Сравнительная характеристика систем управления: управление на основе экстраполяции, управление на основе предвидения изменений, стратегическое управление

Вопросы к экзамену «Стратегический и проектный менеджмент»

Понятие «стратегического менеджмента» и его отличительные черты.

Сегодня стратегия -- это один из необходимых атрибутов эффективного бизнеса. Как показывает практика, ни одна компания в условиях конкуренции не может успешно существовать без ее четкой формулировки.

Если же говорить об определении понятия «стратегия» в стратегическом менеджменте, то можно предложить следующее: стратегия организации -- это комплексный план управления, содержащий комбинацию методов организации бизнеса и ведения конкуренции, направленный на достижение организационных целей. А, в свою очередь, процесс управления разработкой и реализацией стратегии называется стратегическим менеджментом. Он реализуется посредством решения взаимосвязанных задач, представленных.

Основные преимущества, которые дает бизнесу (или любой организации) применение на практике стратегического менеджмента:

Ø направленность всей организации на ключевой аспект стратегии;

Ø ориентация менеджеров на необходимость более четко реагировать на появляющиеся перемены, новые возможности и потенциальные угрозы;

Ø наличие четких критериев оценки менеджерами всевозможных альтернатив вложения средств в те или иные проекты и развитие персонала (имеется в виду поиск стратегически обоснованных приоритетов распределения ограниченных ресурсов);

Ø возможность добиться системного принятия решений на всех уровнях управления организацией.

При всей важности формальных определений, раскрыть суть стратегического менеджмента лучше всего удается через содержательное операционное определение, которое описывает стратегический менеджмент как структурированный определенным образом процесс действий для достижения некоторых, заранее определенных целей и опирающийся на известные методологические принципы.

Более глубокое понимание природы и целей стратегического менеджмента можно получить при сравнении его с оперативным менеджментом, что мы рассмотрим в следующей главе.

 

Этап и ключевые факторы возникновения стратегического менеджмента.

В развитии стратегического менеджмента ученые обычно выделяют четыре этапа: бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование и стратегический менеджмент.

Бюджетирование. До 40-х годов XX века в компаниях не формировали специальные службы планирования. Высшее руководство корпораций составляло ежегодные финансовые сметы по статьям расходов на разные цели. Особенностью этого периода был краткосрочный характер и внутренняя направленность планирования, таким образом организация рассматривается как закрытая система.

Долгосрочное планирование. В 50-х – начале 60-х годов компаниям приходилось работать в условиях высокого темпа роста товарных рынков и относительно высокой предсказуемости тенденций развития национального хозяйства. Тем самым были созданы условия для развития долгосрочного планирования. Долгосрочное планирование основывалось на анализе сложившихся в прошлом тенденций развития фирмы, и на их основе составлялись прогнозы работы фирмы на несколько лет вперед. Этот подход широко использовался плановой экономике Советского Союза.

Стратегическое планирование. Начиная с конца 60-х годов прогнозы, созданные на основе принципа долгосрочного планирования, стали расходиться с реальными цифрами. Усиление международной конкуренции и увеличение кризисных явлений стали главными причинами такого несоответствия. Для того, чтобы решить эти недостатки, стали развивать концепцию стратегического планирования. В ее основе лежит анализ внутренних возможностей организации, а также внешних конкурентных сил. Основной целью стратегического планирования является улучшение реакции компании на динамику рынка и поведение конкурентов. В этот период в менеджменте стал употребляться термин «стратегическое управление». Именно в это время появилась необходимость отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. В основе такого перехода была идея необходимости переноса внимания руководства на быстро меняющиеся условия функционирования внешней среды, чтобы своевременно реагировать на происходящие события.

Стратегический менеджмент. В 1990-е годы все больше корпораций стало переходить от стратегического планирования к стратегическому менеджменту. Стратегический менеджмент стал определяться как комплекс стратегических управленческих решений и конкретных действий, направленных на обеспечение быстрого реагирования предприятия на изменения внешней среды.

 

Сравнительная характеристика систем управления: управление на основе экстраполяции, управление на основе предвидения изменений, стратегическое управление.

1. Управление на основе экстраполяции актуально в условиях ускорения темпов изменений. Происходит переход к варианту долгосрочного планирования, который в основном соответствует приростному развитию компаний с минимальными изменениями относительно традиционного варианта. Помимо бюджетно-финансового контроля, внимание акцентируется на прогнозных оценках роста компании. Как правило, долгосрочное планирование использовалось в эпоху массового сбыта, применялось в крупных, а также в отдельных средних компаниях. Недостатки управления на основе экстраполяции:

Ø применяется при относительной стабильности внешней среды;

Ø требует большого объема информации, разработки новых методов измерения и процедур оценки;

Ø предполагает активное участие и поддержку всех уровней управления.

2. Управление на основе предвидения актуально в условиях возросшего темпа изменений, сопровождающегося возможностью вовремя предусмотреть будущие тенденции и определить реакцию на них путем выработки соответствующей стратегии. Для данной системы управления характерны:

Ø отход от экстраполирования оценок,

Ø учет изменчивости факторов,

Ø стратегический анализ внешней и внутренней среды,

Ø альтернативность решений.

3.В условиях, когда задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть, формируется управление на основе гибких экстренных решений (стратегическое управление).

Ментальность стратегического менеджмента: «от успешного будущего – к настоящему и снова к будущему»

Для данной системы управления важно знать, что:

Ø важен анализ перспектив, тенденций, опасностей, возможностей, которые способны изменить условия, адаптивность планов;

Ø термин «стратегическое» указывает на важность работы. Стратегия – это не функция времени, а функция направления.

 

4. Раскройте цикл управления в стратегическом менеджменте.

 

 

1.Анализ ситуации есть выделение и связывание друг с другом факторов, характеризующих систему и окружающую ее среду. Его можно определить как сбор, группировку и обобщение данных, описывающих условия функционирования системы, требования вышестоящей инстанции, экономические соображения, возможные случайные воздействия и т.д.

2.Целеполагание есть логическое завершение анализа ситуации. Избранные цели сужают границы поиска альтернатив и дают критерии для выбора оптимального решения. В общем случае целеполагание, выработка и принятие решения предполагают:

Ø формулировку целей (результатов), которые должны быть достигнуты, и установление их относительной значимости;

Ø описание условий среды, в которой будет функционировать система, в виде факторов, которые должны быть учтены, но на которые повлиять нельзя (неуправляемые параметры);

Ø выбор возможных способов действий и представление их в виде факторов, на которые можно и должно влиять (управляемые параметры);

Ø сопоставление выдвинутым целям критерия предпочтительного образа действий (критерий оптимальности стратегии).

Процедурное целеполагание включает:

Ø синтез альтернатив;

Ø анализ сформулированных альтернативных решений;

Ø выбор и принятие оптимального решения (в рамках данного набора альтернатив).

В случае отсутствия анализа ситуации (фирма не реагирует на изменение окружающей среды) потери фирмы под воздействием изменений начинают

нарастать (неучтенные потери). Высшее руководство может принять решение о прекращении производства либо переориентироваться на производство новых товаров, перестроив при этом свои производственные мощности.

3.Планирование в стратегическом менеджменте означает установление того, что надо делать для выполнения принятого решения, для достижения поставленной цели. В общем случае это распределение сил и средств системы во времени, пространстве и по исполнителям для достижения главной (генеральной) цели системы.

В зависимости от характера решаемых задач различают два вида планирования:

Ø стратегическое (перспективное),

Ø тактическое (текущее).

4.Организация и руководство мероприятиями заключается в объединении материальных и людских ресурсов во взаимосвязанную систему в конкретном месте, в конкретное время и для решения конкретных (тактических) задач на пути движения к генеральной (стратегической) цели системы. Это, собственно, и есть повседневная работа менеджеров среднего и низшего звена.

5.Контроль выполнения принятого решения обеспечивает функционирование системы в соответствии с принятым решением и намеченным планом. Он заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с запланированными и определении мер по корректировке действий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: