128. В процессе физической подготовки применяются различные методические приемы, представляющие собой отдельные звенья соответствующих методов физического совершенствования.
В процессе физической подготовки используются методы обучения, развития и воспитания.
129. Методы обучения направлены на формирование военно-прикладных навыков, приобретение специальных знаний, привитие методических навыков и умений.
При обучении новому физическому упражнению военнослужащие овладевают основами техники упражнения, где большое внимание уделяется основному звену техники. Затем в процессе многократного повторения упражнения у них формируются особые, наиболее эффективные способы выполнения отдельных элементов – детали техники.
130. Обучение технике выполнения физических упражнений и формирование военно-прикладных навыков включает: ознакомление, разучивание и тренировку (совершенствование).
131. Ознакомление направлено на создание у обучаемых правильного представления о разучиваемом упражнении. Для ознакомления необходимо: назвать упражнение, образцово его показать; объяснить технику выполнения упражнения и его предназначение; при необходимости показать упражнение еще раз по частям или по разделениям с попутным объяснением техники выполнения.
132. Разучивание направлено на формирование у обучаемых новых двигательных навыков. В зависимости от подготовленности занимающихся и сложности физических упражнений применяются следующие способы разучивания:
в целом – если физическое упражнение несложное, доступно для обучаемых или его выполнение по элементам (частям) невозможно;
по частям – если физическое упражнение сложное и его можно разделить на отдельные элементы;
по разделениям – если физическое упражнение сложное и его можно выполнить с остановками;
с помощью подготовительных физических упражнений – если в целом из-за трудности его выполнить нельзя, а разделить на части невозможно.
После разучивания упражнение выполняется в целом.
133. Тренировка направлена на закрепление у обучаемых двигательных навыков, совершенствование физических и специальных качеств. Тренировка заключается в многократном повторении упражнения с постепенным усложнением условий его выполнения и повышением физической нагрузки.
134. Основными методами развития физических качеств являются: равномерный, повторный, переменный, интервальный, контрольный и соревновательный.
135. Способами организации военнослужащих при выполнении физических упражнений могут быть индивидуальный, групповой, фронтальный, круговой, поточный.
Командиры (начальники), специалисты физической подготовки, специалисты военно-медицинской службы, руководители занятий обязаны принимать все меры по предупреждению травматизма в процессе физической подготовки.
136. Предупреждение травматизма обеспечивается:
четкой организацией занятий и соблюдением методики их проведения;
высокой дисциплинированностью военнослужащих, хорошим знанием ими приемов страховки и самостраховки, правил предупреждения травматизма;
своевременной подготовкой мест занятий и инвентаря;
систематическим контролем за соблюдением установленных норм и требований безопасности при проведении занятий.
137. Методы развития направлены на совершенствование физических и специальных качеств, укрепление здоровья и улучшение антропометрических показателей.
138. Под физической нагрузкой понимается степень воздействия на организм физическими упражнениями и характеризуется объемом и интенсивностью физической нагрузки.
139. Основными показателями объема физической нагрузки являются: время, затраченное на выполнение физического упражнения; метраж или километраж преодолений дистанции (в циклических и комбинированных физических упражнениях), общий вес отягощений (в физических упражнениях с тяжестями), суммарная прибавка частоты сердечных сокращений относительно исходного уровня.
140. Основными показателями интенсивности физической нагрузки являются: скорость движения; скорость преодоления дистанции, разовый вес отягощения (в расчете на отдельное движение), пульсовая интенсивность физического упражнения.
141. При оценке интенсивности физической нагрузки по частоте сердечных сокращений используется следующая градация с учетом возраста (таблицы 1 и 2)
Таблица 1
Регулирование физической нагрузки по частоте сердечных сокращений военнослужащих мужского пола
Физическая нагрузка | Частота сердечных сокращений (уд./мин.) в зависимости от возрастной группы | |||||||
1-я | 2-я | 3-я | 4-я | 5-я | 6-я | 7-я | 8, 9-я | |
Низкая | до 135 | до 130 | до 125 | до 125 | до 120 | до 115 | до 115 | до 110 |
Средняя | 135-154 | 130-149 | 125-144 | 125-139 | 120-139 | 115-134 | 115-129 | 110-124 |
Высокая | 155-175 | 150-170 | 145-165 | 140-160 | 140-155 | 135-150 | 130-145 | 125-140 |
Максимальная | Свыше 175 | Свыше 170 | Свыше 165 | Свыше 160 | Свыше 155 | Свыше 150 | Свыше 145 | Свыше 140 |
Таблица 2
Регулирование физической нагрузки по частоте сердечных сокращений военнослужащих женского пола
Физическая нагрузка | Частота сердечных сокращений (уд./мин.) в зависимости от возрастной группы | |||||
1-я | 2-я | 3-я | 4-я | 5-я | 6, 7-я | |
Низкая | до 125 | до 120 | до 115 | до 110 | до 105 | до 100 |
Средняя | 125-144 | 120-139 | 115-134 | 110-129 | 105-124 | 100-119 |
Высокая | 145-170 | 140-165 | 135- 155 | 130-145 | 125-135 | 120-130 |
Максимальная | Свыше 170 | Свыше 165 | Свыше 155 | Свыше 145 | Свыше 135 | Свыше 130 |
142. Соотношение объема и интенсивности физической нагрузки при выполнении физических упражнений должно быть следующим: чем больше объем физической нагрузки, задаваемой в упражнении, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, чем больше интенсивность физической нагрузки, тем меньше ее объем.
143. Суммарный объем физической нагрузки оценивается по сумме времени, затраченного на все физические упражнения в течение отдельного занятия или ряда занятий.
144. Суммарная интенсивность физической нагрузки (моторная плотность занятия) характеризуется отношением времени, затраченного на непосредственное выполнение физических упражнений, к общему времени занятия (в процентах).
145. Повышение объема и интенсивности физической нагрузки на отдельном занятии достигается: сокращением времени на перестроения; краткостью и ясностью объяснений; увеличением количества повторений, быстроты выполнения, массы отягощений; регулированием продолжительности отдыха; выполнением упражнений всеми занимающимися одновременно или потоком; применением круговой тренировки и соревновательного метода; использованием тренажеров, а также другого оборудования и инвентаря.
146. Объем и интенсивность физической нагрузки на занятиях по физической подготовке должны соответствовать задачам и этапам обучения, уровню подготовленности и возрасту военнослужащих.
Величина физической нагрузки может определяться характером ее воздействия на организм занимающихся, основываясь на примерной схеме оценки внешних признаков утомления согласно приложению № 8 к настоящему Наставлению.
147. Методы воспитания направлены на формирование психологических качеств и психологической готовности у военнослужащих, а также повышение сплоченности воинских коллективов.
Решение воспитательных задач обеспечивается:
применением методов убеждения, примера, соревнования, поощрения, принуждения и воздействия коллектива;
подбором физических упражнений, в которых психические свойства личности проявляются в наибольшей мере.
Глава 6