Реформ Никона и церковный раскол середины 17в., последствия

Никон был другом царя, вследствие чего стал патриархом и замыслил реформы. Его логика: нужно заново взять у греков богослужебные книги, заново их перевести, распространить, тогда все встанет на свои места, т.е. у всех будет одна и та же информация.

В Москве была организована книжная справа, разослали книги архиереям, но только Николай Коломенский не принял новые книги и его сразу же сожгли. Так же книги была разосланы монахам и церковным служителям. Образованных людей было мало. Читая новые книги, люди видели там совсем другой смысл.

Священник Лазарь с единомышленниками написали «поморский ответ», где разбирали несоответствия, содержащиеся в новой литературе.

Позже Соловецкие монахи отказались служить по новым книгами и написали челобитную об этом. Вследствие чего туда были посланы войска, которые осаждали монастырь 8 лет. В этот момент умер царь Алексей Михайлович и все решили, что это кара за разрушение монастыря. Незадолго до этого Никон и царь поссорились и Алексей пригласил восточных патриархов судить Никона (они его отправили в монастырь).

Результаты реформы:

1) изменился церковный обряд (теперь крестятся 3 пальцами),

2) крестный ход «по» солнцу

3) Иисус

4) У патриархов стал твердый цилиндрообразный головной убор

5) Католический 4 конечный крест (был 8 конечный)

6) Возникло мощнейшее старообрядческое движение (в основном его составили те, кто не смог прочитать новые книги). С приходом Петра на старообрядцев наложили двойную подать, но не мешали им верить в старые обряды. В Москве возник центр старообрядчества – положское кладбище.

7) Раскол церкви подорвал авторитет церкви. Старообрядцы видели антихриста то в Никоне, то в самом Петре.

2 типа старообрядцев: поповцы, беспоповцы (думают, что конец света близок и священник им не нужен).

Синодальная реформа Петра I. Учёная дружина Петра I.

Петр I, придя к власти, быстро почувствовал, что патриарх лишний и мешает ему и поэтому провёл синодальную реформу. Пётр собрал дружину, среди которой был Феофан Протопович из киево-могилянской академии. Он был сиротой и воспитывался дедом, который являлся ректором Киево-Могилянской академии. Но Феофан хотел учиться в Европе и сбежал в Базилианский монастырь, проучился там год, затем его отправили в Рим, где он защитил диссертацию. Феофану было уготовано место подле Папы Римского, но Феофан внезапно исчез. Через год и 8 месяцев в протестантской прессе появился памфлет с высмеиваниями Папы и католиков. В итоге, Феофан вернулся в Киево-магилянскую академию.

Феофан Протокович придумал по просьбе Петра I реформу: «После смерти последнего Патриарха-нового не назначать!». Патриарх Адриан умер в 1700 и до 1918 года на Руси не было патриархов. Вместо патриарха был учреждён синод. Священники бегали по делам как обыкновенные чиновники. Синод состоял из архиереев, которые должны были коллективно решать различные вопросы (архиереи делились на постоянных и не постоянных). Вместо патриарха синод возглавлял чиновник - обер-прокурор. Эта синодальная реформа была в духе протестантизма. Пётр терпеть не мог православие, т.к. он был уверен, что церковь мешает нормальному развитию.

 В духовном регламенте было прописано: Не оказывать епископам почестей, не кланяться им в землю, не водить под руки, если епископы здоровы. Был введён запрет на молодёжные монастыри. Военным запрещалось идти в монастырь. Нельзя было идти в монастырь женатому человеку при живой жене.

История РПЦ в 18 веке. Реформа Екатерины 2

При Екатерине было 420 вотчинных и 469 безвотчинных монастырей. Она проводила реформы ради лучшего исполнения монахами своих обязательств.

Она много отобрала у монастырей. –

Суть реформы состояла в изъятии у церкви земель почти с 2-миллионным населением, что составляло около 15% населения России. Были опять, как и при Петре I, установлены штаты духовенства, огромное количество священников, причетников и монахов (две трети монастырей было ликвидировано) оказались без мест.

  Упадок нравственного влияния и православия в целом. Она разделила монастыри на классы - и в это время идет мощное движение православной церкви на Запад.

Возникла оппозиция -ее возглавил Андрей Враль, его посадили и отправили в Курляндию.

 При Екатерине II впервые были сделаны серьезные, невиданные ранее послабления старообрядцам, – этим истинным изгоям «неприкасаемым» русского общества, – представителям других христианских конфеcсий, провозглашены начала свободы вероисповедания. Принцип согласия всех подданных-граждан, к какой бы вере они ни принадлежали, под сенью самодержавия признавался важнее споров о чистоте веры.

Отношение народа к священникам ухудшилось из-за высоких «треб» т(например, свадьбя=10коп=10 коров) Для крестьян это было дорого!

Во время крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева повесили 237 священников + разорили 14 церквей.

 

История РПЦ в 19 веке. Православие и отмена крепостничества.

Император Павел – неуравновешенная психика – видел в себе рыцарские черты, поэтому стал рыцарем Мальтийского ордена (рыцарский религиозный орден римско-католической церкви). Издал указ о трехдневной барщине (3 дня работаешь на барина и 3 дня на себя).

Далее пришел Александр 2 (создал общество изучения библии). Но к концу правления Александра все изменилось. Библейское общество закрыли. Хотели убрать философию.

Приходит Николай и делает синодом Протасова. Протасов – полковник, обер-прокурор. Он понял, что не хватает среднего состава священников - белое духовенство (священники, не приносившие монашеских обетов). Был сторонником жестких дисциплинарных мер.

Потом какой-то митрополит протестовал против открытия памятника Ломоносову (т.к. он был против церкви).

И во все это время пройдет освобождение крестьян (отмена крепостного права - 1861).

Также в это время запретили семинаристам посещать университет. Выбросили библейскую литературу, библейскую археологию короче все, что заставляло сравнивать и думать. Зато увеличили количество всяких пышных празднеств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: