Динамика формирования профессионального мастерства
Выявление структуры профессионального мастерства. Анализ его основных компонентов позволяют перейти к рассмотрению динамики их изменений в процессе профессионального развития личности специалиста, определению этапов и уровней овладения профессиональной деятельностью и становления профессионального мастерства.
Рассматривая профессиональное развитие специалиста, выделяют следующие этапы и уровни: 1 этап - становления, когда субъект приобщается к профессиональному и социокультурному опыту, включается в общение в процессе специально организованного обучения и 2-й – этап совершенствования, когда на основе усвоенного профессионального опыта происходит дальнейшая профессионализация деятельности и формирование творческой индивидуальности, а также утверждение себя как социально и профессионально значимой личности.
Период профессионализации на этапе становления, связанный с вузовской формой подготовки, - это период экстенсивного развития, освоения деятельности и становления профессионального сознания. Выделяют три уровня становления (предметный, теоретический и практический), на каждом из которых формируется определенный набор профессиональных характеристик, необходимых для решения
|
|
специфических для каждого уровня задач. На предметном – усвоение возможностей специализированной деятельности создает основу для формирования профессионального мышления, складывается психологический каркас профессиональных характеристик, потенциальная способность к выполнению профессиональной деятельности. Деятельность не выходит за рамки репродуктивной. С практическим уровнем связано формирование профессионального «ядра» зрелого специалиста, образуемого иерархией общечеловеческих и профессиональных ценностей; здесь формируются возможности для перехода к этапу профессионального совершенствования.
Со вторым этапом профессионального развития – совершенствованием – связана не столько еще большая степень развития профессиональных характеристик, сколько сформированность индивидуальной и личностной направленности профессионального творчества. Выделяют здесь два уровня: индивидуализации и мастерства. Уровень индивидуализации характеризуется укрупнением комплексов профессиональных характеристик. установлением между ними системы связей, что обеспечивает выработку индивидуального «почерка», стиля деятельности; складываются типы профессиональной деятельности.
В качестве этапов освоения профессиональной деятельности в процессе формирования профессионального мастерства специалиста мы определяем этапы профессиональной подготовки и профессионального совершенствования. Этап профессиональной подготовки отражает временное формирование специалиста и имеет два уровня, соответствующие началу получения профессионального образования и завершению вузовского этапа подготовки. Этап совершенствования отражает качественное изменение личности специалиста: формирование творческой индивидуальности и утверждение себя как значимой личности.
|
|
При рассмотрении этапов и уровней, определяющих динамику формирования профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля, подчеркнем его специфику. Она обусловлена тем, что предполагает наличие у абитуриентов вузов культуры и искусств уже определенного уровня владения той специальностью, на которую они поступают. Этот уровень определен их специальной подготовкой в училищах культуры и искусств, школах искусств, музыкальных школах и т.д. в отличие от абитуриентов других вузов (инженерных, медицинских, юридических и т.п.), которые могут поступать на 1-й курс института после общеобразовательной школы, не имея подготовки по избранной
специальности. Поэтому некоторые студенты вузов культуры и искусств, имеющие среднее специальное образование, а часто и опыт профессиональной деятельности (особенно студенты-заочники), обладающие широким кругозором и общей культурой (отдельные студенты сейчас получают второе высшее образование), по уровню владения профессиональной деятельностью уже являются профессионалами. Они ярко проявляют себя в студенческие годы: становятся лауреатами конкурсов, фестивалей, авторами художественных произведений, руководителями творческих коллективов, успешно преподают в школах, студиях, занимаются музыкально-организаторской и музыкально-коммуникативной деятельностью.
