Тема № 3. Патофизиология иммунной системы. Аллергия

 

I. Цели занятия

А. Общая цель, мотивация изучения темы.

Уметь объяснить патогенез аллергических реакций немедленного и замедленного типов, обосновать патофизиологические основы методов профилактики, выявления и лечения аллергии.

 

Б. Конкретные цели занятия.

Знать:

1. Определение понятия и общую характеристику аллергии, виды ал­лергии.

2. Характеристику аллергенов, их классификацию.

3. Анафилаксию: стадии, патогенез местных и общих анафилактиче­ских реакций.

4. Стадии аллергических реакций замедленного типа, их патогенез.

5. Пути профилактики аллергии.

Уметь:

1. Определить изменения показателей кровообращения, работы серд­ца и других систем организма при аллергии.

2. Объяснить механизмы нарушений деятельности сердечно­сосудистой дыхательной и нервной систем при бронхиальной аст­ме.

II. Ориентировочная основа действий

А. Исходный уровень знаний, умений.

1. Иммунная система организма (кафедры гистологии, микро­биологии).

2. Биологические активные субстанции – медиаторы аллергии (ка­федры биохимии, нормальной физиологии).

 

Б. Программа самостоятельной теоретической подготовки сту­дентов.

Учебные задания

Изучить:

1. Определение понятия и общую характеристику аллергии.

2. Классификацию и природу аллергенов.

3. Стадии аллергических реакций немедленного типа, их патогенез.

4. Анафилаксию. Аллергические реакции немедленного типа у людей.

5. Стадии аллергических реакций замедленного типа, их патогенез.

6. Аллергические реакции замедленного типа у людей.

 

Учебные вопросы для контроля:

1. Классификация и пути попадания аллергенов в организм.

2. Патогенез первого типа аллергических реакций по Кумбсу и Джиллу.

3. Патогенез второго типа аллергических реакций по Кумбсу и Джиллу.

4. Патогенез третьего типа аллергических реакций по Кумбсу и Джиллу.

5. Патогенез четвертого типа аллергических реакций по Кумбсу и Джиллу.

6. Патогенез пятого типа аллергических реакций по Кумбсу и Джиллу.

7. Стадии аллергических реакций, патогенетический механизм.

8. Патогенез аутоиммунных заболеваний.

9. Клинические формы аллергии: этиология и патогенез отдельных ви­дов аллергических реакций.

 

В. Задачи:

Задача № 1. У больного через 9 дней после введения лечебной сы­воротки появилась крапивница, зуд кожи, отек кожи и слизистых оболо­чек, воспаление лимфатических узлов. Какое заболевание развилось у больного? Какие условия необходимы для его возникновения? Какие медиаторы обусловливают эту реакцию?

Задача № 2. После введения пенициллина больной потерял созна­ние, артериальное давление у него резко снизилось. Какое состояние развилось у больного? Какие условия необходимы для его возникнове­ния? Назвать стадии развития процесса.

 

Г. Алгоритм выполнения заданий и овладения практическими навы­ками и умениями.

Опыт № 1. Изучение проявлений феномена Артюса у кролика.

Кролику за 20-30 дней до занятий вводят стерильно под кожу одну и ту же нормальную лошадиную сыворотку в объеме 3-5 мл. пятикратно с интервалами 5-6 дней. Кролик демонстрируется в период выраженных изменений кожных покровов, характерных для феномена Артюса. Сту­денты определяют локализацию, характер и выраженность повреждений тканей, реакцию окружающей – кожи, наличие в ней отека и болезнен­ности. Объясняют механизмы развития повреждения кожи.

Опыт № 2. Анафилактическая реакция сердца лягушки.

Сенсибили­зированную нормальной лошадиной сывороткой лягушку укрепляют на препаровальной дощечке брюшком кверху. У животного обнажают сердце, вскрывают перикард. Верхушку сердца захватывают серфином, соединенным с рычагом для записи сокращений сердца на кимографе. Записывают исходный ритм. Наносят на сердце 6 капель лошадиной сы­воротки, наблюдают изменение сердечных сокращений: ритм сердца становится неправильным, амплитуда сердца вначале усиливается, а за­тем ослабляется, вплоть до временной остановки сердца. Отмывают сердце физраствором, отмечают восстановление сердечного ритма. Че­рез 15 минут на сердце снова наносят 6 капель прежнего антигена. При этом реакция со стороны сердца отсутствует или проявляется слабее. Объясняют механизмы изменения работы сердца.

III. Источники информации

А. Обязательная литература:

1. Патологическая физиология. Редакторы А.Д. Адо. – Москва, 2001. – С. 125-161.

2. Патологическая физиология. Редакторы Н.Н. Зайко, Ю.В. Быць. Киев. – Логос 1996. – С.113-138.

3. Курс лекций по патофизиологии./ Под ред. П.Ф. Литвитского. – М.: Медицина, 1997. – С. 232-252.

4. Патологическая физиология/Под ред. П. Ф. Литвицкого. – Изд. ГЭОТАР – МЕД, 2002. –

т. I.- С. 557 – 586.

 

Б. Дополнительная литература:

1. А.Я. Адо. Общая аллергология. М., 1970.

2. Патология. А.С.Шнейдер, 1993.

3. Патология. В.А. Ливолси, 1994.

 

 

Тема № 4. Патофизиология дыхания. Гипоксия.

 

I. Цели занятия

А. Общая цель, мотивация изучения темы.

Уметь объяснить патогенез гипоксических состояний, их проявле­ния для обоснования принципов терапии, заболеваний, в развитии кото­рых гипоксия выступает важным патогенетическим фактором.

 

Б. Конкретные цели занятия.

Знать:

1. Определение понятия «гипоксия», принципы классификаций ги­поксических состояний.

2. Механизмы возникновения отдельных видов гипоксии.

3. Изменения в организме при гипоксии.

4. Механизмы компенсации гипоксии.

Уметь:

1. По данным газового анализа крови определять основные типы ги­поксии.

2. В эксперименте воспроизвести некоторые типы гипоксии.

 

II. Ориентировочная основа действий

А. Исходный уровень знаний, умений.

1. Физиология дыхательной, сердечнососудистой систем, системы крови (кафедра нормальной физиологии).

2. Тканевое дыхание (кафедра биохимии).

Б. Программа самостоятельной теоретической подготовки сту­дентов.

Учебные задания

1. Определение понятия «гипоксия», ее классификация.

2. Причины и механизмы развития отдельные типов гипоксии.

3. Характер и последовательность развития изменений в организме при гипоксии.

4. Механизмы адаптации организма к гипоксии.

5. Принципы лечебно-профилактических мероприятий при различных типах гипоксии.

 

Учебные вопросы для контроля:

1. Определение и классификация гипоксии.

2. Экзогенный тип гипоксии: виды, патогенез, изменение газового со­става крови.

3. Респираторный тип гипоксии: этиология, изменение газового соста­ва крови.

4. Циркуляторный тип гипоксии: этиология, патогенез, изменения га­зового состава крови.

5. Гемический тип гипоксии: этиология, патогенез изменение газового состава крови.

6. Тканевый тип гипоксии: этиология, патогенез, изменение газового состава крови.

7. Субстратный тип гипоксии, этиология и патогенез.

8. Перегрузочный тип гипоксии: этиология, патогенез, изменение газо­вого состава крови.

9. Смешанный тип гипоксии, варианты возникновения, примеры.

10. Классификация гипоксии по распространенности скорости развития, продолжительности и степени тяжести.

11. Нарушение обмена веществ и физиологических функций при гипок­сии.

12. Адаптация, профилактика и терапия гипоксии. Гипоксия как лечебное средство.

 

В. Задачи:

Задача № 1. Больной занимает вынужденное положение (сидит, опираясь на руки), плечи приподняты и сдвинуты вперед, готова как бы втянута в плечи, грудная клетка находится в инспираторном состоянии. Дыхание шумное, затруднено (особенно выдох) и углублено, замедлен­но. Отмечается цианоз губ, щек, кончика носа. Приступ какого заболе­вания у больного? Какой тип гипоксии развивается при этом? Приведи­те примерный газовый состав крови во время приступа удушья.

Задача № 2. У больного хроническая сердечная недостаточность кровообращения. Наблюдается одышка, цианоз кожи и слизистых обо­лочек, отеки на ногах, тахикардия. Какой тип гипоксии у больного? Привести примерный газовый состав крови при недостаточности крово­обращения.

 

Г. Алгоритм выполнения заданий и овладения практическими навы­ками и умениями.

Опыт № 1. Изучение проявлений гипоксической гипоксии.

Опыт ставят на белой мыши. Сосчитывают у нее число дыханий в минуту, отме­чают окраску ушей, лапок, хвоста, подвижность животного. Помещают мышь в герметически закрытый сосуд, в котором находится мешочек с натронной известью. Каждые 3 минуты изучаемые показатели определяют повторно. Доводят животное до гибели, отмечают время его жизни в ус­ловиях сниженного парциального давления кислорода.

Опыт № 2. Изучение проявлений гипоксии смешанного типа:

а) гипоксическая + гемическая.

Белой мыши внутрибрюшинно вводят 1% раствор нитрата натрия из расчета 0,1 мл. на 1 г. массы животного. Дальнейшее проведение экс­перимента аналогично условиям опыта № 1. Отмечается более быстрая гибель животного. После гибели мышь переносят в эмалированный ло­ток и вскрывают. При этом обращают внимание на шоколадный цвет кожных покровов, серозных оболочек, внутренних органов, крови, обу­словленных образованием метгемоглобина.

б) гипоксическая + тканевая.

Белой мыши внутрибрюшинно вводят 0,7% раствор 2-4 динитрофенола из расчета 0,55 мл. на 100 г. массы. Дальнейшее проведение эксперимента аналогично условиям опыта № 1. Отмечается более быст­рая гибель животного. Особенности гибели: внезапное ухудшение со­стояния, краткий период агонии, быстрое развитие трупного окоченения скелетных мышц.

Данные опытов студенты заносят в протоколы, объясняют меха­низмы развития гипоксии, гибели мышей. Делают выводы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: