Методические указания студентам

ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ

1. Организационно-методические указания по подготовительной части самостоятельной работы.

На этапе самоподготовки студенты изучают вопросы дезинфекции, дезинсекции, дератизации и стерилизации.  

В процессе подготовки к занятию необходимо использовать информацию, полученную при изучении фундаментальных учебных дисциплин (биология, биохимия, инфекционные болезни, микробиология, вирусология, иммунология, паразитология, гигиена, математика и фундаментальные основы клинической медицины).

2. Методические указания студентам по реализации целевых установок подготовки к занятию.

 Методы реализации целевых установок подготовки к занятию:

§ теоретическое изучение учебных вопросов с тезисным конспектированием в рабочих тетрадях, с использованием обязательных и дополнительных литературных источников, лекционного материала и электронных ресурсов;

§ изучение компонентов методических указаний на практическое занятие для студентов;

§ выполнение заданий для внеаудиторных занятий.

Рекомендуемые темы для реферативной работы

- современные дезинфицирующие средства для предстерилизационной обработки медицинских инструментов

- профилактические мероприятия в борьбе с малярийными комарами

- проведение дератизационных мероприятий на основных объектах, имеющих особое эпидемиологическое значение

Задание для внеаудиторной работы

Составить таблицы:

- основные химические группы дезинфектантов с характеристикой их антимикробной активности, уровня дезинфицирующей активности, токсичности и экологической опасности;

- методы дезинсекции;

- содержание и структура дератизационных мероприятий.

3. Задачи на предстоящее занятие.

Учебные вопросы занятия отрабатываются в процессе определения исходного уровня знаний с использования тестовых контрольных заданий, теоретического разбора основных вопросов дезинфекции, дезинсекции, дератизации и стерилизации (виды, методы, способы). 

Практическое занятие включает освоение практических умений, предусмотренных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности “Лечебное дело” в области учебной дисциплины “эпидемиология”.

Преподаватель осуществляет методологическое руководство работы студентов (контроль исходного уровня знаний, анализ проведенных дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий).

Для выявления качества, глубины и объема усвоения темы используются контрольные ситуационные задачи.

В рамках учебно-исследовательской работы студентов – оформление рефератов и таблиц по актуальным аспектам дезинфекции, дезинсекции и дератизации.    

4. Вопросы для самоконтроля знаний:

- роль дезинфекции, дезинсекции, дератизации и стерилизации в профилактике инфекционных болезней;

- виды, методы и способы дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

- индивидуальные химические дезинфицирующие средства и композиции;

- предстерилизационная очистка изделий медицинского назначения и стерилизация;

- содержание профилактических и истребительных мероприятий в борьбе с членистоногими;

- характеристика механического, физического, биологического и химического методов дезинсекции, способы их применения);

- общая характеристика групп химических соединений (фосфорсодержащие, пиретроиды, карбаматы, неорганические вещества, производные гидразонов, сульфонамиды и др.) и основных импинтицидов;

- меры борьбы с малярийными комарами и синантропными насекомыми (тараканами);

- основные методы, средства и формы дератизации;

- показатели эффективности дезинфекции, дезинсекции, дератизации и стерилизации;

- организационные основы дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЕЗИНФЕКЦИЯ

Дезинфекция – это обеззараживание объектов внешней среды путем уничтожения или удаления возбудителей инфекционных болезней.

Виды дезинфекции

1. Профилактическая дезинфекция

Профилактическая дезинфекция проводится на различных объектах в условиях скопления людей при отсутствии регистрации эпидемических очагов, но где могут находиться скрытые источники инфекции (больные или носители) или куда может быть занос инфекции. Профилактическую дезинфекцию проводят в общественных туалетах, на вокзалах, в гостиницах, на транспорте и в эпидемиологически особо значимых объектах (детских дошкольных учреждениях (ДДУ), школах и закрытых детских учреждениях (домах ребенка, детских домах и др.), пищевых объектах, в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) неинфекционного профиля). В ЛПУ этот вид дезинфекции имеет особое значение, т.к. дезинфекционные мероприятия направлены не только на патогенные возбудите­ли, но и на условно-патогенную микрофлору, которая обуславливает развитие гнойно-септических инфекций.

Обеззараживание воды и продуктов питания (например, пастеризация молока) также является профилактической дезинфекцией.

2. Очаговая дезинфекция

При появлении эпидемических очагов выполняют очаговую дезинфекцию – текущую и заключительную. Текущую дезинфекцию проводят в присутствии источников инфекции (больные или носители), заключительную – после их госпитализации, выздоровления, смерти, перевода из неинфекционного отделения в инфекционное.

Необходимость проведения дезинфекции при различных инфекционных заболеваниях определяется устойчивостью возбудителей во внешней среде.

Методы дезинфекции

Физический метод

При физическом методе используют механические способы, высокие температуры, пар, ультрафиолетовые лучи, ультразвук, радиоактивное излучение.

Механические способы – это удаление возбудителей инфекционных болезней с различных предметов путем протирания их влажной ветошью, обмывания, чистки пылесосом или щетками, выколачивания, вытряхивания и проветривания. При этом возбудители не удаляются полностью, но значительно снижается их концентрация.

Воздействие высоких температур происходит при сжигании предметов (например, куриных тушек при птичьем гриппе), прокаливании лабораторных петель и других инструментов в лабораторной практике, кипячении белья и посуды. В сухожаровых шкафах используется сухой горячий воздух, при камерной дезинфекции – водяной пар, паровоздушная смесь, а также паровоздушная смесь в сочетании с формальдегидом.

Ультрафиолетовые лучи для обеззараживания воздуха и поверхностей в помещениях применяют в ЛПУ, а так же производственных и общественных учреждениях. Традиционно облучатели ис­пользуются в отсутствие людей. В настоящее время выпускаются и применяются новые облучатели типа ОРУБ-01-КРОНТ (Дезар) – ультрафиолетовые бактерицидные рециркуляторы закрытого типа, предназначенные для использования в ЛПУ в отсутствие и в присут­ствии людей. В корпусе рециркулятора установлены безозоновые бактерицидные лампы типа “Филипс” (Голландия), образующие вместе с внутренними поверхностями корпуса зону ультрафиоле­тового облучения, а так же вентилятор, который забирает воздух из помещения, а затем подает обеззараженный воздух из зоны облучения в помещение (зависимости от категории помещения).

Уровни дезинфекции

Дезинфекция высокого уровня должна уничтожать все микроорганизмы, за исключением некоторых бактериальных спор.

Дезинфекция среднего уровня инактивирует вегетативные формы бактерий, большинство вирусов и грибов, микобактерии туберкулеза, но не уничтожает споры бактерий.

Дезинфекция низкого уровня может уничтожать большинство бактерий, некоторые вирусы и грибы, но не уничтожает резистентные микроорганизмы, такие как микобактерии туберкулеза и споры бактерий.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: