Строить интонационный рисунок высказывания

Передавая не только его смысловое значение,

Но и эмоциональные особенности”.

Ушакова Оксана Семёновна.

Если вы хотите, чтобы у детей была чёткая, правильная и грамотная речь, приглашаю Вас в Страну Скороговорию. Вместе с детьми разучивайте и повторяйте скороговорки. Скороговорки помогают избавиться от так называемой "каши во рту". Но для этого надо заниматься постоянно; чётко и ясно проговаривая каждый звук в скороговорке.

Какое значение имеют скороговорки для ребёнка?

J Скороговорки учат малыша чётко и красиво говорить;

J способствуют развитию памяти и воображения;

J улучшают дикцию и управление голосом;

J обогащают словарный запас.

“Скороговорка – это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка”.

Секреты скороговорения.

& Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его рассказать, о чём она. Попросите его объяснить сложные слова или объясните их значение сами.

& Чётко проговаривая каждый звук, произнесите скороговорку медленно с разной силой голоса: обычным голосом, шёпотом, громко.

& Попросите ребёнка повторить скороговорку с разной силой голоса: обычным голосом, шёпотом, громко.

& Чётко проговаривая каждый звук, произнесите скороговорку с разной интонацией: например, сердито, грустно, весело.

& Попросите ребёнка повторить скороговорку с разной интонацией. Следите, чтобы ребёнок чётко произносил все звуки.

& Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.

& Повторите вместе с ребёнком скороговорку, постепенно ускоряя темп. Устройте соревнование – кто быстрее!

& Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

& Смейтесь вместе с ребёнком над ошибками, радуйтесь за правильные звуки.

Помните, что в скороговорках главное – не скорость, а правильность и точность произношения. Занимайтесь по 2 раза в день в течение 10-15 минут.

Занимательная игра «Страна Скороговория фруктовая»

(с детьми 5 – 7 лет).

Этап. Знакомство со скороговоркой.

— Дети, в край Скороговории приглашаю, с новой скороговоркой познакомить обещаю. Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки.

Боря базар посетил

И арбуз большой купил.

— Базар – место, где продают разные товары, овощи и фрукты. Дети, Боря что посетил? (Боря базар посетил).

— Боря базар что сделал? (Боря базар посети л).

— Боря базар посетил и что купил? (Боря базар посетил и арбуз большой купил).

— Боря базар посетил и арбуз какой купил? (Боря базар посетил и арбуз большой купил).

— Боря базар посетил и арбуз большой что сделал? (Боря базар посетил и арбуз большой купил).

— Дети, скороговорку можно произнести, меняя силу голоса, его громкость.

Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки шёпотом, обычным голосом и громко. Предлагает детям произнести скороговорку с разной силой голоса. Контролирует, чтобы дети чётко произносили все слова и звуки.

Этап. Школа актёрского мастерства.

Педагог читает скороговорку.

— Дети, сегодня у нас Школа актёрского мастерства. Мы с вами проговорим нашу скороговорку с разной интонацией. Дети, не забывайте, скороговорку нужно произнести чётко, проговаривая все слова и звуки.

Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки, меняя интонацию: удивлённо, радостно. Предлагает желающим детям произнести скороговорку, как актёры, меняя интонацию: радостно или сердито, удивлённо или грустно. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.

Этап. Ритмический рисунок.

Педагог читает скороговорку.

— Дети, сегодня мы познакомимся с ритмом скороговорки. Мы проговариваем скороговорку и с помощью ладоней измеряем ритм скороговорки. Дети, не забывайте, скороговорку нужно произносить чётко, проговаривая все слова и звуки.

Педагог произносит скороговорку медленно по слогам, чётко проговаривая все звуки, и одновременно прохлопывает ритм (слово по слогам) скороговорки, делая паузу после каждого слова. Предлагает желающим детям прочитать скороговорку, прохлопывая ритм. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки. Затем педагог повторяет игру, ускоряя ритм.

Этап. Конкурс чтецов.

Педагог читает скороговорку.

— Дети, сегодня у нас конкурс чтецов. Мы читаем скороговорку быстро, чётко, проговаривая все звуки. Начинаю я.

Педагог произносит скороговорку быстро, чётко проговаривая все звуки. Затем дети поочерёдно произносит скороговорку. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все слова и звуки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: