Духовная борьба в РПЦ. Вассиан Патрикеев. Ереси

Вассиан Патрикеев (ок.1470 — 1532) — князь, монах, публицист, один из лидеров " нестяжателей ".

В династической борьбе поддержал Дмитрия Ивановича-внука. За это попал в опалу и был насильно пострижен в монахи. Хотел покончить с собой, но оказался в Кирилло-Белозерском монастыре. Здесь он познакомился с Нилом Сорским - его наставник. В монастыре Вассиан знакомится с богословской литературой, изучает Священное Писание. Стал лучшим писателем Руси.

Несмотря на влияние Нила Сорского, Вассиан не смог следовать до конца его заповеди отречения от мира и сосредоточении на внутреннем духовном самосовершенствовании. Смысл своей деятельности он видел в необходимости преобразования Церкви на принципах "нестяжания ".

Позже Вассиана возвратили в Москву. Произошло первое открытое столкновение Иосифа Волоцкого и Вассиана Патрикеева. Спор был решен государем, — Василий III занял сторону Вассиана и запретил Иосифу письменную полемику с ним.

Влияние на великого князя Вассиан сохранял до начала 30-х годов. Именно в этот период и сформировались два направления - "нестяжательство" и "иосифлянство". Благодаря Вассиану Патрикееву " нестяжательство " стало рассматриваться не как монашеское учение, а как средство решения церковных, социальных и политических проблем.

Вассиан проповедовал нестяжательство — и как способ земной жизни, и как важнейшее условие спасения. Вассиан стремился к тому, чтобы нестяжательство стало принципом жизни всей РПЦ.

По ярому убеждению Вассиана, виновными в забвении евангельских истин оказываются не столько еретики, сколько те, кто их казнит — "иосифляне", развращающие Церковь богатством. И именно они являются чуть ли не главными врагами веры.

На свою сторону Вассиан Патрикеев сумел привлечь немало сторонников. Однако последователи Иосифа Волоцкого не собирались сдаваться. В 1522 году митрополитом стал его ученик Даниил Рязанец, который повел жестокую борьбу против "нестяжателей". В итоге, по приговору суда Вассиана, обвиненного в "нестяжательстве" и ереси, заточили в Иосифо-Волоколамский монастырь, где его уморили голодом.

Флорентийская и Брестская унии. Их последствия.

Фл.уния к православной церкви имеет косвенное отношение. Фл.уния: на соборе грекам предложили офиц.примкнуть к рим.церкви. Они подписали эту унию, а управлял этой процедурой Митрополит Московский (грек). На подписи из русск.подписей только епископ Смоленский, который не хотел этого делать. Но он тут же уехал в Москву и всё рассказал. А когда Миторополит Московский вернулся с католическим крестом, то его арестовали и заточили в темницу. Но ему так же дали сбежать. Греки хотели отказаться. Им оказали помощь Венуэссы (т.к. после Константинополя именно на них должны были пройти греки).

{В 15—16в.в. Западные русск.земли оказались под влиянием и гнетом Польши. Поляки в Бресте собрали епископов и сказали, что бы православные подчинились Папе. Это всё контролировалось орденом иезуитов. И все подписали, т.к. важнее было имущество и обряды, а не чье-то главенство. - РПЦ лишилась всего. По этому поводу церк.историки очень ругаются.}

Реально униацкой стала Галинская область. Она была под Польшей, потом под Австро-Венгрией, поэтому до сих пор она католическая.

Как будет сохр.православие? - будут возникать православные братства в Польше, они отказывались менять свою веру. Их не трогали - Ждали пока сдадутся. Но, н-р, казаки были все православные, а не униацкие. Они требовали священника православного. Речь Посполитая всё больше подвергалась опасности со стороны австро-венгрии, нужна поддержка казаков. И при Петре Сагайдачный это сдвинулась. Этот казак воевал с Владиславом во времена смуты. Он поставил условие Польше - вернуть православн.метрополита. Поставили, но не русского, а Петра Манило.

Обретение патриаршества. РПЦ в Смутное время. Нестроения в РПЦ и кружок ревнителей благочестия.

Чтобы в православной церкви было патриаршество, она должна стать независимой.

Когда Византийская империя рухнула, осталось 4 патриарха. Из православных осталась только Русь (век православного одиночества).

Русская церковь решила, что под Митрополитом быть не хотят, нужен патриарх. Но просто так его нельзя – нужно водительство другого патриарха. При Годунове, когда Греческий и Иерусалимский патриархи приехали за милостыней, то Борис Годунов стал их давить для того, чтобы они поставили на Руси патриарха. С лета до зимы они упирались, и, после угрозы быть потопленными в проруби, поставили патриарха.

Патриарх Московский и всея Руси появился.

Наступила Смута. Война с Польшей. Вернулись из плена Фимерет (вроде так) Романов – митрополит (его в монахи постригли Шуйские) и отец М. Романова. Вернувшись, он забрал все в свои руки.

Приход Фимерета поставил русскую церковь в плохое положение. Например, было запрещено все польское, самомышление в церковных делах. Князь И. Хворостинин попал в церковный суд, так как у него дома нашли иконы неправославного письма (это были картины).

Появилась Славяно – Греко – Латинская академия, где учили греческому, который был никому не нужен. А вот латинскому не учили, хотя все науки были на нем.

В 1685г. в СГЛА сожгли двух ученых, хотя на Западе уже ученых не сжигали.

Священнослужители учили в приходских школах.

Богословие потихоньку стало уходить – идейная сторона пропадет, а внешнее стало превалировать.

Богослуж. книги были рукописными. Переписывать было нельзя.

В церкви появились нестроения. Потом возник кружок ревнителей благочестия. И патриархом поставили Никона.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: