Спрос является сезонным, если в нем имеются краткосрочные (менее года) регулярные изменения, связанные с погодой или с определенными календарными периодами (время отпусков, праздники, времена года и пр.). Сезонный спрос проявляется в периодическом увеличении или уменьшении спроса в течение года.
В примере 1 (см. табл. 1) характерна явно выраженная сезонная тенденция спроса: пик отгрузок приходятся на март—апрель и сентябрь—октябрь двух следующих друг за другом лет (рис. 9). Соответственно, в январе—феврале и в июле—августе наблюдаются относительное повышение спроса, а в мае—июне и в ноябре—декабре — спады.
Для прогнозирования такого явно выраженного сезонного спроса требуется использовать статистику отгрузок соответствующих периодов прошлых лет.
На рис. 10 приведена иллюстрация результатов прогнозирования сезонной потребности. Прогнозирование выявленной сезонной потребности дает лучший результат по сравнению с прогнозированием методом наивного прогноза (см. рис. 2), простой средней (см. рис. 5), скользящей средней (см. рис. 6), взвешенной скользящей средней (см. рис. 7) и методом экспоненциального сглаживания (см. рис. 8).
Рис. 10. Результаты прогнозирования сезонной потребности в запасе методом взвешенной скользящей средней