Занятие 2 «Осьминоги»

Коррекционно-развивающие занятия

Цель занятий:

  1. Снять эмоциональное и мышечное напряжение.
  2. Снизить тревогу, агрессию.
  3. Развивать навыки взаимодействия друг с другом.
  4. Совершенствовать внимание, восприятие, речь, воображение.
  5. Развивать чувственный аппарат на основе сенсорных эталонов.
  6. Расширять эмоциональный опыт.
  7. Развивать способность к построению ассоциативных связей между образами действительности и звуковыми, художественными образами.
  8. Развивать умение экспериментировать.

 

 

Методические рекомендации к проведению занятий

 

Курс, состоящий из 12 коррекционных занятий, предназначен для дошкольников 4-6 лет. На занятиях присутствует пять-шесть детей. Основой для зачисления ребенка в коррекционную группу служат заключение психолога, наблюдения и отзывы воспитателей, специалистов ДОУ, пожелания родителей. Занятия желательно проводить в первой половине дня. Продолжительность 20-25 минут.

 Интерес к проблеме тревожности нашел отражение в работах многих отечественных и зарубежных ученых, которые рассматривают ее как универсальную форму эмоционального предвосхищения неуспеха. Тревожность участвует в механизме саморегуляции, способствует мобилизации резервов психики и стимулирует поисковую активность.

 Известно также, что за границами своих оптимальных значений тревога оказывает негативное влияние на поведение и деятельность личности.

Хроническое переживание тревоги как разбалансированного состояния и постоянная готовность к его актуализации формирует такое новообразование, как тревожность; при этом повышенная тревожность неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека. Тревожность как устойчивая характеристика диагностируется уже в трехлетнем возрасте, поэтому изучение детской тревожности стоит в ряду особо актуальных проблем.

 Необходимо не только правильно подобрать методики для преодоления тревожности, но и провести диагностику, что позволит избежать ошибок в составлении и заключении об уровне развития испытуемого. В связи с этим мы рекомендуем соблюдать несколько основных правил.

  1. Для получения надежного результата и состояния качественного заключения о личности развития ребенка необходимо использовать не менее двух диагностических методик.
  2. Следует строго следовать инструкции, приведенной в каждой методике. Не меньшее значение имеет доступное ребенку изложение инструкции.
  3. Необходимо строго придерживаться возрастной границы использования методики.
  4. Следует выбирать только тот материал, который содержится в самой методике, и соблюдать порядок его предъявления и способ подачи, оговоренные авторами методики.

Перед тем как приступить к основному курсу занятий, необходимо провести диагностику, например, по методике «Выбери нужное лицо».

 Эта методика представляет собой тест тревожности, разработанный американскими психологами Р.Тэммл, М. Дорки и В.Амен. Задача состоит в том, чтобы исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, которая  обеспечивает безопасность на психологическом уровне и вместе с тем имеет отрицательные последствия, в том числе торможение активности ребенка, направленной на достижение успехов.

Высокая тревожность обычно сопровождается высокоразвитой потребностью избегать неудачи, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов.

 Тревожность, испытываемая по отношению к определенной ситуации, не обязательно будет точно также проявляться в другой ситуации. Это зависит от эмоционального опыта, приобретенного ребенком в различных жизненных ситуациях. Именно отрицательный  эмоциональный опыт порождает и повышает тревожность как черту личности и тревожности, беспокойное поведение ребенка.

 Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточности хорошей эмоциональной адаптированности ребенка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. Диагностика тревожности позволяет оценить отношение ребенка к определенным социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере его взаимоотношений с окружающими людьми как в семье, так и в детском саду.

 Игра-диагностика «Клякса»

 Взять краски нескольких цветов, сделать кляксу и получить отпечаток на другом листе (можно путем сложения его пополам). Затем, посмотрев на кляксу, представить, на что или на кого она похожа.

  Примечание. Агрессивные или подавленные дети обычно выбирают краску темного цвета и видят в кляксах агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище). В процессе обсуждения страшного рисунка агрессия ребенка «выходит» - он от нее освобождается. Спокойный ребенок, как правило, берет светлые краски и в кляксах видит «приятные вещи» (бабочки, сказочные букеты).

  Пояснение к игре-диагностике

  1. Дети, предрасположенные к гневу, выбирают черную или красную краску.
  2. Дети с пониженным настроением выбирают лиловые цвета, сиреневые (цвета грусти).
  3. Дети напряженные, конфликтные, расторможенные выбирают серые и коричневые цвета (это говорит о том, что ребенок нуждается в успокоении).
  4.  (Заметим в скобках: возможны такие ситуации, когда четкая связь между цветом и психическим состоянием ребенка не прослеживается).

 

Занятие 1 «Дельфин».

Цель. Создать положительный эмоциональный настрой в группе, развивать воображение, внимание, познакомить с рисованием ладонью.

Материал. Кассета «Волшебный мир природы», иллюстрации дельфинов, краски для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой, листы бумаги, салфетки.

Ход занятия

Педагог. Я рада вас видеть. Сейчас мы будем здороваться. Закройте глаза (дети сидят на коврике) и представьте, что вы находитесь на берегу моря (включает кассету «Волшебство природы») Мы стоим на песке, волны набегают на берег, шепчут имя каждого из нас. Попытайтесь услышать, как вас зовут волны. Слушайте и пока ничего не говорите.

 Дети слушают.Затем им предлагают рассмотреть иллюстрации про дельфинов.

Педагог. Ощутите себя в голубых водах океана, вы медленно поднимаетесь и опускаетесь. А теперь ощутите прикосновение дельфинов. Они такие добрые. А еще они подают сигналы, сообщая о том, как им приятно быть с вами. Вы составляете одно целое с океаном голубого цвета. Вы и есть океан. Слушайте его голос… Звуки затихают,и вновь идет волна, одна волна сменяет другую, а затем еще и еще. Как приятно! А сейчас подойдите к столам (на столе лежат краски, листы, салфетки)

Море волнуется, раз,

Море волнуется, два,

Море волнуется, три.

Милый дельфин, к нам приплыви.

Педагог руками изображает дельфина. Он здоровается с детьми, знакомится с ними.

Дельфин. Где я живу? Чем питаюсь? (ответы) Я к вам приплыл не один, а с другом. Вот он.

Педагог (показывая руками другого дельфина). Моя ладонь, туловище, пальцы – нос, глаз, хвост дельфина. Он голубого цвета. Он веселый и добрый. Где ваши ручки, дельфинчики? (Предлагает детям выполнить пальчиковую гимнастику, повторяя за ним слова и совершая волнообразные движения). Появился наш дельфин. Он медленно идет вперед. Любопытному дельфину стало интересно: что там, наверху творится? Хоть бы одним глазком взглянуть! Дельфин устремился вверх, и волна понесла его на гребне по морю.

  Педагог предлагает детям нарисовать дельфина, плывущего по волнам. Дети рисуют. По окончании работы вместе с дельфином рассматривают рисунки.

  Педагог. Сейчас поиграем в игру «Раздувайся, пузырь» (подходит к одному из детей) Саша, пойдем играть! (берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к другому ребенку. Называет его по имени, берет за руку. Дети идут вместе дальше. Ситуация повторяется до тех пор, пока все дети не будут приглашены. Все они, вместе со взрослым, берутся за руки, образуя круг).

Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился – как пузырь! А теперь давайте сделаем маленький кружок. (Дети уменьшают круг, а затем начинают «раздувать пузырь», делая шаг назад) Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся! (Когда вновь образуется большой круг, педагог входит в него). Лопнул пузырь!

Все хлопают в ладоши, произносят «Хлоп» и сбегаются к центру.

  Правила игры. Когда пузырь раздувается, надо двигаться назад, не разнимая рук. На слово «хлоп!» руки разнять и бежать к центру. Давать руку любому, кто тебя приглашает.

Педагог. Замечательно! Улыбнитесь друг другу. Наше занятие заканчивается. До свидания!.

Занятие 2 «Осьминоги»

 Цель. Повышать качество взаимодействия между детьми, снять эмоциональное напряжение и тревожность, развивать согласованность движений, тактильную чувствительность, образное видение.

 Материал. Картины и игрушка «Осьминог», аудиокассета «Звуки природы», краски для рисования пальцами или гуашь, листы бумаги, салфетки)

Ход занятия

Педагог (показывает детям игрушку) Сегодня нас приветствует необычная игрушка. Кто это?. Давайте поздороваемся с осьминогом и улыбнемся друг другу.(дети здороваются, рассматривают, игрушку, картинку, улыбаются друг другу. Звучит кассета «Звуки природы»).  Теперь ложитесь так, чтобы вам было удобно и закройте глаза.. Представьте себе, современный морской аквариум (место, где содержатся рыбы, моллюски другие животные, обитающие в воде). Аквариум очень большой, и мы через окна наблюдаем за жизнью обитателей моря. Посмотрите, вот совсем рядом семейство осьминогов. У каждого из них восемь длинных щупалец. Они очень длинные и гибкие, и на их нижней части располагаются присоски. У осьминогов очень крепкие челюсти. Обычная  пища осьминога - крабы, рыбы и другие морские животные, которых он захватывает присосками. Вы наблюдаете за их движениями. Они передвигаются очень быстро… Откройте глаза т еще раз посмотрите на картинку. А теперь подойдите к столам (на столах- салфетки, бумага краски

Педагог  (руками изображая осьминога)

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском, Голова и восемь ног –

Вот и весь я …(осьминог)

Осьминог спрашивает: «Где ваши ручки? Дети, ставят локоть и пальцы на стол. Педагог продолжает рассказывать и показывать.

 «Путешествуя по морю, осьминог осторожно и поочередно свои щупальцы – пальцы. Он может быстро бежать вверх, спускаться вниз, замирать. Вот он встретил другого осьминога. Они остановились, притаились, потом улыбнулись, обнялись и пошли гулять вместе. Так веселее.»

Осьминог знакомит детей со своим другом, показывает прием примакивания ладони с раздвинутыми пальцами, поясняет, где голова, где ножки. Пальцем дорисовывает глаза и рот. Предлагает детям сделать тоже, наблюдает за работой детей и при необходимости помогает. По окончании работы все рассматривают рисунки.

Педагог Поиграем в игру «Раздувайся пузырь!» замечательно! А теперь улыбнитесь друг другу. Наше занятие заканчивается. До свидания!.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: