Глава 14. Хронический панкреатит

I. Мотивация цели. Хронический панкреатит (ХП) - группа хронических заболеваний поджелудочной железы (ПЖ) различной этиологии, преимущественно воспалительной природы, прогрессирующими очаговыми, сегментарными или диффузными дегенеративными, деструктивными изменениями её экзокринной части, атрофией железистых элементов (панкреоцитов) и замещением их соединительной (фиброзной) тканью; изменениями в протоковой системе ПЖ с образованием кист и конкрементов, с различной степенью нарушения экзокринной и эндокринной функций. В структуре заболеваемости органов желудочно-кишечного тракта ХП составляет от 5,1 до 9%, а в общей клинической практике - от 0,2 до 0,6%. За последние годы отмечена общемировая тенденция к увеличению заболеваемости ХП, что обуславливает актуальность изучения данной патологии.

II. Цель самоподготовки: в результате самостоятельного изучения теоретического материала по данной теме студент должен знать:

1. Определение хронического панкреатита.

2. Этиологию и патогенез.

3. Классификацию данной нозологии.

4. Клиническую картину панкреатита в зависимости от морфологической формы.

5. Принципы современного лечения данного заболевания.

 

III. Исходный уровень знаний.

Студент должен знать:

1. Анатомию и физиологию поджелудочной железы.

2. Нормальный уровень биохимических показателей крови.

3. УЗИ исследование поджелудочной железы.

4. Методику обследования системы органов пищеварения.

 

IV. План изучения темы:

1. Определение хронического панкреатита.

2. Этиология и патогенез данной нозологии.

3. Классификация хронического панкреатита.

4. Клиническая картина хронического панкреатита.

5. Стандарты диагностики хронического панкреатита.

6. Диагностические критерии.

7. Осложнения.

8. Принципы терапии хронического панкреатита.

9. Физиотерапевтическое лечение при хроническом панкреатите.

10.Показания к хирургическому лечению.

 

V. Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите основные причины хронического панкреатита.

2. Охарактеризуйте абдоминальную боль при хроническом панкреатите в разные периоды.

3. Укажите типичные признаки при УЗИ и спиральной КТ.

4. Назначьте лечение больному с хроническим панкреатитом.

 

VI. Задания для выполнения в процессе самоподготовки.

1. Составьте диагностический алгоритм при хроническом панкреатите.

2. Составьте схему лечения хронического панкреатита.

 

VII. План работы студента на предстоящем занятии:

1. В процессе занятия студент активно принимает участие в клиническом разборе больного по теме занятия.

2. Анализирует и расшифровывает учебные наборы при данной нозологии.

3. Решает ситуационные задачи.

 

VIII. Пример тестовых заданий и ситуационной задачи для работы студента на предстоящем занятии:

 

1. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ПЕРВАЯ ЛИНИЯ ДИАГНОСТИКИ ХРОНИЧЕСКОГО ПАНКРЕАТИТА

() УЗИ

() рентгенен

() дуоденоскопия

() манометрия сфинктера Одди

() МРТ

2. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

РАННИМ ПРИЗНАКОМ ЭКЗОКРИННОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ ЯВЛЯЕТСЯ

() гиперпродукция энтерокиназы

() стеаторея

() дефицит витамина Д

() креаторея

() аменорея

3. СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА

Больной Г., 54 лет, предъявляет жалобы на рецидивирующие боли «режущего» характера в эпигастральной области и левом подреберье, принимающие опоясывающий характер, усиливающиеся после приема жирной пищи и алкоголя, урчание в животе, икоту, отрыжку воздухом, неустойчивый стул, вздутие живота.

УЗИ: диффузное увеличение размеров поджелудочной железы, неровность и нечеткость контуров, гиперэхогенность паренхимы.

Вопросы.

1. Выделите ведущие симптомы (синдромы).

2. Предварительный диагноз.

3. Составьте план обследования.

4. Подходы к терапии.

 

Глава 15. Острые лейкозы.

 

I. Мотивация цели. Острые лейкозы (ОЛ) – гетерогенная группа опухолевых заболеваний системы крови – гемобластозов, которые характеризуются первичным поражением костного мозга морфологически незрелыми кроветворными клетками с вытеснением ими нормальных элементов и инфильтрацией различных тканей и органов. ОЛ составляют 3% злокачественных опухолей человека, однако среди гемобластозов занимают одно из первых мест по частоте встречаемости. Заболеваемость ОЛ составляет в среднем 5 случаев на 100000 населения в год, 75% заболевших – взрослые; среднее соотношение острых миелоидных (ОМЛ) и лимфоидных (ОЛЛ) лейкозов составляет 6:1. Ранняя диагностика затруднена, клинические проявления разнообразны. Вместе с тем, своевременное и хорошо организованное лечение позволяет сохранить жизнь больного и часто добиться полного выздоровления.

 

II. Цель самоподготовки: в результате самостоятельного изучения теоретического материала по данной теме студент должен знать:

1. Определение понятия острый лейкоз.

2. Этиологию и патогенез острого лейкоза.

3. Классификацию данной нозологии.

4. Клинические проявления острых лейкозов.

5. Методы диагностики данной нозологии.

6. Протоколы лечения данного заболевания.

 

III. Исходный уровень знаний.

Студент должен знать:

1. Схему нормального кроветворения.

2. Показатели периферической крови в норме.

3. Нормальную миелограмму.

4. Особенности обследования гематологических больных.

 

IV. План изучения темы:

1. Определение острого лейкоза.

2. Классификация острых лейкозов.

3. Этиология и патогенез.

4. Патогенетические механизмы развития заболевания.

5. Основные клинические проявления.

6. Принципы диагностики.

7. Протоколы лечения острых лейкозов.

 

V. Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение понятия острые лейкозы.

2. Назовите стадии острого лейкоза.

3. Назовите клинические проявления острых лейкозов.

4. Каковы изменения в общем анализе крови и пунктате костного мозга при острых лейкозах.

6. Назовите основные принципы терапии острых лейкозов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: