Материалы судебной практики

Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Сахалинской областной Думы о проверке конституционности частей первой и второй статьи 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий: Определение Конституционного Суда РФ о 1 декабря 2005 г. № 462-О.

 

Литература

Антипьева, Н.В. Социальное обеспечение военнослужащих: проблемы правового регулирования: автореф. д-ра дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.05 / Антипьева Наталья Валерьевна. – СПб., 2010. – 45 с.

Григорьев, И. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 425 с. — (Серия: Бакалавр и специалист).

Жаворонков, Р.Н. Правовое регулирование труда и социального обеспечения инвалидов в Российской Федерации: дис. … д-ра юрид наук: 12.00.05 / Жаворонков Роман Николаевич. – М., 2014. – 495 с.

Колобов, А.В. Социально-правовая защита беженцев и вынужденных переселенцев: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.05 / Колобов Александр Владимирович. – СПб., 2014. – 209 с.

Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / Е.Е. Мачульская. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. – 587 с.

Медведев, А. В. Социальная защита молодежи в Российской Федерации: правовые аспекты: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.05 / Медведев Андрей Валерьевич. – Екатеринбург, 2009. - 236 с.

Медведева, Е.В. Социальная защита лиц, пострадавших от радиационных и (или) техногенных катастроф в РФ: правовые вопросы: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.05 / Медведева Екатерина Викторовна. – Екатеринбург, 2013. – 203 с.

Право социального обеспечения в 2 т. Том 2. Особенная и специальная части: учебник для академического бакалавриата / Ю. П. Орловский [и др.]; под общ. ред. Ю. П. Орловского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 424 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

Право социального обеспечения: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Филиппова [и др.]; под ред. М. В. Филипповой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 382 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

Право социального обеспечения России и зарубежных стран: учеб. пособие для академического бакалавриата / Ю. П. Орловский [и др.]; под общ. ред. Ю. П. Орловского; отв. ред. М. О. Буянова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 205 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

Право социального обеспечения (для бакалавров). Учебное пособие / Буянова М.О., Кондратьева З.А., Кобзева С.И. - Москва: КноРус, 2017. - 464 с.

Право социального обеспечения. Бакалавриат. Учебное пособие / Миронова Т.К. - Москва: КноРус, 2020. - 304 с.

Хабибулин, Р.Р. Социальная поддержка ветеранов в Российской Федерации (правовой аспект): дис. … канд. юрид. наук: 12.00.05 / Хабибулин Руслан Раифович. – М., 2017. – 163 с.

 

 

Тема 20

Защита прав граждан

В сфере социального обеспечения

В результате изучения темы 20 студент должен:

Знать

- понятие защиты прав человека в области социального обеспечения;

- способы защиты прав в области социального обеспечения;

- механизмы и формы защиты прав в области социального обеспечения;

- способы защиты прав в области социального обеспечения;

- государственный надзор и контроль как механизм защиты прав человека в сфере социального обеспечения;

- общественный контроль в сфере социального обеспечения;

- самозащита в области социального обеспечения;

- особенности защиты социально-обеспечительных прав граждан в суде;

- акты Конституционного Суда РФ и руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ по вопросам социального обеспечения;

- виды юридической ответственности в области социального обеспечения;

Уметь

- оперировать основными понятиями темы;

- анализировать действия государственных (муниципальных) органов (организаций) и должностных лиц с позиции их правомерности;

- применять различные способы и механизмы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения;

Владеть

- юридической терминологией по теме;

- навыками анализа и подготовки юридических документов;

- навыками участия в процедурных (процессуальных) отношениях в целях защиты прав граждан в области социального обеспечения.

20.1. В соответствии с Конституцией РФ человеку и гражданину гарантируется государственная защита прав и свобод (ч. 1 ст. 45). В указанных условиях государство создает или санкционирует различные механизмы защиты, обеспечивающие реализацию гарантий прав человека, в том числе в сфере социального обеспечения. Защита социально-обеспечительных прав и свобод граждан является одной из главных целей законодательства в сфере социального обеспечения.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Именно права человека определяют содержание законодательства в области социального обеспечения.

