владеть

- юридической терминологией по теме;

- навыками взаимодействия между субъектами обязательного социального страхования;

- навыками участия в процедурных отношениях в целях получения застрахованными социального (страхового) обеспечения.

 

6.1. Первоначальным источником государственного социального обеспечения являлось бюджетное финансирование из казны государства. Главными получателями социального обеспечения (пенсий, пособий, медицинской помощи) за счет бюджета были государственные служащие.

Обязательное социальное страхование (как дополнительный к бюджетному) источник финансирования социального обеспечения стал вводиться, начиная с конца XIX в., в отношении определенных слоев населения - некоторых категорий наемных работников (в основном рабочих) и членов их семей.

Данный механизм был выработан в Германии и в дальнейшем получил свое распространение в других европейских странах. С 1912 г. обязательное социальное страхование вводится в России с принятием Законов «О страховании на случай болезни» и «О страховании от несчастных случаев».

На современном этапе «обязательное социальное страхование является наиболее значимой частью политики по обустройству и сбережению занятого (работающего) населения, трудом которого создается богатство общества, и семей этого населения»[4].

Обязательное социальное страхование является вторым составляющим элементом понятия – «государственное социальное обеспечение» (в его широком смысле), включающего в себя два основных источника финансирования социальных благ – средства бюджета и страховые взносы.

Обязательное социальное страхование направлено на социальное обеспечение основной массы работающего населения и членов их семей, а бюджетное социальное обеспечение – предназначено для определенных категорий государственных служащих (преимущественно правоохранительных структур) и лиц, не заработавших на страховое обеспечение.

 Лишь некоторые виды социального обеспечения, так называемые универсальные (пенсии, пособия, медицинская помощь), охватываются обоими видами подсистем государственного социального обеспечения: обязательным социальным страхованием и бюджетным социальным обеспечением. Остальные виды государственного социального обеспечения (государственная социальная помощь, социальное обслуживание, меры социальной поддержки) предоставляются на бюджетной основе.

Обязательное социальное страхование имеет целью возмещать утраченный вследствие социального риска утраченный работником (или членами его семьи) доход в виде заработка; бюджетное социальное обеспечение – предоставить лицу, не заработавшему на страховое обеспечение, достаточный для достойной жизни доход. Исходя из сущности обязательного социального страхования, и на основе принципа социальной справедливости уровень страхового обеспечения должен быть выше по сравнению с уровнем социального обеспечения неработающих граждан. 

Обязательное социальное страхование как механизм, позволяющий достигнуть компромисса в социальном диалоге между основными сторонами наемного труда – работодателями и работниками, а также минимизировать бремя бюджетных социальных выплат, вводится государством. На основе императивного метода государством определяются все основные правила действия данной системы: круг субъектов обязательного социального страхования и их правовой статус; тарифы страховых взносов и порядок их уплаты; условия предоставления страхового обеспечения и его размеры; механизмы защиты социально-обеспечительных прав.

В современных условиях в России применяются три вида обязательного социального страхования: пенсионное, социальное в его узком смысле (обеспечение пособиями) и медицинское.

6.2. Финансовое обеспечение обязательного социального страхования формируется за счет нескольких источников: страховых взносов, средств бюджетов и иных источников.

Основным плательщиком  страховых взносов выступает работодатель, а в обязательном медицинском страховании в отношении незанятого населения - государство. В науке, изучающей вопросы обязательного социального страхования, экономическая сущность страховых взносов определяется как часть недоданной работнику цены его рабочей силы, которая предоставляется ему в виде социального обеспечения при страховом случае – утрате основной части цены рабочей силы - заработка.

При этом в настоящее время в России получатели страхового обеспечения (за исключением самозанятых) не входят в круг страхователей, обязанных уплачивать взносы на обязательное социальное страхование, как это имеет место быть в ряде зарубежных стран. В целях повышения уровня своего социального обеспечения физическое лицо может вступить в правоотношения по добровольному социальному страхованию.

Размер страховых взносов на обязательное социальное страхование устанавливаются федеральным законом. В настоящее время по общему правилу применяются следующие тарифы: на пенсионное страхование – 22%; в целях предоставления пособий – 2,9%, на медицинское страхование (для работодателей в отношении работающего населения) – 5,1%.

6.2. Действие системы обязательного социального страхования основывается как на единых (системообразующих) принципах, так и на принципах, определяющих особенности определенного вида страхования.

Ряд принципов, выражающих основную сущность обязательного социального страхования, нашли свое отражение в содержании ст. 4 Закона об основах ОСС. К ним относятся, например, принцип всеобщего обязательного социального страхования; принцип государственного регулирования системы обязательного социального страхования; принцип обязательности уплаты страхователями страховых взносов; принцип устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемой на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования.

С другой стороны такой важный принцип обязательного социального страхования, как принцип солидарности и взаимопомощи, не получил своего закрепления в нормах закона. Данный принцип предполагает неэквивалентность размера страхового обеспечения объему индивидуально уплаченных страховых взносов. Все страховые взносы в отношении всех застрахованных поступают в общий фонд с последующим перераспределением общих средств фонда для пострадавших от социального риска. Чем выше доля трудоспособного населения и хорошо зарабатывающих граждан, ниже уровень неблагоприятных социальных рисков (бедности, заболеваемости, безработицы, смертности трудоспособного населения и др.), тем более высоким должен быть уровень страхового обеспечения.

В отношении конкретных видов обязательного социального страхования могут действовать и иные принципы, отражающие их особенности. Не по всем видам (подвидам) обязательного социального страхования такие принципы получили свое нормативное закрепление. Наиболее яркими примерами таких принципов являются: принцип создания условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования (ст. 4 Закона об ОМС) и принцип дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска (ст. 4 Закона об ОСС от несчастных случаев).

Механизм обязательного социального страхования выполняет несколько функций: экономическую (производственную), социальную (защитную), профилактическую, реабилитационную и др.

Экономическая функция обязательного социального страхования заключается в предоставлении более высокого уровня социального обеспечения для работающих граждан, нежели для незанятого населения. Размер социального обеспечения работающего лица предполагает быть зависимым от размера трудового вклада: стажа работы и размера заработка. В указанных условиях для трудоспособного населения создается заинтересованность быть вовлеченными в официальную занятость с соответствующими страховыми взносами работодателя в страховые внебюджетные фонды (ПФР, ФФС и ФФОМС) в целях получения работником при наступлении социального риска более высокого уровня социального обеспечения по сравнению с неработающими гражданами. Чем выше стаж работы и официальный заработок, тем выше уровень страхового обеспечения.

Социальная функция обязательного социального страхования нацелена на защиту жизни и здоровья работающего лица, предоставлении ему высокого уровня страхового обеспечения при утрате им заработка вследствие наступления социального риска (болезни, инвалидности, беременности, рождения ребенка), а в случае смерти работника – на предоставление достаточного уровня социального обеспечения членам его семьи.

Профилактическая функция обязательного социального страхования направлена на предотвращение возникновения неблагоприятных социальных рисков (например, несчастных случаев на производстве).

6.3. Субъектами обязательного социального страхования выступают: страховщик (страховой фонд), застрахованный (работник, незанятое население), страхователь (работодатель, государство, самозанятое население).

Правовой статус субъектов обязательного социального страхования определен как кодификационным законом - Законом об основах ОСС, так и специальными законами о соответствующих видах обязательного социального страхования – Законом об ОПС, Законом об ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Законом об ОСС от несчастных случаев, Законом об ОМС.

Так, в соответствии со ст. 10 Закона об основах ОСС застрахованным предоставлены следующие права: на своевременное получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; на защиту лично, через своего представителя или профсоюз своих прав, в том числе в суде; на участие через своего представителя или профсоюз в управлении обязательным социальным страхованием; на получение информации о деятельности страховщиков и страхователей; на внесение предложений через своего представителя или профсоюз о тарифах страховых взносов страховщикам и в Правительство РФ.

К обязанностям застрахованных отнесено: своевременное предъявление страховщику документов, содержащих достоверные сведения и являющихся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, предусмотренного федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования; уплата страховых взносов, если такая обязанность установлена законодательством РФ.

Ответственность в области обязательного социального страхования наступает: для должностных лиц - за нецелевое расходование денежных средств бюджетов страховых фондов, для страхователей – в случае их уклонения от регистрации в исполнительных органах страховщика, а также для всех субъектов обязательного социального страхования - в других случаях нарушения законодательства Российской Федерации. Так, административная ответственность за нарушения законодательства РФ в области обязательного социального страхования установлена статьями 15.32 (за нарушение страхователями срока регистрации), 15.33 (за нарушение порядка и сроков представления и иных документов в ФСС), 15.34 (за  сокрытие несчастного случая на производстве) КоАП РФ. Уголовная ответственность предусмотрена статьями 199.2 - 199.4 УК РФ.

Практикум


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: