Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается различие понятий «социальная защита», «социальное обеспечение» и «обязательное социальное страхование»?

2. Какие виды обязательного социального страхования в настоящее время применяются в России?

3. За счет каких средств финансируется система обязательного социального страхования?

4. Каковы особенности правового статуса субъектов обязательного социального страхования?

5. Какая предусматривается ответственность за нарушение законодательства в области обязательного социального страхования?

Практические задачи

Задача 1

На производственном совещании замдиректора по финансам Летов посетовал на большое налоговое бремя, возложенное государством на бизнес, в частности упомянув высокие страховые взносы во внебюджетные фонды. Присутствовавший на совещании юрист Быстров возразил ему, что страховые платежи – это не нагрузка на бизнес, а объективно необходимые издержки производства, часть недоданной цены рабочей силы.

Кто из указанных работников прав? Объясните вашу позицию.

Задача 2

Инвалид Дельцов 30 лет проработал вахтером на заводе. Размер заработной платы был небольшим и в нынешнем эквиваленте не превышал 12 тыс. рублей. Его зять, работающий на этом же заводе главным инженером, зарабатывал не менее 200 тыс. в месяц. Тесть за семейным ужином сообщил своему зятю, что размеры их страховых пенсий по старости не будут так различаться, как их зарплаты, поскольку обязательное пенсионное страхование базируется на принципах солидарности и взаимопомощи, а также принципе перераспределения, и что хорошо зарабатывающие граждане по сути финансируют пенсии мало зарабатывающих граждан.

Прав ли Дельцов? Поясните ответ.

Задача 3

40-летний программист Клоков упрекнул свою часто болеющую коллегу Сергееву, что та слишком часто болеет или сидит на больничном с больным малолетним ребенком. Клоков заявил, что поскольку ни разу за свою 20-летнюю трудовую деятельность не болел, то все внесенные за него работодателем страховые взносы на социальное обеспечение пособиями фактически израсходованы на социальное обеспечение часто болеющих граждан. Сергеева возразила Клокову, что когда-нибудь Клоков также может оказаться больным и будет нуждаться в социальном обеспечении.

Какие принципы обязательного социального страхования находят свое выражение в регулировании таких отношений?

Задача 4

Идрисова осуществляет трудовую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Каким видам обязательного социального страхования подлежит Идрисова? В отношении каких видов обязательного социального страхования она вправе вступить на добровольной основе?

Задача 5

Проработавшей 30 лет на заводе уборщицей Котриковой была назначена страховая пенсия по старости. Ее старшая сестра, занимавшаяся всю жизнь уходом за детьми Котриковой, получала социальную пенсию по старости. Общее материальное обеспечение обеих сестер в результате было одинаковым.

Из каких источников финансируются указанные пенсии? На основе каких критериев определяются размеры страховой пенсии по старости и социальной пенсии по старости? Почему сложилась такая ситуация?

Задача 6

Ширяевой при оформлении полиса обязательного медицинского страхования объяснили, что непосредственным страховщиком по данному виду страхования выступает не ФФОМС, а страховая медицинская организация ЗАО «Медстрахкапитал». Ширяева озадачена тем фактом, что в обязательном медицинском страховании страховщиком выступает коммерческая организация.

Так ли это? Поясните ответ. Какие органы выступают в качестве непосредственного страховщика в других видах обязательного страхования – пенсионном страховании и страховании в целях обеспечения пособиями?

Задача 7

Частный нотариус Вилкова собралась через год после начала профессиональной деятельности родить первого ребенка.

Будет ли иметь Вилкова право на страховое пособие по беременности и родам? Если да, то при каком условии? В рамках какого вида обязательного социального страхования выплачивается пособие по беременности и родам?

Задача 8

Директор производства Горячев через десять лет приобретет право на страховую пенсию по старости. Обратившись предварительно в пенсионные органы, он выяснил, что ожидаемый размер его пенсии будет не таким большим, как бы хотелось Горячеву.

Какие механизмы социального страхования в области пенсионного обеспечения вправе использовать Горячев для увеличения размеров пенсии?

Задача 9

Нестеров, которому вручили уведомление о предстоящем его увольнении в связи с ликвидацией организации, особо переживать не стал. Нестеров был уверен, что для работодателя законом установлено требование об обязательном социальном страховании работников на случай их безработицы.

Прав ли Нестеров? В каких случаях он приобретет право на страховое обеспечение на случай потери работы? Будет ли являться данное обеспечение социальным?

Задача 10

Неработающая Козлова, родившая первого ребенка, обнаружила, что размер ее пособия по уходу за ребенком намного меньше, чем у ее подруги врача-терапевта Федоровой, также родившей ребенка. В органах соцзащиты Козловой объяснили, что размер данного пособия у работающих граждан зависит от стажа и размера их заработка.

Каким образом в данной ситуации выражена сущность обязательного социального страхования?

Тесты

1. Понятие «обязательного социального страхования» является составной частью другого более широкого понятия: …

а) социальное обеспечение;

б) социальная поддержка;

в) социальные услуги;

г) социальное сопровождение.

 

2. Понятие «обязательное социальное страхование» охватывает такие понятия, как:

а) меры социальной поддержки, материнский (семейный) капитал;

б) социальные услуги и социальное сопровождение;

в) пенсии, пособия, охрана здоровья;

г) государственная социальная помощь, компенсационные выплаты.

 

3. Система обязательного социального страхования включает в себя:

а) страхование на случай потери работы (от безработицы);

б) страхование на случай пожара в жилом помещении;

в) только пенсионное и медицинское страхование;

г) пенсионное страхование, медицинское страхование, страховую систему обеспечения пособиями.

 

4. Экономическая природа страховых платежей определяется как:

а) налоговый платеж;

б) часть необходимого продукта, отложенного в виде недоданной работнику части цены его рабочей силы, предназначенной для возврата в виде его материального обеспечения при наступлении соответствующих страховых случаев;

в) заемное обязательство.

 

5. Системообразующими принципами обязательного социального страхования являются:

а) адресность и конфиденциальность;

б) солидарность и взаимопомощь;

в) приближенность поставщиков социального обеспечения к месту проживания получателя социального обеспечения, сохранение пребывания получателя социального обеспечения в привычной благоприятной среде.

 

6. Основной функцией обязательного социального страхования является:

а) обеспечение минимума средств для проживания;

б) обеспечение соответствующего достаточно высокого уровня социальной защиты застрахованных и их семей;

в) обеспечение лиц, имеющих доход ниже прожиточного минимума.

 

7. Правила образования фондов обязательного социального страхования, правила расходования средств таких фондов, правовой статус участников правоотношений по обязательному социальному страхованию определяются:

а) участниками обязательного социального страхования;

б) фондами обязательного социального страхования;

в) федеральным законом;

г) Президентом РФ.

 

8. Кодифицированным законом в области обязательного социального страхования выступает:

а) Закон о страховых взносах;

б) Закон об основах обязательного социального страхования;

в) Законы о страховых пенсиях и о накопительной пенсии;

г) Закон об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

 

9. Объектом для начисления страховых взносов являются:

а) прибыль организации-работодателя;

б) имущество организации-работодателя;

в) имущество работников;

г) фонд оплаты труда и заработная плата конкретного работника.

 

10. Размер страховых взносов составляет:

а) в ПФР – 2,9 %, в ФСС – 5,1 %, в ФФОМС – 22 %;

б) в ПФР – 22 %, в ФСС – 5,1 %, в ФФОМС – 2,9 %;

в) в ПФР – 5,1 %, в ФСС – 2,9 %, в ФФОМС – 22 %;

г) в ПФР – 22 %, в ФСС – 2,9 %, в ФФОМС – 5,1 %.

Нормативные акты

Конституция Российской Федерации.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ООН).

Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».

Литература

Вигдорчик, Н.А. Теория и практика социального страхования. Теоретические основы социального страхования / Н.А. Вигдорчик. - М.-Л., 1923.

Галаганов, В.П. Правовое регулирование отношений по обязательному социальному страхованию (проблемы теории и практики): дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.05 / Галаганов Владимир Петрович. – М., 2009. – 328 с.

Галаева, Л.А. Страховые случаи как юридические факты в обязательном социальном страховании:дис. … канд. юрид. наук: 12.00.05 / Галаева Людмила Анатольевна. – М., 2011. - 186 с.

Григорьев, И. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 425 с. — (Серия: Бакалавр и специалист).

Забелин, Н.В. Теоретические основы социального страхования / Н.В. Забелин. - М., 1926.

Захаров, М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве): монография / М.Л. Захаров. - М.: Проспект, 2015. – 312 с.

Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / Е.Е. Мачульская. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. – 587 с.

Павлюченко, В.Г. Социальное страхование / В.Г. Павлюченко. - М., 2007.

Право социального обеспечения в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / Ю. П. Орловский [и др.]; под общ. ред. Ю. П. Орловского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 135 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

Право социального обеспечения в 2 т. Том 2. Особенная и специальная части: учебник для академического бакалавриата / Ю. П. Орловский [и др.]; под общ. ред. Ю. П. Орловского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 424 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

Право социального обеспечения: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Филиппова [и др.]; под ред. М. В. Филипповой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 382 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

Право социального обеспечения России и зарубежных стран: учеб. пособие для академического бакалавриата / Ю. П. Орловский [и др.]; под общ. ред. Ю. П. Орловского; отв. ред. М. О. Буянова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 205 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

Право социального обеспечения (для бакалавров). Учебное пособие / Буянова М.О., Кондратьева З.А., Кобзева С.И. - Москва: КноРус, 2017. - 464 с.

Право социального обеспечения. Бакалавриат. Учебное пособие / Миронова Т.К. - Москва: КноРус, 2020. - 304 с.

Роик, В.Д. Обязательное медицинское страхование: теория и практика: учебное пособие / В.Д. Роик. - М.: Дело и Сервис, 2013.

Роик, В.Д. Социальное страхование: история, проблемы, пути совершенствования / В.Д. Роик. - М.: Институт Министерства труда РФ; Фонд социального страхования трудящихся горно-металлургической промышленности, 1994.

Рощепко, Н.В. Единство публичных и частных начал в правовом регулировании социально-страховых отношений: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.05 / Рощепко Наталья Владимировна. – М., 2016. – 28 с.

Руденко, В.И. Медицинское страхование как средство социальной защиты населения в рыночной экономике: дис....… канд. экон. наук: 08.00.01 / Руденко Валентина Ивановна. - Новгород, 1996. – 153 с.

Социальное страхование: учебник / под ред. Н.А. Кричевского. - М.: Дашков и Ко, 2007.

Теттерборн, З.Р. Советское социальное страхование / З.Р. Теттенборн. - М.: Вопросы труда, 1929.

Федорова, М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.05 / Федорова Марина Юрьевна. – М, 2003. – 362 с.

Федорова, М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования / М.Ю. Федорова. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2000.

Тема 7

Понятие и виды стажа

В результате изучения темы 7 студент должен:

· знать

- понятие стажа;

- значение стажа в правоотношениях по социальному обеспечению;

- виды стажа, их отличительные признаки;

- правила подсчета различных видов стажа; правила исчисления стажа для отдельных категорий населения;

- особенности подтверждения стажа;

· уметь

- оперировать базовыми понятиями темы;

- различать виды стажа;

- анализировать и оценивать различные виды стажа, их значение в возникновении и изменении правоотношений в области социального обеспечения;

- давать квалифицированные юридические консультации и заключения по теме;

· владеть

- юридической терминологией по теме;

- навыками подсчета различных видов стажа;

- навыками сбора и представления доказательств, подтверждающих стаж.

 

7.1. Одним из важнейших оснований возникновения или изменения социально-обеспечительных отношений выступает такой юридический факт как стаж, под которым в широком смысле понимается продолжительность трудовой деятельности и иных признаваемых государством общественно значимых периодов.

В юридической науке и законодательстве в сфере социального обеспечения выделяются несколько видов стажа: страховой стаж, трудовой стаж, общий трудовой стаж, специальный (профессиональный) стаж и его разновидность - выслуга лет.

С точки зрения влияния на различные виды социально-обеспечительных правоотношений стаж имеет значение только в отношении некоторых видов социального обеспечения, так называемых универсальных: пенсий, пособий, медицинской помощи. В отношении предоставления государственной социальной помощи, социального обслуживания и мер социальной поддержки стаж значения не имеет.

Наибольшее значение стаж во всех его видах проявляется в пенсионных отношениях. При установлении права на пенсию при различных обстоятельствах могут иметь значение каждый из указанных видов стажа как по отдельности, так и в их сочетании: страховой стаж и общий трудовой стаж, страховой стаж и специальный (профессиональный) стаж, выслуга лет и общий трудовой стаж, и т.д.

В отношениях, связанных с предоставлением пособий, юридическое значение стажа в большей степени выражается при предоставлении пособия по временной нетрудоспособности (не в связи с несчастным случаем на производстве). Так, в полном объеме (в размере 100% среднего заработка) пособие по временной нетрудоспособности предоставляется при страховом стаже 8 и более лет.

При предоставлении медицинской помощи примером проявления юридического значения стажа является медицинское обеспечение сотрудников системы органов внутренних дел. Право на медицинское обеспечение в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в отношении граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, предоставляется только при наличии стажа службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении). В отношении остальных уволенных сотрудников полиции, имеющих право на пенсии, но с меньшим стажем, медицинское обеспечение предоставляется на общих основаниях.

7.2. Понятие страховой стаж было введено с 1999 года Законом об основах ОСС. Согласно этому акту под страховым стажем понимается суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.

Иное определение страхового стажа содержится в пенсионном законодательстве. Действующий с 2015 года Закон о страховых пенсиях определяет страховой стаж как периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, имеющими право на страховую пенсию, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

В отношении периодов работы, в отношении которых работодателями не начислялись и не уплачивались страховые взносы, следует учитывать акты Конституционного Суда РФ. В постановлении Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 г. № 9-П и Определении от 20.11.2007 г. № 798-О-О указывается, что подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности, (но не ранее чем вступления в силу Закона о трудовых пенсиях), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место - до или после 10 июля 2007 года), возмещение сумм которых и их перечисление страховщику должны быть обеспечены государством в объеме, полагавшемся к уплате страхователем.

Как указал Конституционный суд РФ в своем определении от 20.11.2007 г. № 798-О-О ответственность государства за надлежащее осуществление обязательного пенсионного страхования, в частности случаев неисполнения страхователем (работодателем) обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, не может сводиться к субсидиарной ответственности, предусмотренной нормами гражданского кодекса. Возложение на государство подобной обязанности призвано гарантировать реализацию лицами, выполнявшими оплачиваемую работу по трудовому договору, своих пенсионных прав в полном объеме.

Помимо периодов работы в страховой стаж включаются и иные периоды общественно значимой деятельности. В частности, включаются периоды:

- прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;

- ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности

- получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах

- ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

7.3. Общий трудовой стаж имеет юридическое значение при исчислении трудовых пенсий и определении размера страховых пенсий в отношении периодов работы и иной деятельности, имевших место до 1 января 2002 года (до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях).

Также понятие «общий трудовой стаж» применяется в пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним лиц в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении военнослужащих. Согласно данному акту в общий трудовой стаж включаются периоды страхового стажа, а также периоды трудового стажа, под которым понимаются периоды, исчисляемые и подтверждаемые в порядке, установленном для назначения пенсий до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях.

Специальный (профессиональный) стаж (выслуга лет) предусматривает включение периодов работы по определенной профессии или определенным видам деятельности.

Понятие выслуги лет применяется в государственном пенсионном обеспечении в отношении пенсионного обеспечения государственных служащих. Например, по общему правилу пенсию за выслугу лет имеют военнослужащие, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной или приравненной службе 20 и более лет.

В отношении обеспечения страховыми пенсиями по старости используется понятие «сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии». Такое право предоставляется лицам, имеющим необходимый профессиональный стаж, а в некоторых случаях также требуемой продолжительности страховой стаж и достигнувшим определенного возраста. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии предоставляется мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам - 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.

На определенных видах работ право на досрочную страховую пенсию дает только профессиональный стаж (без учета страхового стажа и возраста). К таким работам отнесены, например, подземные и открытые горные работы по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников на условиях полного рабочего дня.

В отношении педагогических и медицинских работников, а также лиц творческих профессий, начиная с 2019 года, досрочное назначение пенсии на основе учета профессионального стажа применяется с условием отсрочки назначения пенсии (с 2023 года – через 5 лет после возникновения права на такую пенсию).

7.4. Каждый вид стажа с учетом вида социального обеспечения имеет свои правила исчисления (подсчета).

В отношении страховых пенсий по старости исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. При совпадении по времени периодов страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии. Следует учитывать, что при исчислении страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления Закона о страховых пенсиях и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В некоторых случаях исчисление стажа осуществляется в кратном размере. Так, в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж, производится в отношении: периодов работы в лепрозориях и противочумных учреждениях - включаются в общий трудовой стаж в двойном размере; периодов работы в городе Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года) - включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.

Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и организаций, с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия и правила исчисления периодов работы и назначения досрочных пенсий утверждаются Правительством РФ. В настоящее время такие списки работ и организаций, а также правила исчисления стажа для назначения досрочных страховых пенсий утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665. При этом периоды, имевшие место до дня вступления в силу Закона о страховых пенсиях, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы, дающий право на досрочное назначение пенсии. Одновременно допускается исчисление периодов работы, имевших место до дня вступления в силу Закона о страховых пенсиях с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы.

Правила подсчета страхового стажа для назначения страховых пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам определены постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2007 г. № 91.

7.5. Порядок подтверждения периодов работы и (или) иной деятельности также зависит от вида стажа и вида социального обеспечения.

Так, порядок подтверждения страхового стажа в целях назначения страховой пенсии по старости зависит от факта регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». До регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы и (или) иной деятельности подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном законом порядке. После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Правила подтверждения страхового стажа в указанных целях в настоящее время определены Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».

Правила подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам установлены постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2007 г. № 91.

.

Практикум


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: