Как успокоить «нарушителей»

Если родители не хотят признавать проблему ребенка

Некоторые родители не слишком много знают об особенностях развития детей и не могут сразу увидеть, что с их ребенком не все в порядке. Однако, если им предъявить конкретные свидетельства, они будут взволнованы и постараются сделать все, чтобы помочь своему ребенку.

Но случается, что родители упорствуют в своем нежелании признавать проблему. Обычно на это у них есть свои причины:

Они не хотят, чтобы на ребенка был «навешен ярлык» неполноценности;

Они не хотят брать на себя ответственность и обременять себя лишней заботой;

Они хотят, чтобы их ребенка любили и относились к нему с уважением.

 

Как быть?

Постарайтесь сами убедиться, что дело здесь не в вашем предвзятом отношении к ребенку, не в индивидуальном темпе развития ребенка, не в особенностях стиля познания, что проблема действительно имеет место.

Не начинайте с родителями разговор о беспокоящих вас проблемах детей до тех пор, пока между вами не установится доверие. Проявляйте к ним уважение и дружелюбие. Задавайте им вопросы и покажите, что вы считаете, то они лучше вас знают своих детей. Родители должны удостовериться, что вами движет забота об интересах ребенка. Если родители не будут идти на доверительный разговор, назначьте им официальную встречу. Во время разговора больше слушайте, задавайте вопросы, обсудите положительные моменты, связанные с ребенком. Очень важно ничего при этом не выдумывать, вести себя прямо и открыто.

Когда вы почувствуете, что подоспело время поговорить по существу, начните с того, что поделитесь конкретными наблюдениями, скажите что-то вроде: «Я заметила, что Костя не может сложить мозаику, разрезную картинку. Вот записи, которые я сделала 20, 24 февраля, 3, 5 марта». Подчеркните, что сами вы не компетентны делать какие-либо выводы и просите родителей проконсультироваться у специалиста.

Помните, что информировать родителей о ваших опасениях за ребенка — ваш профессиональный долг.

 

 

Если дети перебивают.

Явление не редкостное, иногда очень досадное. Особенно, когда очень хочется обсудить какую-нибудь животрепещущую проблему с другими взрослыми.

 

Как быть?

Даже если обсуждаемая проблема относится к вашей профессиональной деятельности, нелишне напомнить — профессиональная деятельность — это не как организовать педагогический процесс, а дети, с которыми вы организовываете педагогический  процесс. Значит — вежливо отвлекитесь от вашего важного разговора: «Извините» и «Я слушаю тебя, Сашенька».

 - Если вам досаждает постоянно один и тот же ребенок, и вы уже знаете, что в его сообщениях нет экстренности, измените фразу: «Саша, я обязательно выслушаю тебя, как только закончу разговор с А.И.» или «Саша, ты уверен, что твое сообщение не может подождать?». Обратите внимание: в любом случае главным является ребенок, даже если до этого вы разговаривали с заведующей, и ваше обращение к нему имеет уважительную форму, признание его права на ваше внимание. Еще одна сторона этого явления: скорее всего ребенок не случайно постоянно перебивает вас. Возможно, ему недостаточно вашего внимания и невольный свидетель его обращения к вам — своеобразный гарант внимания, пусть даже отрицательного.

- Много проблем вызывает перебивание во время общих разговоров — в НОД, в совместной деятельности. Возможно, причина в искренней заинтересованности всех темой разговора и «от избытка сердца говорят уста». В этом случае, правильнее сказать: «Я понимаю, что вам очень интересно и хочется сказать всем. Чтобы слышать, давайте договоримся, говорит тот, у кого в руках кубик (авторучка)». Предмет в руках — дополнительный тройной стимул — признак законной очередности, помощник свободного высказывания (мы сами частенько крутим что-нибудь в руке) и реализованное право самостоятельно выбрать следующего говорящего. Перебивание может быть признаком утомления или крайней незаинтересованности вашими речами и действиями.

Если все дело в этом, нужны не дисциплинарные меры, а признание: «Я чувствую,

что вы немного устали, наверное, я долго говорила сама. Давайте поменяемся, - вы

зададите мне вопросы.

 

Как успокоить «нарушителей»

Нарушителей спокойствия всегда достаточно:

дети непрочь побегать, пошалить и подурачиться. К этому их просто подталкивает деятельная натура, подвижная психика и постоянная готовность к радости.

Принципиально важно с самого начала определиться: имеют ли дети на это право? Да, если это имеет свое место и не нарушает общего ритма жизни группы. Да, даже если это немного нарушает общее спокойствие.

Это не противоречие, просто нет однозначного ответа.

Основанием для реагирования будет ваше понимание смысла происходящего в группе, понимание чувств детей и уважение их права быть детьми.

Как быть?

- Дети не всегда понимают, что и когда можно, а мы сами не объясняем это. Мы просто запрещаем, если видим, что происходит нечто внеплановое.

Отсюда, наверное, неожиданное предложение - иногда становитесь сами «нарушителями», наглядно демонстрируя приемлемое время, место, способ проявления эмоций, желаний, действий. Например:

«Сейчас у нас есть немного времени до прогулки, можно побаловаться. Кто со мной играет в «снежки» (комочки бумаги)?».

«Мы так долго сидели, что даже ноги затекли. Очень хочется попрыгать. Где бы это лучше сделать? Спорим, я выше вас подпрыгну».

- Если мы с вами создадим возможность для эмоциональной насыщенности жизни в группе, то у детей будет меньше поводов для «самодеятельности». В этом нам помогут неожиданные праздники — праздник улыбки, праздник «все наоборот», праздник горящих огоньков, праздник большого пирога, праздник воздушных шаров, праздник пятнышек и т.п.

-Ну, а если, несмотря на все наши усилия, есть те, кто хочет большего —

1) не пользуйтесь правом запрета, — просто обсудите вместе со всеми, чем неудобно такое поведение и как поступать лучше.

2) воспользуйтесь правом запрета и твердо скажите: «Вы сможете побаловаться и пошуметь на прогулке, а сейчас будьте внимательными».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: