Как и за что хвалить ребенка?

Все мы хотим, чтобы нас заметили и похвалили. Чего хочет ребенок, который протягивает воспитателю только что выполненный рисунок и спрашивает:

«Красиво?» Возможно, он чувствует себя не защищенным или у него низкая самооценка, или он хочет установить контакт, или ищет подтверждения правильности своих действий, или...

Может быть, просто сказать: «Молодец, красиво»? Так, чаще всего, мы и поступаем. Так, чаще всего, поступать и не стоит.

Как быть?

Итак, ребенок показывает картинку, которую только что нарисовал.

Воспитатель (рассматривая с искренним интересом, с одобрением в голосе): «Ты нарисовал вот здесь большой дом, из трубы идет густой дым, а внизу я вижу что-то синее, здесь еще пустое место...»

Когда продукты деятельности ребенка встречают такой безоценочный прием, когда проявляется внимание к деталям, ребенок, как правило, забывает исходный вопрос и начинает осознавать свои действия. Можно слышать, как ребенок подхватывает слова взрослого, включается в разговор и комментирует рисунок «У меня здесь три окна — одно маме, второе папе, а это — для меня и Тузика. А вот здесь у меня речка. Тут будет машина, я еще не успел нарисовать, сейчас нарисую...» Вдумайтесь в эти слова, почувствуйте, как меняется состояние ребенка. Если в самом начале была зависимость от слова взрослого, то в ходе разговора ребенок не только получил желаемое одобрение, но и почувствовал неформальную заинтересованность, утвердился в своих достижениях, включился в общение, увидел перспективу своих действий.

Теперь ребенок свободен и сам оценивает свою работу.

Вам показалось, как всегда» слишком длинно?

- Используйте, иногда, короткую фразу: «Важно не то, что я считаю красивым, а то, что ты сам думаешь о своем рисунке». «Важно то, что думаешь ты сам».

 

 

Как помочь детям планировать свою деятельность

Мы говорим: важно воспитать самостоятельность, ответственность; ребенок — субъект своей деятельности; работа с детьми должна строиться с учетом соб­ственной активности ребенка. Вместе с тем, мы настолько привыкли продумывать, выстраивать и организовывать каждую минуту жизни детей в детском саду, что доныне пишем в конспектах занятий возможные ответы детей на вопросы воспитателя! Попробуйте спросить детей вашей группы: «Что сейчас будет, что будет после занятий?» — «Не знаю». Это истина. И это камень преткновения.

 

 

Как быть?

     Принять как данность то, что даже маленький, 2-3 летний ребенок, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ, а ЯВЛЯЕТСЯ субъектом собственной деятельности. Он сам вам об этом

заявляет, утверждая и настаивая:«Я сам!»

-Твердо знать, что у ребенка есть компетенции, полученные им по праву рождения человеком: действовать, двигаться, общаться, включаться в группы и выходить их них, играть. Это его право.

-Чтобы право не превратилось в анархию и беспорядочность, можно и нужно помочь ребенку планировать свою деятельность. Установить обязательное (прежде всего, для вас) время, когда вы все вместе планируете тему проекта или весь день, или только время после сна, или предстоящее всей группе дело. Например, это может быть утро понедельника (утро радостных встреч), или утро каждого дня до / после завтрака. Коротко расскажите детям, что вы предлагаете им: «Сегодня у нас два занятия. На рисовании я помогу вам научиться рисовать птичку. А на математике мы будем считать до 10». Это первый шаг и только о занятиях. Второй и многие другие: «Подумайте и решите, чем бы вы сами хотели сегодня заниматься». Поддержите ребенка, первым высказавшего свою идею: «Андрюша решил построить дом. Где ты его будешь строить? Какие материалы тебе нужны? С чего ты начнешь? Нужны ли тебе помощники? Кого бы ты хотел пригласить строить вместе с тобой? Что ты поручишь Илюше? И т.д. Важно, чтобы у детей формировался образ и образец планирования. Не забывайте о планах детей. Спрашивайте о результатах, успехах и неудачах.

Следует ли включать в планирование сразу всю группу? Это будет зависеть от вас детей вашей группы и дела, о котором вы хотите поговорить.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: