VI. Задания для выполнения в процессе самоподготовки

1. Схематично изобразите обмен железа в организме.

2. Схематично изобразите обмен витамина В12 в организме.

3. Составьте алгоритм диагностики В12-дефицитной анемии.

4. Составьте схему диагностики апластической анемии.

 

VII. План работы студента на предстоящем занятии:

1. В процессе занятия студент активно принимает участие в клиническом разборе больного по теме занятия.

2. Анализирует и расшифровывает учебные наборы при данной нозологии.

3. Решает ситуационные задачи.

 

VIII. Пример тестовых заданий и ситуационной задачи для работы студента на предстоящем занятии:

1. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА АПЛАСТИЧЕСКИХ АНЕМИЙ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ

() фуникулярныммиелозом

() увеличением лимфоузлов

() увеличением селезенки

() трехростковойцитопенией

() увеличением печени

2. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ПРИЗНАКИ ПОРАЖЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (ФУНИКУЛЯРНЫЙ МИЕЛОЗ) ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ

() В12-дефицитной анемии

() железодефицитной анемии

() фолиеводефицитной анемии

() апластической анемии

() гемолитической анемии

3. СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА

Больная А., 28 лет. Предъявляет жалобы на общую слабость, головокружение, шум в ушах, мелькание мушек перед глазами, сердцебиение, одышку при незначительной физической нагрузке. В течение последних 3 недель появились трещины в углах рта, ломкость и поперечная исчерченность ногтей, осиплость голоса, затруднение при проглатывании сухой и твердой пищи, извращение вкуса.

Объективно: кожные покровы и видимые слизистые бледные. Симптом «голубых» склер, сухость кожных покровов, в углах рта – трещины с воспалительным валом. Сосочки языка сглажены. Тоны сердца приглушены, систолический шум на верхушке, ритм правильный. Ps – 100 ударов в минуту. АД – 90/70 мм рт. ст.

Общий анализ крови: Hb 92 г/л; эр. – 3,6х1012/л; цветовой показатель 0,75; тромбоциты - 24тромбоциты 25 шум на верхушке,0х109/л; лейкоциты - 8,2х109/л; п-6%, с-45%, э-2, л-38%, мон-9%. СОЭ- 18 мм/час; анизоцитоз ++, пойкилоцитоз ++.

Сывороточное железо – 7,1 мкмоль/л.

Вопросы:

1. Выделите основные симптомы (синдромы).

2. Ваш предварительный диагноз.

3. Перечислите основные проявления ведущего синдрома.

4. Основные принципы лечения.

 

Глава 18. Геморрагические диатезы.

I. Мотивация цели. Геморрагические диатезы (ГД) – синдромы, характеризующиеся избыточной кровоточивостью, обусловленной дефектом одного или нескольких компонентов системы гемостаза. Особое значение имеет детально собранный геморрагический анамнез. Важно правильно и своевременно определить время свертывания и кровоточивости, нарушение свойств кожи, опорно-двигательного аппарата, сердца. Особое внимание следует обращать на телеангиоэктазии, ангиомы, парез микрососудов. Распознавание и верификация ГД имеет решающее значение для назначения своевременной и адекватной терапии, что крайне актуально в стоматологической практике.

 

II. Цель самоподготовки: в результате самостоятельного изучения теоретического материала по данной теме студент должен знать:

1. Понятие «геморрагические диатезы».

2. Основные представления о типах кровоточивости по З.С. Баркагану.

3. Клинико-гематологическую характеристику гемофилии А и В, принципы лечения.

4. Этиологию, патогенез, клинику, диагностику, терапию геморрагическоговаскулита.

5. Критерии диагноза, принципы лечения идиопатической тромбоцитопенической пурпуры.

6. Диагностику и неотложную терапию при ДВС-синдроме.

 

III. Исходный уровень знаний.

Студент должен знать:

1. Показатели периферической крови в норме.

2. Особенности обследования больных с геморрагическими диатезами.

3. Показатели коагулограммы.

 

IV. План изучения темы:

1. Понятие геморрагические диатезы.

2. Основные типы кровоточивости по З.С. Баркагану.

3. Основные лабораторные тесты при ГД.

4. Основные клинические проявления при гемофилии А и В, геморрагическом васкулите, идиопатической тромбоцитопенической пурпуре.

5. Лабораторно-инструментальная диагностика при геморрагических диатезах.

6. Основные принципы лечения ГД.

7. Диагностика и неотложная терапия ДВС-синдрома.

 

V. Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение ГД.

2. Назовите типы кровоточивости по З.С. Баркагану.

3. Основные лабораторные тесты.

4. Опишите ведущие симптомы при геморрагическом васкулите, гемофилии А и В, идиопатической тромбоцитопенической пурпупы.

5. Укажите принципы диагностики ГД.

6. Укажите принципы лечения ГД.

7. Перечислите препараты, вызывающие геморрагический
синдром.

 


VI. Задания для выполнения в процессе самоподготовки.

1. Составьте алгоритм диагностики при геморрагическом синдроме.

2. Составьте схему патогенеза ДВС-синдрома.

 

VII. План работы студента на предстоящем занятии:

1. В процессе занятия студент активно принимает участие в клиническом разборе больного по теме занятия.

2. Анализирует и расшифровывает учебные наборы при данной нозологии.

3. Решает ситуационные задачи.

 

VIII. Пример тестовых заданий и ситуационной задачи для работы студента на предстоящем занятии:

1. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ КРИТЕРИЙ ТРОМБОЦИТОПЕНИИ ПРИ ПЕРВИЧНОЙ ИММУННОЙ ТРОМБОЦИТОПЕНИИ

() менее 30 тыс

() менее 180 тыс

() менее 150 тыс

() менее 100 тыс

() менее 50 тыс

2. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

 

СМЕШАННЫЙ (МИКРОЦИРКУЛЯТОРНО-ГЕМАТОМНЫЙ) ТИП КРОВОТОЧИВОСТИ ХАРАКТЕРЕН ДЛЯ

() болезни Рандю - Ослера

() гемофилии В

() гемофилии А

() болезни Шенляйн - Геноха

() острого ДВС-синдрома

3. СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА

Больная С., 36 лет. Жалобы на десневые, носовые и маточные кровотечения. При осмотре: на коже передней поверхности туловища и конечностях – геморрагические высыпания в виде петехий и экхимозов. На слизистой оболочке ротовой полости – геморрагические везикулы и буллы. Печень и селезенка не выступают из-под края реберной дуги.

Общий анализ крови: Hb – 120 г/л, эр. – 4,2х1012/л, ЦП – 0,9, рет. – 12%0; тромб. – единичные в поле зрения, лейк. – 4,6х109/л, n – 6%, с – 56%, лимф. – 34%, м – 4%, СОЭ – 15 мм/час.

Вопросы.

1. Выделите ведущие синдромы (симптомы).

2. Предварительный диагноз.

3. План обследования.

4. Подходы к терапии.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: