Личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку?

Процесс индивидуализации облегчается, когда воспитатель знает, что одному ребенку, чтобы лучше учиться, надо разговаривать и взаимодействовать, а другому — спокойно работать в одиночестве. Учитывая это, воспитатель может убедиться, что ребенок ведет себя согласно складу своего характера, учится так, как подсказывает ему его природа.

Самой заметной особенностью каждой личности, возможно, является ее семейная культура: семья Лены очень общительна и гостеприимна; семья Леры любит проводить свободное время в походах; семья Димы предпочитает уединение и щепетильно относится к домашнему быту. Понятно, что от этих детей следует ожидать разного поведения в детском саду.

 

Возраст. Очевидно, что 3 — 4-летний ребенок думает и действует не так, как 5 — 6-летний. Следует помнить о типичных проявлениях каждого возраста.

 

Уровень развития. Между детьми каждой группы есть существенные различия.

 

Характер и темперамент. Существует много свойств и возможных вариантов, например: серьезный/беззаботный, энергичный/спокойный, любопытный/безразличный, легкий/напряженный, и т.д.

 

Пол. Различия между полами настолько очевидны, что воспитатели их даже не принимают во внимание при анализе личности.

 

Стиль обучения. Одни дети учатся медленно, другие быстро, что вовсе и не связано с уровнем интеллекта. Один ребенок полагается при получении информации на зрительные ощущения, другой для этих целей использует слух и осязание.

 

Интересы (избирательность). У большинства детей есть хотя бы один проявленный интерес.

 

Сильные и слабые стороны. Они есть у всех детей. Сильные стороны помогают быть успешными во всем, часто компенсируют слабые.

 

Самооценка. Некоторые относятся к себе как к неспособным, другие — как к очень способным, а самооценка большинства детей составляет нечто среднее.

Как быть?

- Знать — это одно. Учитывать при планировании и, особенно, при организации педагогического процесса и взаимодействий с детьми и родителями - несколько иное.

- Самое оптимальное: создать в группе развивающие условия и предоставить детям право самостоятельного участия в планировании и реализации собственных планов деятельности.

 

 

Что стоит за «плохим» поведением ребёнка?

Случается, что ребенок регулярно демонстрирует негативное поведение: показное непослушание, физическую или вербальную агрессивность, жестокость, злоупотребляет своими способностями. Следует одновременно сделать три вещи:

Определить возможные факторы, обуславливающие поведение ребенка, и приступить к их изменению;

Создать в группе атмосферу заботы, понимания, поддержки и поощрения, чтобы у детей отпала необходимость демонстрировать вызывающее поведение.

Конструктивно вмешиваться в тех ситуациях, когда дети ведут себя плохо, корректировать такое поведение, обучать навыкам самоконтроля и самоуважению

Как быть?

У любого плохого поведения есть причина, хотя порой ее трудно обнаружить.

Плохое поведение «срабатывает», и ребенок получает то, что он хочет (игрушка, внимание). Плохое поведение может быть «нормой» — типичным для того, что ребенок видит дома. Плохое поведение может быть способом выражения гнева, страха или других эмоций. Ребенок просто не знает способа правильного выражения.

Потеря контроля может быть вызвана физическими обстоятельствами: плохим питанием, самочувствием, аллергией, аутизмом или отставанием в развитии.

Дети чувствуют себя беспомощными, ненужными и утверждают свою силу и правоту. Дети не знают другого способа получить то, что они хотят.

Понимание может быть главным способом оказания помощи ребенку.

- Эффективной стратегией помощи детям, демонстрирующим негативное- поведение, является предоставление им самостоятельности. У детей должна быть возможность самостоятельно делать выбор, принимать на себя лидерство и ответственность. Детям важно, чтобы их принимали всерьез и поручали сложные задания. Еще один способ профилактики плохого поведения состоит в том, чтобы ясно объяснять детям, чего от них ждут. Следует готовить успех детей, а не подлавливать их на ошибках и воспитывать на отрицании их поведения.

- Наименее эффективный способ реагирования — наказание. Большинство детей, демонстрирующих негативное поведение, уже чувствуют себя деморализованными и слабыми. Наказание только обостряет их чувства, ухудшает

реакцию на воспитателя, приводит к соперничеству между ребенком и взрослым, вместо доверия и уважения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: