Профессиограмма специалистов социально-культурной сферы

    Динамика формирования профессионального мастерства

    Выявление структуры профессионального мастерства. Анализ его основных компонентов позволяют перейти к рассмотрению динамики их изменений в процессе профессионального развития личности специалиста, определению этапов и уровней овладения профессиональной деятельностью и становления профессионального мастерства.

    Рассматривая профессиональное развитие специалиста, выделяют следующие этапы и уровни: 1 этап - становления, когда субъект приобщается к профессиональному и социокультурному опыту, включается в общение в процессе специально организованного обучения и 2-й – этап совершенствования, когда на основе усвоенного профессионального опыта происходит дальнейшая профессионализация деятельности и формирование творческой индивидуальности, а также утверждение себя как социально и профессионально значимой личности.

    Период профессионализации на этапе становления, связанный с вузовской формой подготовки, - это период экстенсивного развития, освоения деятельности и становления профессионального сознания. Выделяют три уровня становления (предметный, теоретический и практический), на каждом из которых формируется определенный набор профессиональных  характеристик,   необходимых для  решения

специфических для каждого уровня задач. На предметном – усвоение возможностей специализированной деятельности создает основу для формирования профессионального мышления, складывается психологический каркас профессиональных характеристик, потенциальная способность к выполнению профессиональной деятельности. Деятельность не выходит за рамки репродуктивной. С практическим уровнем связано формирование профессионального «ядра» зрелого специалиста, образуемого иерархией общечеловеческих и профессиональных ценностей; здесь формируются возможности для перехода к этапу профессионального совершенствования.

    Со вторым этапом профессионального развития – совершенствованием – связана не столько еще большая степень развития профессиональных характеристик, сколько сформированность индивидуальной и личностной направленности профессионального творчества. Выделяют здесь два уровня: индивидуализации и мастерства. Уровень индивидуализации характеризуется укрупнением комплексов профессиональных характеристик. установлением между ними системы связей, что обеспечивает выработку индивидуального «почерка», стиля деятельности; складываются типы профессиональной деятельности.

    В качестве этапов освоения профессиональной деятельности в процессе формирования профессионального мастерства специалиста мы определяем этапы профессиональной подготовки и профессионального совершенствования. Этап профессиональной подготовки отражает временное формирование специалиста и имеет два уровня, соответствующие началу получения профессионального образования и завершению вузовского этапа подготовки. Этап совершенствования отражает качественное изменение личности специалиста: формирование творческой индивидуальности и утверждение себя как значимой личности.

    При рассмотрении этапов и уровней, определяющих динамику формирования профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля, подчеркнем его специфику. Она обусловлена тем, что предполагает наличие у абитуриентов вузов культуры и искусств уже определенного уровня владения той специальностью, на которую они поступают. Этот уровень определен их специальной подготовкой в училищах культуры и искусств, школах искусств, музыкальных школах и т.д. в отличие от абитуриентов других вузов (инженерных, медицинских, юридических и т.п.), которые могут поступать на 1-й курс института после общеобразовательной  школы, не имея     подготовки по избранной

специальности. Поэтому некоторые студенты вузов культуры и искусств, имеющие среднее специальное образование, а часто и опыт профессиональной деятельности (особенно студенты-заочники), обладающие широким кругозором и общей культурой (отдельные студенты сейчас получают второе высшее образование), по уровню владения профессиональной деятельностью уже являются профессионалами. Они ярко проявляют себя в студенческие годы: становятся лауреатами конкурсов, фестивалей, авторами художественных произведений, руководителями творческих коллективов, успешно преподают в школах, студиях, занимаются музыкально-организаторской и музыкально-коммуникативной деятельностью.

    Применительно именно к этой части студентов, рассматривая довузовский, вузовский и послевузовский периоды их профессиональной подготовки, можно говорить о вузовском этапе как этапе профессионального совершенствования, имеющем, в свою очередь, уровни индивидуализации и мастерства, и возможности их формирования в вузе. В целом же, рассматривая этапы профессиональной подготовки и совершенствования, следует иметь в виду, что для основной части студентов вузовский период – это период, создающий предпосылки, закладывающий основы для формирования их профессионального мастерства, и возможности их формирования в вузе.

    Для выявления динамики профессионального роста специалиста, овладения им основами мастерства необходимо рассмотреть критерии и показатели мастерства. Определение профессионального мастерства как качественного уровня профессиональной деятельности, имеющей творческий характер, ориентированной на социально значимый конечный результат (цель) и оптимальный процесс его достижения, в качестве критериев мастерства позволяет выделить творчество, целесообразность, продуктивность, гуманистичность, оптимальность. Критерии целесообразности, продуктивности и гуманистичности обусловлены социально-значимым конечным результатом деятельности специалиста культуры, ее целью. Именно ориентация на социально значимый конечный результат определяет гуманистичность как специфическую особенность

мастерства работника культуры, целью профессиональной деятельности которого является духовно-нравственное, творческое развитие личности, создание условий для ее самосовершенствования и самореализации.

    Выделенные критерии в определенной степени согласуются с системой критериев, названных в исследованиях педагогического мастерства,

эффективности профессионально-педагогической деятельности. К первым относятся целесообразность, продуктивность, оптимальность и творчество. Эти весьма существенные критерии должны быть дополнены критерием гуманистичности (по указанным выше причинам). В качестве психологических показателей эффективности педагогической деятельности названы профессиональная целесообразность, профессиональное мышление и профессиональная рефлексия. Указанные показатели действительно определяют эффективность профессиональной деятельности, но специалиста-профессионала, а не мастера. Для характеристики деятельности мастера необходим еще один показатель – это важнейший критерий мастерства – творчество.

    Итак, важнейшим критерием мастерства является творчество. Определив профессиональное мастерство как синтез профессионализма, творчества и духовности, подчеркнем, что творчество – это не просто «добавка» к профессионализму и характер всех качеств личности – компонентов мастерства: направленности, способностей, психических свойств познавательной и эмоционально-волевой сферы, самосознания, системы знаний, умений, навыков.

    В таблице 1 указаны этапы освоения профессиональной деятельности: профессиональной подготовки, совершенствования и уровни: начало получения профессионального образования и завершение вузовского обучения (этап профессиональной подготовки), индивидуализации и мастерства (этап совершенствования). Таким образом, прослеживается динамика овладения профессиональной деятельностью, процесс профессионального роста специалиста. Этап профессиональной подготовки завершается профессиональным уровнем освоения деятельности, профессионализмом.

 

Качества личности специалиста-мастера – компоненты профессиональ-ного мастерства

Этапы освоения профессиональной деятельности

Этап профессиональной подготовки

Этап совершенствования

Уровни освоения профессиональной деятельности

Начало профессиональной подготовки Завершение вузовского обучения – (профессионализм) Индивидуализация Мастерство
1 2 3 4 5
Профессиональные знания, умения, навыки Преобладает репродуктивный характер профес. знаний, умений. навыков Репродуктивный и творческий характер профес. знаний, умений. навыков Творческий характер профес. знаний, умений, навыков преобладает в отдельной области проф. деятельности Творческий характер профес. знаний. умений, навыков преобладает во всех областях проф. деятельности
Профессиональная направленность Понимание целей деятельности и ее норм Понимание и принятие ценностей проф. деятельности Установка на дальнейший процесс или стабилизацию проф. развития Направленность на проф. творчество в одной отдельной области проф. деятельности Направленность на проф. творчество во всех областях проф. деятельности
Профессиональное мышление Репродуктивное Репродуктивное и творческое Преобладание творческого мышления в отдельной обл. проф. деятельности Преобладание творческого мышления во всех обл. Творческая свобода
Профессиональное самосознание Отсутствует осознание себя как субъекта проф. деятельности   Неадекватная самооценка Осознание себя как субъекта проф. деятельности   Адекватная самооценка Осознание себя как субъекта проф. творчества   Адекватная самооценка   Потребность в проф. самосовершенствовании и творческой самореализации Ценностное отношение к себе как к субъекту проф. творчества   Адекватная самооценка   Творческая самореализация
Профессиональные способности (общие умств., общие худож., специальные – организат., педагог., художественно-творческие) Преобладают репродуктивные способности Репродуктивные и творческие способности Преобладают творческие способности в отдельной области профес. деятельности Преобладают творческие способности во всех областях профес. деятельности
Профессионально важные качества: коммуникативные (направлен. на другого, умения пед. и делового общения); познавательные; волевые; эмоциональные; эстетические Низкий и средний уровни развития1 Средний и высокий уровни развития Высокий уровень развития Высокий уровень развития
Духовно-творческие качества

Развитие идет по пути формирования общих творческих качеств личности (оригинальность видения, творческое мышление, уверенность в себе, смелость и др.) и ее духовного потенциала (потребность в информации, знаниях, в созидании, творчестве, общении; система ценностей)

Высокий уровень развития Высший уровень развития

1 Данная последовательность развития является условной. Возможен и высокий уровень развития отдельных качеств в начале профессионального обучения


Следует отметить, что специфика подготовки работников культуры художественного профиля, как указывалось выше, обусловливает возможность достижения профессионального уровня освоения деятельности не только после окончания вуза, но и среднего специального учебного заведения (колледжа, училища).

    Итак, особенностями нашего подхода к выявлению этапов, уровней освоения профессиональной деятельности являются:

    во-первых, их взаимная соотнесенность и соотнесенность с качественными характеристиками основных компонентов профессионального мастерства;

    во-вторых, рассмотрение динамики этапов, уровней освоения профессиональной деятельности как процесса качественных изменений основных компонентов профессионального мастерства. Например, динамика профессионального мышления такова: на этапе профессиональной подготовки – от преобладания репродуктивного (в начальный период профессиональной подготовки) к репродуктивному и творческому мышлению (в период окончания вуза); от него – к преобладанию творческого мышления в отдельном виде профессиональной деятельности (уровень индивидуализации на этапе совершенствования) и далее – к творческому мышлению во всех видах профессиональной деятельности, к творческой свободе специалиста (уровень мастерства). Аналогичным образом прослеживается динамика качественных изменений других компонентов профессионального мастерства, в том числе важнейших – профессиональной направленности, профессионального самосознания (см. таблицу 1);

    в-третьих, особенностью нашего подхода является использование в качестве показателей освоения деятельности качественных характеристик основных компонентов профессионального мастерства. Их комплекс может служить основанием определения уровня освоения профессиональной деятельности. Вместе с тем, не следует жестоко связывать качественную характеристику отдельного компонента с определенным уровнем освоения профессиональной деятельности, поскольку она может соответствовать как более высокому, так и более низкому уровню. При определении уровня освоения деятельности следует иметь в виду именно комплекс компонентов, рассматривать их динамику.

    Предложенный подход к выявлению критериев и уровней формирования профессионального мастерства специалиста отвечает двум важнейшим положениям:

    целостности,  так как отражает единство личностных и профессиональных компонентов его структуры;

    динамичности, поскольку выявляет последовательность овладения профессиональной деятельностью и развития профессиональных и личностных качеств специалиста.

    Таким образом, понимание мастерства как динамического явления позволило построить его динамическую модель, раскрывающую качественные изменения основных компонентов в соответствии с уровнями освоения профессиональной деятельности и этапами овладения мастерством и отражающую динамику творческого, духовного, профессионального совершенствования личности специалиста в непрерывном процессе его общего и профессионального развития.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: