Та бездна, в которую катятся вампиры, - это отражение высоты, с которой они пали. Вампиры не являются естественной частью Мироздания. Они – не столько разновидность хищников, сколько сборище людей, существующих под гнетом страшного проклятия. Каждый вампир, каким бы древним и злобным он ни был, когда-то был обычным живым человеком. Этого человека убил другой вампир, выпив его кровь, а затем напоил несчастную жертву своей мертвой кровью. Результатом этих действий (называемых Становлением или Обращением) становится нечестивое воскрешение: убитый смертный продолжает существовать, движимый чудовищной жаждой, и при этом помнит то время, когда он жил в лучах солнца.
Создание другого вампира всегда является волевым действием - если просто выпить кровь из человека, даже осушив его до смерти, вампиром он не станет. Начало этой цепочке положил самый первый вампир, Каин. Каин, старший сын Адама и Евы, был первым убийцей, и Господь покарал его за это давнее преступление. Наказание приняло форму вампиризма, и кровососы называют себя Каинитами в память о первом грешнике, которого почитают своим прародителем.
Проклятие Каина весьма коварно. Оно полностью подчиняет себе материю – вампир восстает после Обращения ночной нежитью, - но не дух и не разум. Вампир словно замер на полпути от жизни к смерти, его душа подвешена между раем и адом. Он обречен на ад на земле, постепенно теряя самосознание под влиянием темных порывов.
Воины и священники
Так, балансируя на грани между смертными, которыми они когда-то были, и дикими животными, в которые постепенно превращаются, вампиры осторожно ступают по путям ночи. Говорят, было время, когда Каиниты шли по этим дорогам в одиночку, скрываясь в дальних пустошах или среди людского стада и не имея дел ни с кем из сородичей, за исключением тех, которых сами обратили. Времена эти давно прошли, и на то были свои причины.
Оставшись один, Зверь быстрее пожирает остатки души. У одинокого Каинита нет никого, кто мог бы понять его положение. Ни один смертный не в силах осознать всей тяжести проклятия не-жизнью, и поэтому оставшемуся в одиночестве Проклятому остается только сходить с ума. И поэтому потомки Каина ищут общества друг друга. При наступлении ночи люди укрываются в своих жилищах, а по соборам, замкам, рынкам и деревням Европы бродят вампиры.
В этих встречах Каиниты обретают некоторое подобие утешения. Они взирают на своих старейшин и наиболее просвещенных сородичей в поисках наставлений на тропах бессмертия. Из этих бесед выросли дороги, системы вампирских верований и философских понятий, которые учат Каинитов сдерживать присущую им дикость ради сохранения остатков воли и разума, без которых не выжить. Наставники на дорогах носят сутаны пепельных священников и возглавляют свою неживую паству в нечестивых таинствах.
Но в компании Зверь расположен к размышлениям ничуть не больше, чем в одиночестве. Неукротимую жажду крови приходится подавлять не только мыслью, но и действием. Если Зверю не позволено бесконечно насыщаться кровью живых, если он не может уничтожить все, что попадется на глаза, то его приходится отвлекать соперничеством и разнообразной деятельностью. Так внутренние битвы превращаются в открытые войны.
В минувшие века эти войны были довольно просты. В ночи выводки вампиров выходили и бились друг с другом за право охотиться на живых. Теперь поля сражений увеличились в размерах и стали опасней. Живые потомки Адама размножились и обрели богатства, выстроили города и создали королевства, научились торговать с другими землями и континентами. Как и короли-феодалы мира смертных, Каиниты превратились в князей-воинов, сражающихся оружием и хитростью. Они создали собственные дворы, защищая свои владения, подобные ночным королевствам. Некоторые из этих князей через подставных лиц влияют на Церковь и различные гильдии, другие выходят на поле боя с обнаженным мечом и клыками. Все они опасны и могущественны, иначе сородичи уничтожили бы их.
По христианскому летоисчислению сейчас 1230 год. Каиниты же называют это время Войной Князей.
Игра-рассказ
"Темные Века: Вампиры" – это игра, или, точнее, это игра-рассказ. Она объединяет тех, кто хочет рассказать историю (рассказ) и поучаствовать в приключениях (игра). По сути своей это погружение в фантазию, в которой человек воображает себя неким персонажем, развивающимся за счет полученного опыта. Приключения и переживания всех персонажей и составляют историю.
Участники игры-рассказа одновременно являются и актерами "пьесы" и аудиторией. В отличие от большинства других игр, они играют не друг против друга (и вообще не против кого бы то ни было, если подумать). Они не стараются набрать баллы или первыми достичь какой-то цели. Ими движет желание получить удовольствие от интересной истории и добиться для своих персонажей того, чего те хотят. Разумеется, не обходится и без препятствий – со стороны соперников или иных угрожающих факторов, - но игроки обычно объединяются, чтобы преодолеть их.
Один игрок берет на себя роль Рассказчика. Он рассказывает историю и отыгрывает всех тех персонажей, с которыми в процессе сталкиваются герои. Если игроки решают, что их персонажи отправляются в монастырь, именно Рассказчик описывает монастырь (как он выглядит, кто в нем проживает, насколько это место оживленное или спокойное) и монахов. Все они, от невозмутимого приора, который едва обращает на персонажей внимание, и до словоохотливого послушника, желающего поговорить о теологии, озвучиваются Рассказчиком. Можно сказать, что Рассказчик служит персонажам игроков органами чувств.
Рассказчик пользуется всей доступной ему информацией, чтобы создать интересные повороты сюжета для своих игроков (через их персонажей). Игроки как-то реагируют на них, и в результате возникает цельная история. Обычно у Рассказчика есть общее представление о дальнейшем развитии событий (хотя бы в форме набросков) – "Ходят слухи, что в монастыре водятся привидения, но на самом деле там обитает жестокий вампир, с которым приходится считаться", - но подробности создаются действиями игроков. Кому-то придет в голову уничтожить вампира-конкурента и объявить монастырь своим владением. Другие решат отнестись к вампиру по-дружески или захотят выторговать себе безопасный проход в обмен на информацию. Так, работая сообща, Рассказчик и игроки создают неповторимую историю.
"Темные Века" – это игра, потому что в ней существуют правила, определяющие, что и как могут делать персонажи. В отличие от настольных игр, правила эти достаточно расплывчатые и позволяют персонажам совершать множество самых разнообразных поступков. Но когда возникает вероятность неудачи, правила требуют броска кубиков, который и определяет результат. Различные характеристики (такие, как Сила, Этикет и Мужество) определяют способности каждого персонажа, и броски выполняются с учетом их значений. Разумеется, большая часть игры проходит без бросков кубиков. Лучше всего игра получается тогда, когда Рассказчик выдает информацию или отыгрывает некую роль, вовлекая игроков в живое общение. В таких случаях в кубиках не возникает нужды.
Глава за главой
Глава первая: Темные Века рассказывает о скрытом мире вампиров. Здесь говорится об их истории, возможностях и традициях, а также о событиях Войны Князей.
Глава вторая: Кланы Каина повествует о 13 кланах (основных семействах вампиров). Кланы делятся на Высокие, которые считают себя властелинами ночи, и Низкие, к которым относят иностранные линии крови и тех, кого считают проклятым или отверженным.
Глава третья: Дороги содержит информацию об убеждениях вампиров. Точно так же, как смертные обращаются к матери-церкви за наставлениями, Каиниты следуют через ночь своими путями просветления.
Глава четвертая: Правила игры содержит основные правила игры-рассказа и объясняет, как выполняются основные игровые действия.
Глава пятая: Персонажи и характеристики рассказывает о процессе создания персонажей для игры по "Темным Векам". В ней описываются все характеристики персонажей.
Глава шестая: Дисциплины раскрывает тайны сил и особых умений вампиров, от магии крови, именуемой Тауматургией, и до искусства лепки из плоти, называемого Изменчивостью.
Глава седьмая: Драма знакомит вас с самыми разнообразными игровыми ситуациями. Сражения верхом на конях, умение спрятать труп, страдания от вампирского проклятия и лучей солнца – все это содержится в седьмой главе.
Глава восьмая: Рассказ описывает процесс сочинения и проведения хроники, серии игр по "Темным Векам", в которых участвуете вы и ваши друзья. В главе приводится множество советов для начинающих.
Глава девятая: Союзники и противники рассказывает о других обитателях средневекового Мира Тьмы, начиная от гулей (смертных слуг вампира, которых он поит своей кровью) и до диких оборотней, призраков, демонов и ведьм.
В Приложении содержатся дополнительные правила, а также Достоинства и Недостатки (специализированные характеристики персонажей) и характеристики животных и магических существ.
Россыпь источников
История Средневековья – это обширная тема, раскрытая в бессчетном множестве источников. Рассказчикам и игрокам совсем не помешает ознакомиться с некоторыми фактами из средневековой жизни, но не стоит ограничиваться только ими. Знание истории обогатит вашу игру, но помните, что мир Темных Веков – это не тот мир, о котором рассказывают учебники. Ниже приводится список самых доступных источников по теме, которые дадут нужное направление тем, кто решит поискать более полную информацию.
Пол Карус, История Дьявола и идея зла [2] - возможно, лучшая книга по теме, рассказывающая о поклонении дьяволу на протяжении истории, начиная от Месопотамии и заканчивая Инквизицией и современными точками зрения на добро и зло. Рекомендуется к прочтению.
Майкл Костен, Катары и крестовый поход против альбигойцев [3] — интересные рассуждения о жизни в Лангедоке до, во время и после крестового похода.
Джозеф и Фрэнсис Гиз, Жизнь средневекового города — очень интересный (хотя местами и устарелый) взгляд на жизнь города Труа (который можно распространить и на жизнь других европейских городов) в нужный нам период. Множество полезных деталей. Гизы написали ряд других книг в этой серии, в том числе Жизнь средневековой деревни и Жизнь средневекового замка.
Джон Хейвуд, Исторический атлас средневекового мира [4] – собрание выполненных в цвете карт Европы (и остального мира) того периода с указанием торговых маршрутов, мест паломничества и политических событий.
Оксфордская иллюстрированная история средневековой Европы [5] под ред. Джорджа Холмса – превосходный источник сведений для игроков и Рассказчиков по "Темным Векам".
Шеррилин Кеньон, Повседневная жизнь в Средние Века [6] - обширная подборка сведений, подобранных так, чтобы их легко можно было усвоить. Здесь рассказывается обо всем, начиная от одежды и оружия и до еды и религиозных практик. Основное внимание уделяется Британии.
Колин Макэведи, Карманный атлас средневековой истории [7] – не такой многоцветный, как атлас Хэйвуда, но не менее полезный. Макэведи на одной карте всей Европы показывает, как со временем менялись политические границы, торговые маршруты, верования и культура населяющих эти земли народов.
Серия Men at Arms от Osprey – превосходная подборка иллюстраций и тактических сведений по вооруженным силам и военным кампаниям. Немалая часть выпусков относится к интересующему нас периоду и предоставляет полезную информацию для хроник, рассказывающих о военных столкновениях.
Джон Джулиус Норвич, История Венецианской республики и История Византии - вполне понятное изложение истории двух важных политических сил средневекового мира, которые занимали немалое место в средневековом сознании.
Эллис Питерс, Хроники брата Кадфаэля – серия классических детективов, действие которых происходит в средние века. В них рассказывается о бывшем крестоносце, ставшем тихим (но очень любознательным) английским монахом. Романы Питерс и их превосходная экранизация (с участием Дерека Джекоби) позволяют по-новому взглянуть на некоторые стороны веры и жизни того периода.
Джонатан Райли-Смит, История крестовых походов – хороший обзор такого явления, как крестовые походы.
Стивен Рансимен, История крестовых походов в 3-х томах[8] - подробная история крестовых походов с множеством деталей, относящихся к событиям внутри королевств крестоносцев на Святой земле.
Десмон Сьюард, Рыцари-монахи: военные религиозные ордена [9] - история тамплиеров, госпитальеров и рыцарей Тевтонского ордена (и некоторых других ореднов), которые во многом были воплощением средневекового идеала. Сьюард, как Рансимен, не относится к самым современным или выдающимся авторам, пишущим по этой теме, но все же с его трудами стоит ознакомиться.
Полезные web-сайты
В сети есть несколько отличных сайтов, посвященных истории Средневековья. От многих письменных источников той эпохи – включая призвания к крестовым походам и свидетельства о происходивших во время походов событиях – вас отделяет несколько нажатий кнопки мыши. Мы можем порекомендовать такие сайты, как Labyrinth (www.georgetown.edu/labyrinth) и Internet Medieval Sourcebook (http://www.fordham.edu/halsall/sbook.html).
Католическая энциклопедия (www.newadvent.org) содержит множество сведений о католицизме. Информация в ней расположена в алфавитном порядке. Но on-line версия содержит текст 1913 года, и некоторые из представленных в ней исторических сведений не вполне достоверны.

- И что ты ответишь на эти обвинения, Люсия Арагонская?
Люсита сделала три положенных шага и остановилась у деревянной кафедры слева от судей. Элеазар де Поланко назвал имя, данное ей при жизни, а не ту уменьшительную его форму, которую пустил в оборот ее сир, архиепископ Монкада. Она надеялась, что это было сделано из уважения к ее происхождению, а не в качестве намека на то, что она еще слишком молода по Крови и Тени и ей нельзя доверять в столь серьезных делах.
- Да, - сказала вторая судья, генуэзка Мария д'Агостино, которая прибыла на это заседание из своих владений в Святой земле. – Во время Горького Похода ты помогала дону Брексиано. Какое впечатление он тогда произвел на тебя?
"Осторожно", - произнес голос ее сира. – "Будь очень осторожна". Люсита не могла понять, было ли это предупреждение лишь голосом ее памяти или же и в самом деле пришло от архиепископа Монкада, восседавшего в левой части ратуши Овьедо, где собрался Суд Крови, и это обстоятельство сводило ее с ума, как и многое другое, что сопутствовало ей в ночных странствиях.
В любом случае, голос был прав: пришло время осторожности. Хотя Томмазо Брексиано и был обвинен собственным отпрыском в том, что выдал цели клана визирю Ассамитов в мусульманском Дамаске, его не стоило считать глупцом. Когда Четвертый крестовый поход потерпел неудачу, Люсита схлестнулась с ним за закрытыми дверями, и тогда она смогла бы раскусить его, будь он дураком. Но ее свидетельство едва ли было единственным, представленным на суд. Брексиано знал, как работает система. Он сам, нося звание Amicus, почти наверняка председательствовал на нескольких таких судах.
- Дон Брексиано достойно представлял наш клан во время Крестового похода, - сказала она. – То, что смертные воины не смогли исполнить замыслы наших уважаемых Amici, по большей части связано с недостатками местного управления.
- Хитро, - грохочущий голос принадлежал главному судье, древнему магистру Марцеллу Руфу. Руф, на удивление аполитичный для старейшины Ласомбра, тем не менее, сумел завоевать уважение благодаря возрасту и силе. Сейчас в его голосе звучало и то, и другое.
- Как всем вам известно, Венеция уже давно находится в руках еретиков, - хотя ее кровь была намного жиже, чем у большинства тех, кто сидел в зале, Люсита ясно почувствовала, как в некоторых судьях просыпается Зверь. Превосходно.
- И в те годы, когда я сопровождала дона Брексиано, архиепископ Нарсес по-прежнему правил там как князь. Питаемая им неприязнь к Византии, а также его… крайние религиозные воззрения привели к тому, что большую часть времени он держал дона Брексиано взаперти.
- А позже, в Византии? – прервал ее де Поланко. – Разве ты не отослала дона Брексиано домой из Константинополя, хотя он был твоим господином и старше тебя по Крови? Едва ли это свидетельствует о доверии к нему.
- Это было обдуманное решение, дон Поланко, - еще не полностью избавившись от человеческих привычек, Люсита сглотнула. А теперь большая ложь. – Дон Брексиано и я пришли к выводу, что ради укрепления наших позиций в Византии нам нужно на время показаться слабыми, чтобы отвлечь внимание противников. Поэтому дон Брексиано отбыл, оставив меня в качестве своего представителя. Результаты говорят сами за себя.
Судьи молчали. Люсита понимала, что сейчас они взвешивают все обстоятельства. Возможно, они поверили в ее ложь, а возможно, и нет. Но, по большому счету, это не имело значения. То, что Люсита исказила события тех лет, чтобы воздать хвалу своему начальнику, а не опорочить его, свидетельствовало в его пользу, и в этом было все дело.
- Свободна, - Марцелл Руф, похоже, не был склонен к любезностям.
Покидая зал, Люсита раздумывала, какую услугу она сможет потребовать от Брексиано… при условии, что он уцелеет.
Глава первая:
Темные Века
Так рос город, и в людях и в силе,
Процветал под моею властью.
Я избрал лучшую его кровь себе на службу
И лучших из всех для объятий ночи.
- Фрагменты из Эрджияса, IV (Енох)
Мир в тусклом свете
Слова "темное Средневековье" лучше всего описывают атмосферу игры "Темные Века: Вампиры". На первый взгляд, темное Средневековье не слишком отличается от известных нам Средних веков. На самом деле это один и тот же временной период, по крайней мере, внешне. Крестьяне обрабатывают землю, проводя свои короткие жизни в нужде и зная лишь о настоящем да о слове Господнем. Священники говорят о проклятии и спасении, а монахи хранят древние знания в сырых монастырях. По всему континенту феодалы, будь то бедные благородные рыцари или деспотичные короли, правят своими владениями и сражаются во имя Бога в далеких землях. Но стоит копнуть чуть глубже, и становится понятно, что Европа темного Средневековья – это мир страхов и кошмаров, в котором обитают вампиры и демоны.
Темные отражения
Темное Средневековье – это история, приправленная ужасом. Это время ожидания Страшного Суда, когда приходские священники говорят своей пастве, что знамения предвещают конец света, а демоны сбивают с пути истинного всех, кто исполнен доблести и святости. Деревни и села полностью отрезаны от остального мира густыми лесами, в которых раздаются зловещие завывания оборотней и заклинания ведьм, погрузившихся в свое темное искусство. По всей Европе разрастаются укрепленные города, давая призрачную надежду на безопасность и свободу. На самом же деле их вымощенные булыжником кривые улочки и запутанные переулки становятся настоящей тюрьмой, покинуть которую не могут даже мертвые.
Темное Средневековье – это мир отдаленных поселений и необжитых земель. Многие мили невозделанных пустошей отделяют деревни от городов и дают приют тварям куда более страшным, чем просто чудовища. Леса – это запретные территории, днем укрытые тенью, а ночью освещенные призрачным лунным светом. Ветер завывает меж стен замков, этих одиноких стражей, чьи камни запятнаны кровью. Суеверия и страх удерживают в домах как простолюдинов, так и людей благородных, заставляя до утра жаться к тусклым огонькам свечей. В университетах и монастырях ученые и писцы всеми силами пытаются развеять эту тьму обрывками древних знаний и полузабытых истин. Короли и графы ведут отчаянную битву, стараясь сдержать наступление тьмы, Церковь распространяет свет христианства, призывая к крестовым походам, которые заканчиваются неудачами, а Каиниты правят ночью.
День…
Для жителей Европы сейчас идет 1230 год – XIII век от Рождества Христова приближается к своей середине. Хотя смертные правители в это время сосуществовали более-менее мирно, все же XIII век был полон неурядиц и раздоров. Он начался с неудачного и кровавого Четвертого крестового похода (1202 – 1204), который из-за преследовавших свои интересны венецианцев вылился в разграбление и разрушение Константинополя, величайшего из христианских городов. В Англии король Иоанн Безземельный (1199 – 1216) незадолго до своей смерти подписал "Великую хартию вольностей", в которой определялись обязанности и ответственность короля по отношению к его подданным. Его наследник, Генрих III (1216 – 1272), за время своего правления не раз сталкивался со своеволием могущественных английских баронов, которые ослабили власть короля и отвлекли его внимание от Франции. Воспользовавшись этим обстоятельством, Филипп II Август, король Франции (1180 – 1223), отвоевал большую часть французских земель, принадлежавших английской короне. После битвы при Бувине в 1214 году он сумел сделать Францию одной из главных политических сил XIII века. На востоке, в землях Фландрии и Германии, Фридрих II (1212 – 1250) объединил знать Священной Римской Империи, последнего осколка Рима, но погряз в конфликтах и интригах вокруг права назначения епископов и рассорился со Святым престолом. На Иберийском полуострове королевства Кастилии и Арагона все ближе подбирались к мавританским владениям Аль-Андалус. Мальорка пала в 1229 году, Кордова – в 1236, а Севилья – в 1248, после чего единственным мусульманским городом на полуострове осталась Гранада, продержавшаяся до 1492 года. Все это время она считалась одним из европейских центров образования, городом знаний и учености, существовавшим в окружении тех, кто завидовал его сокровищам.
Это также был век ересей, век зарождения папской Инквизиции. Хотя до большинства печально известных процессов и охоты на ведьм оставались целые столетия, Церковь подготовилась к столкновению с врагами, как обычными, так и сверхъестественными. Альбигойцы Южной Франции, которые считали, что мир исполнен зла, и проповедовали бедность, пали жертвами первого крестового похода, созванного против жителей христианских земель. Вскоре после этого тевтонские рыцари под стягом с черным крестом прошли по землям Польши, Венгрии и Ливонии и вторглись на Русь, во имя Господне сражаясь с язычниками и прочими нечестивцами. Святая земля за сто лет видела четыре крестовых похода, целью которых были разные участки Средиземноморья. По большей части силы христиан встречались с таким же отпором, как и в прошлые века, но эти неудачи не могли удержать пап от призывов к новым кампаниям.
Это было время, когда восток пришел на запад. Великий Чингисхан умер в 1227 году, но его наследники двинулись в сторону Европы. Они покорили Персию в 1231, через пять лет разорили земли южной Руси, а в 1241 году дошли до Польши и Венгрии. Но ханы и их всадники были не единственными, кто странствовал по миру. В 1271 году путешественник Марко Поло отправился на таинственный Восток, открывая земли, куда на протяжении пяти следующих веков ни разу не ступит нога западного человека. Когда он вернулся, Европа навеки изменилась.
Но это та Европа, которую мы знаем из учебников по истории.