Применительно именно к этой части студентов, рассматривая довузовский, вузовский и послевузовский периоды их профессиональной подготовки, можно говорить о вузовском этапе как этапе профессионального совершенствования, имеющем, в свою очередь, уровни индивидуализации и мастерства, и возможности их формирования в вузе. В целом же, рассматривая этапы профессиональной подготовки и совершенствования, следует иметь в виду, что для основной части студентов вузовский период – это период, создающий предпосылки, закладывающий основы для формирования их профессионального мастерства, и возможности их формирования в вузе.
Для выявления динамики профессионального роста специалиста, овладения им основами мастерства необходимо рассмотреть критерии и показатели мастерства. Определение профессионального мастерства как качественного уровня профессиональной деятельности, имеющей творческий характер, ориентированной на социально значимый конечный результат (цель) и оптимальный процесс его достижения, в качестве критериев мастерства позволяет выделить творчество, целесообразность, продуктивность, гуманистичность, оптимальность. Критерии целесообразности, продуктивности и гуманистичности обусловлены социально-значимым конечным результатом деятельности специалиста культуры, ее целью. Именно ориентация на социально значимый конечный результат определяет гуманистичность как специфическую особенность
мастерства работника культуры, целью профессиональной деятельности которого является духовно-нравственное, творческое развитие личности, создание условий для ее самосовершенствования и самореализации.
Выделенные критерии в определенной степени согласуются с системой критериев, названных в исследованиях педагогического мастерства,
|
|
эффективности профессионально-педагогической деятельности. К первым относятся целесообразность, продуктивность, оптимальность и творчество. Эти весьма существенные критерии должны быть дополнены критерием гуманистичности (по указанным выше причинам). В качестве психологических показателей эффективности педагогической деятельности названы профессиональная целесообразность, профессиональное мышление и профессиональная рефлексия. Указанные показатели действительно определяют эффективность профессиональной деятельности, но специалиста-профессионала, а не мастера. Для характеристики деятельности мастера необходим еще один показатель – это важнейший критерий мастерства – творчество.
Итак, важнейшим критерием мастерства является творчество. Определив профессиональное мастерство как синтез профессионализма, творчества и духовности, подчеркнем, что творчество – это не просто «добавка» к профессионализму и характер всех качеств личности – компонентов мастерства: направленности, способностей, психических свойств познавательной и эмоционально-волевой сферы, самосознания, системы знаний, умений, навыков.
В таблице 1 указаны этапы освоения профессиональной деятельности: профессиональной подготовки, совершенствования и уровни: начало получения профессионального образования и завершение вузовского обучения (этап профессиональной подготовки), индивидуализации и мастерства (этап совершенствования). Таким образом, прослеживается динамика овладения профессиональной деятельностью, процесс профессионального роста специалиста. Этап профессиональной подготовки завершается профессиональным уровнем освоения деятельности, профессионализмом.
Качества личности специалиста-мастера – компоненты профессиональ-ного мастерства | Этапы освоения профессиональной деятельности | |||||
Этап профессиональной подготовки | Этап совершенствования | |||||
Уровни освоения профессиональной деятельности | ||||||
Начало профессиональной подготовки | Завершение вузовского обучения – (профессионализм) | Индивидуализация | Мастерство | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Профессиональные знания, умения, навыки | Преобладает репродуктивный характер профес. знаний, умений. навыков | Репродуктивный и творческий характер профес. знаний, умений. навыков | Творческий характер профес. знаний, умений, навыков преобладает в отдельной области проф. деятельности | Творческий характер профес. знаний. умений, навыков преобладает во всех областях проф. деятельности | ||
Профессиональная направленность | Понимание целей деятельности и ее норм | Понимание и принятие ценностей проф. деятельности Установка на дальнейший процесс или стабилизацию проф. развития | Направленность на проф. творчество в одной отдельной области проф. деятельности | Направленность на проф. творчество во всех областях проф. деятельности | ||
Профессиональное мышление | Репродуктивное | Репродуктивное и творческое | Преобладание творческого мышления в отдельной обл. проф. деятельности | Преобладание творческого мышления во всех обл. Творческая свобода | ||
Профессиональное самосознание | Отсутствует осознание себя как субъекта проф. деятельности Неадекватная самооценка | Осознание себя как субъекта проф. деятельности Адекватная самооценка | Осознание себя как субъекта проф. творчества Адекватная самооценка Потребность в проф. самосовершенствовании и творческой самореализации | Ценностное отношение к себе как к субъекту проф. творчества Адекватная самооценка Творческая самореализация | ||
Профессиональные способности (общие умств., общие худож., специальные – организат., педагог., художественно-творческие) | Преобладают репродуктивные способности | Репродуктивные и творческие способности | Преобладают творческие способности в отдельной области профес. деятельности | Преобладают творческие способности во всех областях профес. деятельности | ||
Профессионально важные качества: коммуникативные (направлен. на другого, умения пед. и делового общения); познавательные; волевые; эмоциональные; эстетические | Низкий и средний уровни развития1 | Средний и высокий уровни развития | Высокий уровень развития | Высокий уровень развития | ||
Духовно-творческие качества | Развитие идет по пути формирования общих творческих качеств личности (оригинальность видения, творческое мышление, уверенность в себе, смелость и др.) и ее духовного потенциала (потребность в информации, знаниях, в созидании, творчестве, общении; система ценностей)
| Высокий уровень развития | Высший уровень развития |
1 Данная последовательность развития является условной. Возможен и высокий уровень развития отдельных качеств в начале профессионального обучения
Следует отметить, что специфика подготовки работников культуры художественного профиля, как указывалось выше, обусловливает возможность достижения профессионального уровня освоения деятельности не только после окончания вуза, но и среднего специального учебного заведения (колледжа, училища).
Итак, особенностями нашего подхода к выявлению этапов, уровней освоения профессиональной деятельности являются:
во-первых, их взаимная соотнесенность и соотнесенность с качественными характеристиками основных компонентов профессионального мастерства;
во-вторых, рассмотрение динамики этапов, уровней освоения профессиональной деятельности как процесса качественных изменений основных компонентов профессионального мастерства. Например, динамика профессионального мышления такова: на этапе профессиональной подготовки – от преобладания репродуктивного (в начальный период профессиональной подготовки) к репродуктивному и творческому мышлению (в период окончания вуза); от него – к преобладанию творческого мышления в отдельном виде профессиональной деятельности (уровень индивидуализации на этапе совершенствования) и далее – к творческому мышлению во всех видах профессиональной деятельности, к творческой свободе специалиста (уровень мастерства). Аналогичным образом прослеживается динамика качественных изменений других компонентов профессионального мастерства, в том числе важнейших – профессиональной направленности, профессионального самосознания (см. таблицу 1);
в-третьих, особенностью нашего подхода является использование в качестве показателей освоения деятельности качественных характеристик основных компонентов профессионального мастерства. Их комплекс может служить основанием определения уровня освоения профессиональной деятельности. Вместе с тем, не следует жестоко связывать качественную характеристику отдельного компонента с определенным уровнем освоения профессиональной деятельности, поскольку она может соответствовать как более высокому, так и более низкому уровню. При определении уровня освоения деятельности следует иметь в виду именно комплекс компонентов, рассматривать их динамику.
Предложенный подход к выявлению критериев и уровней формирования профессионального мастерства специалиста отвечает двум важнейшим положениям:
целостности, так как отражает единство личностных и профессиональных компонентов его структуры;
динамичности, поскольку выявляет последовательность овладения профессиональной деятельностью и развития профессиональных и личностных качеств специалиста.
Таким образом, понимание мастерства как динамического явления позволило построить его динамическую модель, раскрывающую качественные изменения основных компонентов в соответствии с уровнями освоения профессиональной деятельности и этапами овладения мастерством и отражающую динамику творческого, духовного, профессионального совершенствования личности специалиста в непрерывном процессе его общего и профессионального развития.