Прогнозирование сезонной потребности в запасе с учетом долгосрочной тенденции

Наличие долгосрочной тенденции статистики описывается с по­мощью коэффициента тенденции. Он рассчитыва­ется в общем виде следующим образом:

                                          (12)

где   коэффициент тенденции в периоде ;.  — индекс прогно­зируемого периода;
i — индекс предшествующего месяца; п — число предшествующих месяцев, учитываемых для опре­деления коэффициента тенденции; . — фактический объем потребности в предыдущем прогнозируемому периоде времени в предшествующем месяце , единиц;
 — фактический объем потребности в периоде времени, предшествующем предыдущему прогнозируемому, в предшествующем месяце , единиц.

Прогноз объема отгрузок рассчитывает по формуле

                                    (13)

где .— прогноз потребности с учетом тенденции в периоде , единиц;  - индекс прогнозируемого периода; .- прогноз по­требности в периоде ;  — коэффициент тенденции в периоде .

Результаты расчета прогноза потребности, имеющей сезонный характер, при наличии долгосрочной тенденции приведены на рис. 20. Сравнение результатов прогнозирования объема потребности по этой же статистике ме­тодом взвешенной скользящей средней без учета долгосрочной тенденции показывает значительно более высокую точность про­гнозирования объема отгрузок с учетом как сезонной, так и долго­срочной тенденции.

Рис. 20. Прогнозирование сезонной потребности с учетом долгосрочной тенденции

 

 Циклические колебания спроса

Циклические колебания спроса представляют продолжительные изменения тенденций потребления, сменяющие друг друга в пери­оды, как правило, более двух лет. Выявление циклических колеба­ний спроса затруднено необходимостью наличия статистической базы за длительный период времени и влиянием на спрос различ­ных нерегулярных тенденций. Для учета циклических колебаний спроса в условиях отсутствия очевидной картины по статистичес­кой базе следует полагаться на знание типовых циклов, характер­ных для данной отрасли или вида бизнеса.

Так, для всех видов готовой продукции характерно наличие цикла жизни товара (рис. 21). Отслеживание текущего этапа жиз­ненного цикла позиции запаса и планирование ввода (вывода) но­вых позиций запаса (например, при обновлении ассортимента бренда) позволяют и без накопления статистической базы за дли­тельный период делать выводы о наличии циклических колебаний спроса.

Рис. 21. Циклические изменения спроса на товар, вызванные жизненным циклом товара

 

Другим приемом отслеживания циклических изменений спро­са является выявление ведущих показателей циклического изме­нения спроса на запас. Такими ведущими показателями могут быть, например, начало строительства крупного предприятия, ко­торое в течение уже своего жизненного цикла будет заявлять по­требность в обслуживании запасом своей деятельности, или при­нятие программ, соглашений операторов рынка о будущей деятель­ности и т.п.

 Наличие эффекта стимулирования спроса

Эффект стимулирования спроса представляет собой изменение спроса на товар в ответ на маркетинговые мероприятия.

Маркетинговые мероприятия по стимулированию спроса, про­водимые организацией, содержащей запас, оказывают существен­ное влияние на изменение потребности в запасе. Результат марке­тинговых мероприятий дополняет тенденции развития рынка, определяемые отделом маркетинга или отделом продаж. Он также может повлечь существенное изменение тенденции спроса и се­зонной потребности, имеющихся во временных рядах статистиче­ских данных. Применение своевременных методов получения ин­формации о планируемых рекламных акциях — залог корректного прогнозирования потребности в запасе. Знание плана маркетин­говых акций особенно важно при составлении прогноза отгрузок запаса товаров рынку конечного потребления, который чрезвы­чайно гибко реагирует на стимулирующие мероприятия.

Проведение рекламных акций позволяет спланировать цикличность изменения спроса на продукт.

В то же время стимулирующие маркетинговые мероприятия организации могут происходить регулярно, т.е. повторяться в одни и те же периоды года. В этом случае такое стимулирование спроса играет роль сезонного фактора и должно быть учтено в рамках про­гнозирования сезонной потребности.

Все это требует корректной организации системы обмена ин­формацией между отделом маркетинга (отделом продаж) и отделом логистики (или иным подразделением, принимающим решения по управлению запасами организации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: