Апельсин – … (апельсиновый).
Абрикос – … (абрикосовый).
Мандарин – … (мандариновый).
Персик – … (персиковый).
Морковь – … (морковный).
Тыква – … (тыквенный).
Рыжик – … (рыжий).
Лиса – … (лисий).
При необходимости педагог подсказывает слово и просит детей повторить его.
— Дети, я с вами согласна, оранжевый цвет – это цвет апельсиновый, абрикосовый, мандариновый, персиковый, морковный, тыквенный, рыжий, лисий. Повторим все слова, которые мы подобрали. Цвет оранжевый – это цвет … (ответы детей).
— Очаровательно, дети! Слова похожие назвали, оранжевый цвет описали.
Занимательная беседа «Секреты русского языка».
«Слова-близнецы. Сад»
(с детьми 6 – 7 лет).
Задачи. Побуждать детей интересоваться смыслом слов. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Формировать умение детей составлять простые предложения. Поддерживать интерес детей к загадкам.
Разговор.
— Дети, мы с вами говорим на русском языке. В русском языке много секретов. Вы хотели бы узнать секреты русского языка? (ответы детей).
— Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.
Груш и яблок аромат, Урожаю каждый рад. Рядом здесь растёт и слива, | Плодами сочными красива. Фруктами всегда богат Наш большой фруктовый … (сад). |
— Дети, что такое сад? (ответы детей).
— Сад – это место, где растут растения, за которыми ухаживает человек – садовник. Например, фруктовый сад, ботанический сад, зимний сад. Дети, отгадайте, пожалуйста, ещё одну загадку.
Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Посмотреть зверей идём,
Как мы этот сад зовём?
(Зоосад).
— Зоосад, зоологический сад – это место, где живут животные, за которыми ухаживает человек – зоолог. Дети, отгадайте, пожалуйста, ещё одну загадку.
Каждый день сюда идём,
Здесь, друзья, второй наш дом.
Ждёт с утра он всех ребят
Наш весёлый... (детский сад).
— Детсад, детский сад – это место, где дети играют и занимаются, за детьми ухаживает человек – воспитатель.
Дети, слово «сад» – это многозначное слово, это слова-близнецы. Слова-близнецы произносятся одинаково, но обозначают разные, но похожие друг на друга, значения. Сад – это место, где растут растения, живут дети или животные, за ними ухаживает человек. Дети, придумайте предложение со словом «сад», чтобы всем понятно было, о каком саде вы рассказываете. Дети выполняют задание.
Педагог контролирует, чтобы дети произносили полное предложение, чётко выделяли значение слова. Педагог составляет несколько своих предложений.
Мы собираем яблоки в фруктовом саду.
Я угостила бананом мартышек в зоологическом саду.
На ужин для детей в детском саду фруктовый салат.
— Чудесно! Сколько интересных предложений мы с вами придумали! Дети, о словах-близнецах не забывайте, слово «сад» поясняйте.
Словесная игра «Фруктовые загадки»
(с детьми 5 – 7 лет).
Задачи. Формировать умение детей узнавать фрукты по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам.
Игра.
— Дети, в «Фруктовые загадки» играем, правила не нарушаем.
Игровые правила:
Ø внимательно слушаем загадку;
Ø пока загадку читают, молчим;
Ø хором отвечаем, фрукт называем.
Педагог после каждой загадки, просит детей, объяснить: какие слова в тексте помогли отгадать загадку.
Что за барышня такая Смотрит с ветки, не моргая. Синий сарафан на диво. Догадались? Это –... (Слива). | Маленький шарик золотой, Сладким соком налитой. В нём полезный витамин Это спелый… (Мандарин). | Жёлтый, кислый, ароматный, В чае с сахаром, приятный. Витаминов полон он … А зовут его … (Лимон). |
С оранжевой кожей, На мячик похожий, Но в центре не пусто, А сочно и вкусно. Это важный господин Солнечный … (Апельсин). | В саду растёт Сладка, как мёд, Похожа на неваляшку, Носит тонкую рубашку. Любимая милуша, Сочная … (Груша). | Эта шишка не простая, А огромная какая! В плотной жёсткой кожуре, И растёт она в траве. Удивит собою нас Толстокожий… (Ананас). |
Круглые, румяные С кожицею гладкою. Сочные, душистые С мякотью сладкою. Сидят на ветках не зяблики, А вкусные, полезные … (Яблоки). | Плод душистый, Снаружи пушистый. Большая косточка внутри, Смотри, не проглоти! Вкуса сладкого предвестник – Золотистый, сладкий … (Персик). | Ароматен он, пригож И на солнышко похож. Сверху – шкурка золотая, В центре – косточка большая. Привлекает пчёл и ос Мой любимый... (Абрикос). |
Шар с короной, толстокож, На шкатулочку похож – В нём рубинов спрятан клад. Этот странный плод – … (Гранат). | Солнечная, яркая, Нежная, мягкая, Терпкости полна, Круглая … (Хурма). | Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран, А зовут его … (Банан). |
— Сливы, лимоны, апельсины, ананасы, яблоки, груши, персики, абрикосы, мандарины, хурма, гранаты, бананы – это… фрукты.
— Потрясающе, дети! Загадки отгадали, фрукты по описанию узнали.
Интеллектуальная разминка «Фрукты и овощи»
(с детьми 5 – 7 лет).
Задачи. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. Закрепить знания детей овощах и фруктах.
Беседа.
— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.
Помидор, огурец, капуста, свёкла – это … (овощи).
Яблоко, груша, апельсин, банан – это … (фрукты).
Помидоры растут в огороде, а яблоки … (в саду).
Земляника – ягода, капуста – … (овощ).
Огурцы – овощи, груши –... (фрукты).
Персик – сладкий, лимон –... (кислый).
Абрикос – маленький, ананас –... (большой).
Помидор сладкий, а чеснок … (горький).
Бананы – овальные, яблоки –... (круглые).
Апельсин – оранжевый, лимон –... (жёлтый).
Экзотический, колючий, большой, сочный … – это … (ананас).
Овощерезка режет овощи, а соковыжималка … (выжимает сок).
Помидор – вершки, свёкла – … (корешки).
Внутри яблоко – семечки, внутри персика –... (косточка).
Птицы – это животные, фрукты – это... (растения).
Дом – строят, фрукты –... (растут).
Выращивает овощи овощевод, а фрукты – … (садовод).
Чипсы вредные, а фрукты и овощи… (полезные).
— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу … Педагог отмечает наиболее активных детей.
— За игру вас, дети, благодарю!!!
Примечание. Интеллектуальную разминку можно проводить в начале лексической темы, с целью выявить знания детей по теме.
Страна Скороговория.
“Очень важно, чтобы ребёнок научился правильно пользоваться интонацией,