Тема № 1. Патофизиология обмена веществ.
I. Цели занятия
А. Общая цель, мотивация изучения темы.
Уметь объяснить патогенез типовых нарушений обмена белков, жиров, углеводов, механизмы изменений показателей их метаболизма в биологических жидкостях для оценки состояния обмена белков, жиров, углеводов в организме и обоснования методов коррекции нарушений.
Б. Конкретные цели занятия.
Знать:
1. Нарушения процессов поступления, переваривания и всасывания белков, жиров, углеводов в желудочно-кишечном тракте.
2. Нарушения промежуточного обмена белков, жиров, углеводов.
3. Нарушения конечных этапов белкового обмена. Местные и общие нарушения обмена жиров. Патогенез атеросклероза.
4. Этиология, патогенез и проявления сахарного диабета.
5. Наследственно обусловленные формы нарушения обмена белков, жиров, углеводов.
Уметь:
1. Определять количество белка в сыворотке крови при помощи рефрактометра.
2. По данным лабораторных исследований оценивать состояние обмена белков, жиров, углеводов.
|
|
3. Определять в моче сахар, кетоновые тела при сахарном диабете.
4. Обосновать патогенетическую терапию сахарного диабета.
II. Ориентировочная основа действий
А. Исходный уровень знаний, умений.
1. Белки, липиды и липопротеиды, углеводы крови, их концентрация в биологических жидкостях (кафедра биохимии).
2. Обмен белков, жиров, углеводов в организме (кафедра биохимии).
3. Нейрогуморальная регуляция обмена белков, жиров, углеводов в организме (кафедра биохимии).
Б. Программа самостоятельной теоретической подготовки студентов.
Учебные задания
Изучить:
1. Причины и механизмы нарушения процессов поступления, переваривания и всасывания белков, жиров и углеводов в желудочно-кишечном тракте.
2. Механизмы нарушений промежуточного обмена белков, жиров, углеводов.
3. Нарушения конечных этапов обмена белков.
4. Местные и общие нарушения обмена жиров.
5. Этиология сахарного диабета, патогенез, проявления.
6. Наследственно обусловленные формы нарушений обмена белков, жиров, углеводов.
Учебные вопросы для контроля:
1. Патофизиология нарушений белкового обмена.
2. Нарушение синтеза и распада углеводов.
3. Гипергликемии: виды, этиология, патогенез.
4. Нарушение всасывания и транспорта лицидов, виды и механизмы гипергликемий.
5. Нарушение обмена холестерина.
В. Задачи:
Задача № 1. У больного М. в крови обнаружено: азот остаточный 300 мг. (214,2 моль/л), в т. ч. азот мочевины - 250 мг. (31,625 моль/л). При какой патологии это может наблюдаться? Каков патогенез нарушения белкового обмена в данном случае?
|
|
Задача № 2. У больного Н. обширный воспалительный процесс. Общее содержание белка равно 54 г./л.: альбуминов 28 г./л., глобулинов - 6 г./л.
1. Что можно сказать о белковом составе крови, альбумино-глобулиновом коэффициенте?
2. Каков механизм этих явлений?
Г. Алгоритм выполнения заданий и овладения практическими навыками и умениями.
Опыт № 1. Влияние воспаления на количество белка крови.
У кролика с гнойным асептическим воспалением, вызванным подкожным введением 0,5 мл. скипидара за 5 дней до занятия берут кровь из краевой вены ушной раковины в центрифужную пробирку в количестве 2-3 мл. Кровь центрифугируют в течение 10 минут при 3000 об./мин., берут 1-2 капли сыворотки крови с помощью пипетки или стеклянной палочки и наносят на середину измерительной призмы рефрактометра РЛУ. Определяют коэффициент преломления. По таблице Рейсса определяют общее количество белка в сыворотке крови. Отмечается его уменьшение при хроническом воспалении по сравнению с нормой.
Опыт № 2. Определение сахара в моче кролика с экспериментальным сахарным диабетом.
К 5-6 мл. мочи добавляют несколько капель реактива Фелинга и нагревают верхний слой жидкости. При наличии в моче сахара получается осадок: зеленый, если сахара мало; желтый, если его среднее количество; красный, если сахара много.
Опыт № 3. Определение ацетоновых тел в моче того же кролика. В пробирку наливают 10 мл. мочи, прибавляют 1 мл. ледяной СН3СООН, 3-5 капель нитропруссида натрия и 2-3 мл. концентрированного раствора аммиака. При наличии в моче ацетоновых тел на границе жидкостей образуется фиолетовое кольцо.
Данные опытов студенты заносят в протоколы, объясняют механизмы установленных изменений.
III. Источники информации
А. Обязательная литература:
1. Патологическая физиология. Редакторы А.Д. Адо. Москва, 2001. – С. 210-238.
2. Патологическая физиология. Редакторы В.Н. Зайко, Ю.В. Быць. Киев. Логос, 1996. – С. 254-293, 315-328.
Б. Дополнительная литература:
1. С.М. Лейкее, Н.Н. Лаптева. Очерки по патофизиологии обмена веществ и эндокринной системы. – М., 1967.
2. А.Н. Климов. Атеросклероз и пути его профилактики. - М., 1981.
3. Патология. А.С. Шнейдер, 1993.
4. Патология. В.А. Ливолси, 1994.
Тема № 2. Патофизиология опухолевого роста.
I. Цели занятия
А. Общая цель, мотивация изучения темы.
Уметь объяснить причины, условия, механизмы и особенности опухолевого роста, взаимоотношения организма и опухоли для последующего изучения опухолей на клинических кафедрах.
Б. Конкретные цели занятия
Знать:
1. Характеристику и особенности опухолевого роста.
2. Причинные факторы и механизмы опухолевой трансформации клеток.
3. Взаимоотношения организма и опухоли.
Уметь:
Выявить признаки морфологической анаплазии по гистологическим препаратам опухолей.
II. Ориентировочная основа действий
А. Исходный уровень знаний, умений.
1. Уровни регуляции роста тканей в организме (кафедра нормальной физиологии).
2. Строение и функции клеток (кафедры гистологии, медицинской биологии).
3. Основные этапы деления клеток (кафедра медицинской биологии).
Б. Программа самостоятельной подготовки студентов.
Учебные задания
Изучить:
1. Характеристику и особенности опухолевого роста.
2. Этиологию и патогенез опухолей.
3. Признаки злокачественности.
4. Анаплазию, ее виды и характеристику.
5. Атибламстомкую резистентность организма.
6. Действие опухоли на организм.
Учебные вопросы для контроля:
1. Характеристика понятий «опухолевый рост», «опухолевая кахексия».
2. Опухолевый атипизм, его виды.
3. Физические канцерогенные факторы: классификация и их характеристика.
4. Химические канцерогены: классификация и их характеристика.
5. Биологические канцерогенные факторы: классификация и их характеристика.
|
|
6. Механизмы канцерогенеза.
7. Значение наследственных факторов в возникновении и развитии опухолей у человека.
8. Системное действие опухолей.
9. Антиканцерогенные механизмы, антибластомной резистентности организма, их виды.
10. Атитрансформациоиные механизмы антибластомной резистентности организма, их виды.
11. Антицелюллярные механизмы: антибластрмной резистенности организма, их виды.
В. Задачи:
Задача № 1. При исследовании гистологического препарата установлена анаплазия клеток эпителия: они разной формы, лишена полярность и комплектности. Клетки опухоли формируют железистые образования, но они крайне атипичны и располагаются среди соединительно-тканных клеток стромы, ничем от нее не отличаясь. Какие проявления и какого вида анаплазии имеются в препарате?
Задача № 2. Больной В., 52 года, обратился к врачу с жалобами на боли в правом подреберьи, слабость, потерю аппетита, диспептические расстройства, снижение трудоспособности, повышенную температуру тела. Объективно установлено: поверхность печени бугриста, спленомегалия, асцит; температура тела 37,2°С; СОЭ – 25 мм/час; нейтрофильный лейкоцитоз с относительной лимфопенией; гипохромная адемия. Объясните патогенез изменений в организме.
Г. Алгоритм выполнения заданий и овладения практическими навыками и умениями.
Опыт № 1. Изучение признаков морфологической анаплазии.
Студенты получают микропрепараты гистологических срезов нормальной эпителиальной ткани и ткани, пораженной опухолевым процессом. Под микроскопом отмечают клеточный и тканевый атипизм в препарате опухоли.
Опыт № 2. Изучение, проявлений, физико-химической анаплазии.
А. Определение поверхностного натяжения сыворотки крови.
а) В меланжер для эритроцитов набирают нормальную сыворотку до метки «101», устанавливают меланжер вертикально и сосчитывают количество капель до полного его опорожнения. Определение повторяют трижды и берут среднюю величину. То же самое проделывают с сывороткой больного раком. Отмечается большее количество капель.
|
|
б) Уравновешивают чашки весов. Пластинку весов приводят в соприкосновение с сывороткой здорового человека. Нагружают вторую чашку весов разновесами до отрыва пластинки от поверхности сыворотки. Подсчитывают в мг., вес, приходящихся на 1 см. пластинки. То же исследование проводят и с сывороткой крови больного раком. На основании опытов «а» и «б» судят об изменении поверхностного натяжения сыворотки крови больного раком.
Б. Определение вязкости сыворотки крови.
Набирают в меланжер сыворотку крови до метки «101» (нормальную, а затем - больного раком) и отмечают время полного истечения сыворотки. Отношение времени истечения сыворотки больного к таковому нормальной сыворотки дает коэффициент относительной вязкости.
Опыт № 3. По таблицам и слайдам изучают три группы канцерогенных факторов – физических, химических и биологических. При этом обращают внимание на разделение: а) всех групп канцерогенов на экзо- и эндогенные; б) онкогенных - вирусов на РНК - содержащие (онковирусы) и ДНК - содержащие, тканево-специфические и тканевонеспецифические; видоспецифические и видонеспецифические. Изучают три основных механизма опухолевой трансформации клеток: мутационный; стойкое изменение функциональной активности генов путем депрессии и репрессии включение вирусной ДНК или ДНК-копий вирусной РНК в геном клеток.
III. Источники информации
А. Обязательная литература:
1. Патологическая физиология. Редакторы А.Д. Адо. – Москва, 2001. – С. 290-315.
3. Патологическая физиология. Редакторы Н.Н. Зайко, Ю.В. Быць, Киев. Логос, 1996. – С. 343-355.
4. Курс лекций по патофизиологии./ Под ред. П.Ф. Литвицкого. – М.: Медицина, 1997. – С. 252-282.
4. Патологическая физиология/Под ред. П. Ф. Литвицкого. – Изд. ГЭОТАР – МЕД, 2002. –т. I.- С. 586 – 624.
Б. Дополнительная литература:
1. В.И. Говалло. Опухоль и иммунитет. Киев, 1977.
2. Патология. А.С. Шнейдер, 1993.
3. Патология. В.А. Ливолси, 1994.