Россия как правовое и социальное государство (ст. 1 и 7 Конституции РФ) обязана обеспечивать соблюдение конституции и иных не противоречащих конституционным нормам юридических актов, охраняя их от любых нарушений.

Орана социально-обеспечительных прав может осуществляться путем:

- охраны общества о неправовых нормативных актов;

- предупреждения правонарушений в области социально-обеспечительных отношений;

- охраны существующих социально-обеспечительных прав;

- восстановления нарушенных социально-обеспечительных прав;

- установления и применения различных видов юридической ответственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В сфере социального обеспечения в соответствии с законодательством РФ могут быть использованы следующие механизмы защиты социально-обеспечительных прав:

1) государственный надзор и контроль;

2) контроль, осуществляемый уполномоченными законом организациями;

3) общественный контроль;

4) самозащита;

5) административная защита через вышестоящие (уполномоченные) органы (организации);

6) судебная защита.

Данные механизмы защиты социально-обеспечительных прав реализуются в предусмотренных законам юрисдикционных и неюрисдикционных формах.

Юрисдикционные формы защиты представляют собой защиту прав в сфере социального обеспечения государственными или уполномоченными государством органами (организациями). К таким формам защиты социально-обеспечительных прав относятся, например, судебная защита и государственный надзор (контроль) за соблюдением социально-обеспечительного законодательства. Неюрисдикционные формы защиты прав в сфере социального обеспечения представлены негосударственными механизмам защиты. К ним можно отнести общественный контроль, а также самозащиту.

Защита социально-обеспечительных прав может осуществляться, в частности, следующими способами:

1) признание социально-обеспечительного права;

2) восстановление положения, существовавшего до нарушения социально-обеспечительного права, и пресечение действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;

3) изменение или прекращение социально-обеспечительного правоотношения;

4) неприменение судом нормативного правового акта государственного органа (органа местного самоуправления), противоречащего федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу;

5) признание судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа (органа местного самоуправления), нарушающего социально-обеспечительные права и противоречащих  федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу;

6) отмена индивидуального акта уполномоченного органа (организации), не соответствующего (противоречащего) законодательству РФ.

20.2. Государственный надзор за исполнением законодательства и соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере социального обеспечения как элемент государственного принуждения является одним из эффективных механизмов защиты социально-обеспечительных прав граждан. Государственный надзор обеспечивает, прежде всего, пресечение нарушений законодательства.

При реализации данного механизма защиты применяется сила государственного воздействия на органы (организации), обязанные предоставлять социальное обеспечение, путем выдачи предписаний по устранению обнаруженных нарушений, а также используются различные виды юридической ответственности посредством привлечения виновных лиц к дисциплинарной, гражданской, административной или уголовной ответственности.

Применение государственного надзора в этой сфере обусловлено социальной функцией, которую выполняет право социального обеспечения.

Государственный надзор за исполнением законодательства и соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере социального обеспечения на территории РФ реализуется в рамках:

- общего надзора, осуществляемого органами прокуратуры РФ;

- специализированного надзора, проводимого органами надзора в определенной сфере жизнедеятельности, включающей в себя, в том числе и социально-обеспечительные отношения. Например, надзор за соблюдением некоторых норм о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (правил в сфере обращения медицинских изделий, обращения лекарственных средств и др.) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и его территориальными органами.

Единого специализированного органа надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданинав области социального обеспечения в системе надзорных органов, как это имеет место быть, например, в отношениях по защите трудовых или жилищных прав, российское законодательство не предусматривает.

Основными формами осуществления надзорной деятельности органами прокуратуры являются:

- проведение проверок соблюдения уполномоченными государственными органами (организациями) законодательства;

- предостережение о недопустимости нарушения закона;

- вынесение протеста на противоречащие закону правовые акты, обращение в суд с требованием о признании таких актов недействительными;

- внесение представления об устранении нарушений закона;

- возбуждение производства об административном правонарушении;

- требование привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности.

Протест на противоречащий закону правовой акт или акт, нарушающий права и свободы человека и гражданина, выносится прокурором (его заместителем) в орган или должностному лицу, которые издали этот акт. В случае противоречия закону правового акта прокурор вправе принести протест в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Кроме того, прокурор (его заместитель) в таких случаях вправе обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. Результаты рассмотрения протеста незамедлительно сообщаются прокурору в письменной форме.

Представление об устранении нарушений закона или об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина, вносится прокурором (его заместителем) в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер в письменной форме сообщается прокурору.

Государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере социального обеспечения направлен на проверку уполномоченными органами (организациями) правомерности деятельности подконтрольных субъектов и выявление нарушений законодательства.

Формы и порядок осуществления государственного контроля определяются нормативными правовыми актами. Так, Закон о социальном обслуживании граждан предусматривает двухзвенную систему государственного контроля в сфере социального обслуживания. Федеральный государственный контроль (а также надзор) в сфере социального обслуживания обеспечивает уполномоченный федеральный орган государственной власти (в настоящее время – Федеральная служба по труду и занятости). Региональный государственный контроль в сфере социального обслуживания осуществляется уполномоченным органом субъекта РФ в порядке, установленном органом государственной власти региона.

Обязанности по осуществлению контроля за определенными видами деятельности в сфере социального обеспечения выполняют организации, уполномоченные на совершение указанных действий законом. В частности, Закон об основах ОСС предусматривает обеспечение страховщиками (ПФР, ФСС и ФФОМС) контроля за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, за расходами на обязательное социальное страхование, за правильностью и своевременностью назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.

20.3. Субъектами общественного контроля в сфере социального обеспечения могут выступать застрахованные лица, профсоюзные организации и иные в соответствии с законодательством субъекты.

Правовую основу общественного контроля в сфере социального обеспечения образует Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и законодательство в области социального обеспечения.

Законом об основах общественного контроля предусмотрены следующие формы общественного контроля: общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза и иные формы.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 15 Закона об ОПС застрахованные лица вправе осуществлять контроль за перечислением работодателем (страхователем) страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Права профсоюзов в области социального страхования, социального обеспечения и других видов социальной защиты работников в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» определяются соответствующими федеральными законами и законами субъектов РФ.

В сфере социально-обеспечительных отношений профсоюзы вправе:

- осуществлять контроль за использованием средств внебюджетных (пенсионного, социального страхования, медицинского) фондов, формируемых за счет страховых взносов;

- требовать от работодателей, должностных лиц устранения выявленных нарушений социально-трудовых прав работников. Указанные лица обязаны в недельный срок сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах;

- через свои органы, доверенных лиц по охране труда, собственные инспекции по охране труда участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве, защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве;

- бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социальным вопросам и обсуждать ее с приглашением представителей указанных органов (организаций);

- участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен;

- выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

В сфере социального обслуживания населения в соответствии со ст. 23.1. Закона о социальном обслуживании граждан в качестве одной из форм общественного контроля предусматривается независимая оценка качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания, которая проводится в установленном данным законом порядке общественными советами по независимой оценке качества.

Посредством механизма самозащиты гражданин вправе обращаться за защитой своих социально-обеспечительных прав в средства массовой информации и правозащитные организации, а также использовать и иные механизмы защиты, например, административную или судебную защиту.

20.4. Административная защита реализуется в установленных законом случаях и порядке посредством обращения лица, получающим социальное обеспечение или претендующим на него (его законного представителя), в вышестоящий уполномоченный орган (организацию) в целях разрешения социально-обеспечительного спора, признания права лица на социальное обеспечение и понуждения нижестоящий орган (организацию) к надлежащему исполнению своих обязанностей. Применение данного механизма защиты социально-обеспечительных прав предусматривается, например, Законом о страховых пенсиях. В соответствии с п. 20 ст. 21 этого закона решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.

Вместе с тем по некоторым видам социально-обеспечительных отношений закон не предусматривает возможность применения такого механизма. Примером тому является Закон о социальном обслуживании населения, в соответствии с п. 3 ст. 15 которого допускается обжалование решения об отказе в социальном обслуживании только в судебном порядке.

Конституционное право на судебную защиту (ч. 1 ст. 46) признается одной из важнейших гарантий реализации социально-обеспечительных прав человека и гражданина.

Подведомственность социально-обеспечительных споров установлена законом в соответствии с действующей системой органов по рассмотрению данных споров.

Защита социально-обеспечительных прав в судебных органах может осуществляться следующими способами:

1) путем проверки Конституционным Судом РФ по жалобам граждан и запросам судов конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле (в соответствии с ч. 4 ст. 125 Конституции РФ).

2) посредством рассмотрения административных дел об оспаривании нормативных правовых актов и признании их недействующими (с 15 сентября 2015 г. – по правилам КАС РФ);

3) через разрешение конкретных ситуаций, связанных с реализацией гарантий социально-обеспечительных прав граждан, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ в рамках гражданского процессуального производства.

В данном случае суд также может выступать инстанцией, разрешающей социально-обеспечительный спор, который уже был рассмотрен в административном порядке – вышестоящими органами.

Осуществление судебной защиты нарушенных социально-обеспечительных прав граждан осуществляется судом общей юрисдикции.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина (о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья, включая медицинскую помощь) вправе обратиться в суд прокурор. В таких случаях прокурор пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Прокурор также вступает в процесс и дает заключение по делам о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, в целях осуществления возложенных на него полномочий.

Самую большую группу споров по социально-обеспечительным делам составляют пенсионные споры. В рамках рассмотрения конкретных дел наибольшую долю среди них образуют споры о назначении досрочной страховой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет). По предмету такие споры  можно классифицировать на споры: о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочную пенсию; признании права на досрочную пенсию, установлении характера работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, и иные споры о признании права на пенсию.

В целях обеспечения прав в сфере социального обеспечения студентам также необходимо знать акты Конституционного Суда РФ и руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ, принятые по вопросам защиты социально-обеспечительных прав граждан.

20.5. За совершение правонарушений в области социального обеспечения законом устанавливается юридическая ответственность.

Суть юридической ответственности состоит в возложении на правонарушителя санкций (наказания) – негативных последствий, влекущих лишения личного или имущественного свойства.

За нарушения в сфере социального обеспечения виновные лица могут быть привлечены в установленном порядке к дисциплинарной, гражданской, административной и уголовной ответственности. Кроме того, предусматривается субсидиарная ответственность государства за социальное обеспечение граждан в случаях, установленных законом.

Гражданско-правовая ответственность предусматривается, например, в соответствии со ст. 28 Закона о страховых пенсиях за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых физическими и юридическими лицами для установления и выплаты страховой пенсии. Виновные лица за предоставление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, повлекших за собой перерасход средств на выплату пенсий, возмещают ПФР причиненный ущерб.

Административная ответственность по нормам КоАП РФ наступает, например, в случае правонарушений в сфере обязательного социального страхования (ст. 15.32-15.33.2, 15.34, 15.34.1), в сфере охраны здоровья (ст. 6.2, 6.3, 6.28-6.33), социального обеспечения при погребении (ст. 5.41), мер социальной поддержки инвалидов (ст. 5.43).

Уголовная ответственность установлена Уголовным кодексом РФ и предусматривается в случаях неоказания помощи больному (ст. 124), оставления заведомо беспомощного лица в опасности (ст. 125), невыплаты пенсий, пособий и иных установленных законом выплат (ст. 145.1), уклонения от уплаты страховых взносов (ст. 199, 199.3, 199.4), незаконной медицинской или фармацевтической деятельности (ст. 235) и др.

Практикум

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: