Инвентаризация объектов основных средств – это проверка и документальное подтверждение фактического их наличия выявления отклонений от учетных данных и принятия решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета, выявление неиспользуемых предметов, которые могут быть проданы другим организациям или списаны по актам в связи с непригодностью к дальнейшей эксплуатации.
При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.
Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям - указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и др.; по каналам - протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам - местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам - тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, ширину полотна и т.п.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.
Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с прямым назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.
Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (в дальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия.
На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).
Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.
По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.
Периодичность приведения инвентаризации.
Количество инвентаризаций в году, время их проведения, объекты инвентаризации устанавливаются руководителем предприятия в приказе об учетной политике, либо отдельным приказом.
Законодательством предусмотрены случаи обязательного проведения инвентаризации (пункт 2 статьи 12 федерального закона от 21.11.1996 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”):
· ежегодно в четвёртом квартале перед составлением годовой бухгалтерской отчётности,
· при продаже имущества, сдаче в аренду
· при смене материально-ответственного лица
· при выявлении актов хищений, злоупотреблений или порчи имущества,
· после стихийного бедствия, пожара, аварии и т. п.
· при реорганизации или ликвидации предприятия.
· о фактах уничтожения имущества и т. п.
Оформление результатов инвентаризации
Заключительным этапом инвентаризации является определение её результатов. Возможны следующиеварианты:
· совпадение учётных и фактических остатков
· недостача (превышение учётных остатков над фактическими)
· излишки (превышение фактического остатка над учётным).
Результат инвентаризации определяется отдельно по каждому виду имущества. Возможна (и весьмавероятна) ситуация недостачи по одной позиции инвентаризационной описи и излишков по другой. В этомслучае итог подводится отдельно, недостача одного вида имущества не может погашаться излишками другоговида.
Выявленная в результате инвентаризация недостача возмещается материально ответственным лицом на основании договора о полнойматериальной ответственности. Излишки приходуются на склад, ихстоимость учитывается как доходорганизации.
Бухгалтерские проводки
Дт.01.Кт.91– Оприходованы в результате инвентаризации,излишки основных средств.
Дт.01.2 Кт.01.1-Списан недостающий объект по первоначальной стоимости основных средств.
Дт.01.2 Кт.02-Списана амортизация по недостающему объекту основных средств.
Дт.94 Кт.01.02-Отражена в учете недостачи основных средств по остаточной стоимости.
Дт.73.2.Кт.94-Отражена задолженность виновного лица по возмещению ущерба от недостачи основных средств.
Дт.91.2.Кт.94-Списана недостача за счет компании(если не установлено виновное лицо)






