Лексический материал

Апельсин – … (апельсиновый).

Абрикос – … (абрикосовый).

Мандарин – … (мандариновый).

Персик – … (персиковый).

Морковь – … (морковный).

Тыква – … (тыквенный).

Рыжик – … (рыжий).

Лиса – … (лисий).

При необходимости педагог подсказывает слово и просит детей повторить его.

— Дети, я с вами согласна, оранжевый цвет – это цвет апельсиновый, абрикосовый, мандариновый, персиковый, морковный, тыквенный, рыжий, лисий. Повторим все слова, которые мы подобрали. Цвет оранжевый – это цвет … (ответы детей).

 

— Очаровательно, дети! Слова похожие назвали, оранжевый цвет описали.

Занимательная беседа «Секреты русского языка».

 «Слова-близнецы. Сад»

(с детьми 6 – 7 лет).

Задачи. Побуждать детей интересоваться смыслом слов. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Формировать умение детей составлять простые предложения. Поддерживать интерес детей к загадкам.

Разговор.  

— Дети, мы с вами говорим на русском языке. В русском языке много секретов. Вы хотели бы узнать секреты русского языка? (ответы детей).

— Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.

Груш и яблок аромат, Урожаю каждый рад. Рядом здесь растёт и слива, Плодами сочными красива. Фруктами всегда богат Наш большой фруктовый … (сад).

— Дети, что такое сад? (ответы детей).

— Сад – это место, где растут растения, за которыми ухаживает человек – садовник. Например, фруктовый сад, ботанический сад, зимний сад. Дети, отгадайте, пожалуйста, ещё одну загадку.

Это очень странный сад,

Звери в клетках там сидят,

Там укрытия, вольеры,

За забором ходят звери.

Посмотреть зверей идём,

Как мы этот сад зовём?

(Зоосад).

— Зоосад, зоологический сад – это место, где живут животные, за которыми ухаживает человек – зоолог. Дети, отгадайте, пожалуйста, ещё одну загадку.

Каждый день сюда идём,

Здесь, друзья, второй наш дом.
Ждёт с утра он всех ребят

Наш весёлый... (детский сад).

— Детсад, детский сад – это место, где дети играют и занимаются, за детьми ухаживает человек – воспитатель.

Дети, слово «сад» – это многозначное слово, это слова-близнецы. Слова-близнецы произносятся одинаково, но обозначают разные, но похожие друг на друга, значения. Сад – это место, где растут растения, живут дети или животные, за ними ухаживает человек. Дети, придумайте предложение со словом «сад», чтобы всем понятно было, о каком саде вы рассказываете. Дети выполняют задание.

Педагог контролирует, чтобы дети произносили полное предложение, чётко выделяли значение слова. Педагог составляет несколько своих предложений.

Мы собираем яблоки в фруктовом саду.

Я угостила бананом мартышек в зоологическом саду.

На ужин для детей в детском саду фруктовый салат.

 

— Чудесно! Сколько интересных предложений мы с вами придумали! Дети, о словах-близнецах не забывайте, слово «сад» поясняйте.

Словесная игра «Фруктовые загадки»

(с детьми 5 – 7 лет).

Задачи. Формировать умение детей узнавать фрукты по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам.

Игра.

— Дети, в «Фруктовые загадки» играем, правила не нарушаем.

Игровые правила:

Ø внимательно слушаем загадку;

Ø пока загадку читают, молчим;

Ø хором отвечаем, фрукт называем.

 

Педагог после каждой загадки, просит детей, объяснить: какие слова в тексте помогли отгадать загадку.

 

Что за барышня такая Смотрит с ветки, не моргая. Синий сарафан на диво. Догадались? Это –... (Слива). Маленький шарик золотой, Сладким соком налитой. В нём полезный витамин Это спелый… (Мандарин). Жёлтый, кислый, ароматный, В чае с сахаром, приятный. Витаминов полон он … А зовут его …   (Лимон).
С оранжевой кожей, На мячик похожий, Но в центре не пусто, А сочно и вкусно. Это важный господин Солнечный …  (Апельсин). В саду растёт Сладка, как мёд, Похожа на неваляшку, Носит тонкую рубашку. Любимая милуша, Сочная … (Груша). Эта шишка не простая, А огромная какая! В плотной жёсткой кожуре, И растёт она в траве. Удивит собою нас Толстокожий… (Ананас).
Круглые, румяные С кожицею гладкою. Сочные, душистые С мякотью сладкою. Сидят на ветках не зяблики, А вкусные, полезные … (Яблоки). Плод душистый, Снаружи пушистый. Большая косточка внутри, Смотри, не проглоти! Вкуса сладкого предвестник – Золотистый, сладкий … (Персик). Ароматен он, пригож И на солнышко похож. Сверху – шкурка золотая, В центре – косточка большая. Привлекает пчёл и ос Мой любимый... (Абрикос).
Шар с короной, толстокож, На шкатулочку похож – В нём рубинов спрятан клад. Этот странный плод – … (Гранат). Солнечная, яркая, Нежная, мягкая, Терпкости полна, Круглая … (Хурма). Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран, А зовут его … (Банан).

 

— Сливы, лимоны, апельсины, ананасы, яблоки, груши, персики, абрикосы, мандарины, хурма, гранаты, бананы – это… фрукты.

 

— Потрясающе, дети! Загадки отгадали, фрукты по описанию узнали.

Интеллектуальная разминка «Фрукты и овощи»

(с детьми 5 – 7 лет).

 

Задачи. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. Закрепить знания детей овощах и фруктах.


Беседа.  

— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.

Помидор, огурец, капуста, свёкла – это … (овощи).

Яблоко, груша, апельсин, банан – это … (фрукты).

Помидоры растут в огороде, а яблоки … (в саду).

Земляника – ягода, капуста – … (овощ).

Огурцы – овощи, груши –... (фрукты).

Персик – сладкий, лимон –...   (кислый).

Абрикос – маленький, ананас –... (большой).

Помидор сладкий, а чеснок … (горький).

Бананы – овальные, яблоки –... (круглые).

Апельсин – оранжевый, лимон –... (жёлтый).

Экзотический, колючий, большой, сочный … – это … (ананас).

Овощерезка режет овощи, а соковыжималка … (выжимает сок).

Помидор – вершки, свёкла – … (корешки).

Внутри яблоко – семечки, внутри персика –... (косточка).

Птицы – это животные, фрукты – это... (растения).

Дом – строят, фрукты –... (растут).

Выращивает овощи овощевод, а фрукты – … (садовод).

Чипсы вредные, а фрукты и овощи… (полезные).

 

— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу … Педагог отмечает наиболее активных детей.

— За игру вас, дети, благодарю!!!

Примечание. Интеллектуальную разминку можно проводить в начале лексической темы, с целью выявить знания детей по теме.

Страна Скороговория.

“Очень важно, чтобы ребёнок научился правильно пользоваться интонацией,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow