Особенности и характеристика инновационных технологий обучения и воспитания

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Инновационная образовательная технология - это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

1. Современное содержание - структурировано и представлено в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью ИКТ;

2. Современные методы обучения - основаны на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс;

3. Современная инфраструктура обучения - включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие.

Можно выделить следующие инновационные технологии образования:

1. Информационно-коммуникационные технологии в предметном обучении;

2. Личностно-ориентированные технологии в преподавании дисциплины;

3. Информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования учащегося;

4. Мониторинг интеллектуального развития;

5. Воспитательные технологии;

6. Дидактические технологии;

7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс[9].

Применение инновационных информационных технологий охватывает практически все предметные области в работе с детьми. Рассмотрим наиболее интересные примеры образовательных инновационных ИТ.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении реализуются посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения показал: а) информационная среда существенно повышает мотивацию к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов; б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик" к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель", повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ; в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

Обращаясь к объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель" можно ознакомиться с опытом работы в ДОУ С.М. Топильской: "В программе PowerPoin 3D-мультипликатор группа начала съёмки мультфильма. Выбрали с ребятами сюжет, записали аудио-ряд. Это был магнитный театр. В студии мультипликации делали фотографии по кадрам". Далее их воспитатель собирала в видеоряд. Поскольку выявлено, что у большинства детей дошкольного возраста преобладает визуальное восприятие над слуховым, то именно ИКТ, которое обладает мультимедийностью, помогает сделать взаимодействие между педагогам и ребёнком более интересным и динамичным[22]. Педагоги-практики делятся опытом создания мультфильмов в разных программах с использованием робототехнических конструкторов[11].

Применение инновационных технологий для детей с ограниченными возможностями. Реализация новых ИТ, например, на занятиях физической культуры позволяет повысить познавательные психические процессы детей с ограниченными возможностями. Это связано с тем, что "основная нагрузка по переработке поступающей информации подаётся на слабофункционирующий анализатор, и происходит улучшение свойств внимания. Наблюдается положительная динамика познавательных психических процессов", - автор М.Таштариан подробно исследовал вопрос физической и технической подготовки будущих спортсменов[21,20-21]. При создании сайтов для детской аудитории должна быть предусмотрена версия для слабовидящих пользователей (в "плавающем" режиме при прокручивании страницы - кнопка "око" остается на месте). Конечно, сегодня соответствие критериям качества детского электронного ИР можно назвать просто "хорошим тоном" в сети Интернет, но не правилом. Однако, ИТ незаменимы для учащихся с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предметно-практическое обучение имеет особое значение, поэтому в системе ИТ образовательная робототехника приобретают ведущую роль в когнитивном и социально-эмоциональном развитии обучающихся с ОВЗ[8]. Стоит обратить внимание, что на правительственном уровне "обязательное ИКТ в учебном процессе акцентировано в вопросах воспитания, обучения и физического развития таких детей, поскольку повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями является одним из приоритетных направлений развития ИКТ"[12].

На межпредметных занятиях проводится знакомство школьников 5-7 классов с образовательными конструкторами LegoMindsrorms NXT/EV3 и программным обеспечением к ним, ориентированными на применение на уроках технологии, физики, информатики[11].

Российские школьники на занятиях (сочетание информатики, ИКТ и астрономии) сделали открытие в науке. Сегодня нет необходимости лететь за тысячи километров, подниматься в горы и сидеть ночи напролёт у телескопа. Можно заказать серию снимков любого участка неба через Интернет, затем скачать файлы на ПК и искать на них новые объекты. Так под руководством преподавателя астрономии (по совместительству - старшего научного сотрудника Государственного астрономического института им. Штернберга) учащиеся обнаружили сверхновую звезду. Информация об открытии была немедленно отправлена на сервер обозначения транзиентных объектов TNS, который собирает информацию о сверхновых под эгидой Международного астрономического союза [26].

И ещё одно открытие сделано школьниками (сочетание ИКТ, географии и других дисциплин). Сотрудники Роскосмоса  обучают детей в школах, лагерях анализировать спутниковые снимки. Школьники работают по разным направлениям: экология, история, география, чрезвычайные ситуации, Арктика. В 2016 году участники профильной космической смены в МДЦ «Артек» обнаружили новый остров. В 2018 году сообщение об открытии нового острова у ледника Вилькицкий-Южный было сделано на XII-х Всероссийских юношеских чтениях, и документы о регистрации нового географического объекта были направлены в Русское географическое общество[25].

Центр подводных исследований Русского географического общества организует для школьников практический курс программы "Океанавтика". Курс предусмотрен для активного отдыха в "Орлёнке", объединяет представителей самых разных профессий: историков, археологов, водолазов, океанологов и многих других с целью научить комплексному исследованию подводных пространств и объектов полным спектром технических средств ради изучения и сохранения природного и культурно-исторического наследия. Учащиеся изучают теорию, проводят исследования, надевают настоящий водолазный шлем, управляют подводным роботом и заглядывают в настоящую подводную мини-субмарину[24].

В рамках проекта «ИКаРёнок», запущен новый проект «Робототехника+английский» для малышей. Игровой персонаж Феликс знакомит детей с миром робототехники на английском языке. Ожидаемый результат инновационной технологии:

§ Знакомство с новыми словами на английском языке,

§ Умение выстраивать предложения,

§ Знакомство с иноязычной культурой,

§ Углубление знаний по робототехнике.

В игровой форме происходит освоение дошкольниками компетенции «Говорение» на английском языке с использованием деталей игрового конструктора и программного обеспечения[7].

Личностно-ориентированные технологии в преподавании дисциплины ставят в центр всей образовательной системы личность учащегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов. Такой подход проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями. При таком подходе отмечены преимущества использования ИТ в коррекционно-педагогической работе в ДОУ:

· В разработке наглядно-дидактического сопровождения к логопедическим занятиям, что вызывает живой интерес;  «знакомство» ребёнка с вымышленными персонажами компьютерной программы расширяет возможности коррекции межличностной коммуникации;

· В создании разного рода слайд-шоу и видеофрагментов для показа родителям речевой практики ребёнка, непосредственно, затруднения (образцы неправильной речи, а также примеры правильной артикуляции, дыхания, темпа, ритма и т. д.). Кроме этого, семьям предлагаются записи речи детей, отчеты с логопедических занятий;

· Разрабатываются мобильные приложения как дополнительная форма взаимодействия с родителями для оперативного информирования о ходе коррекционного процесса, использования предложенных рекомендаций [5].

Следующая инновационная технология: информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования учащегося. Применение позволяет объективно, беспристрастно проследить во времени развитие каждого учащегося в отдельности и ОУ в целом.

Такая инновационная технология, как мониторинг интеллектуального развития представлена в виде анализа и диагностики качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости. Данную ИТ осуществляет Московский центр качества образования. Информационный ресурс "Мои достижения" доступен в сети Интернет. Все результаты сохраняются в личном кабинете пользователя. Детальная аналитика доступна по каждой пройденной работе и выполненному заданию[10].

Воспитательные технологии реализуются в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества. "Это технологии комплексных занятий, по какой-либо из образовательных областей (музыка, художественная литература, познание); интерактивное обучение, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний; компьютерные игры – развлекательные, обучающие, развивающие. Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ", - акцентирует в научной статье Л.Р. Сабирова[19]. Также ярким примером воспитательных технологий являются экскурсии школьников в Исторический парк "Россия - моя история" - самый масштабный экспозиционный комплекс в России. Создатели парка - отечественные историки, художники, кинематографисты, дизайнеры, специалисты по компьютерной графике, они сделали всё, чтобы российская история перешла из категории чёрно-белого учебника в яркое, увлекательное и вместе с тем объективное повествование, чтобы каждый посетитель почувствовал сопричастность к событиям более, чем тысячелетней истории своего Отечества. В историческом парке представлены все новейшие формы информационных носителей: сенсорные столы и экраны, вместительные кинотеатры, лайтбоксы, коллажи, проекторы и планшеты. Визуальные решения мультимедийных экспозиций, во многом новаторские, созданы с использованием приемов: видео-инфографики, анимации, 3-D моделирования, цифровых реконструкций. История Отечества даётся панорамно и при помощи современных технологий: Экспозиции включают в себя сотни единиц мультимедийной техники, кинозалы, интерактивные и 3-D-носители с реконструкцией исторических событий[18].

Дидактические технологии как условие развития учебного процесса - это и самостоятельная работа с помощью учебной книги, и игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система "консультант", групповые, дифференцированные способы обучения - система "малых групп" и различные комбинации этих приёмов.

В ДОУ и начальной школе, как правило, это лего-конструирование (Lego, Huna, RoboRobo) и основы робототехники в контексте требований ФГОС. С дошколятами проводится предварительная работа: беседы об истории робототехники; конструирование; в дидактических заданиях развитие фантазии. Для учащихся 2-4 классов комплект содержит USB Лего-коммутатор, моторы, датчики наклона и датчики расстояния. Учащиеся строят и программируют любого робота (умная вертушка; рычащий лев, порхающая птица, непотопляемый парусник), дорабатывают программу модели, чтобы звучал сигнал движения, наклона. Практикум по программированию мотора и датчиков состоит из 18 заданий. Можно модифицировать модели или объединить несколько наборов в единого робота и состязаться с более сложными конструкторами[13; 23]. Техническое творчество детей с помощью конструкторов очень быстро приобрело популярность и разрослось до масштабов всероссийских форумов, проектов и конкурсов (Приложение 1, пункт 2). Стали публиковаться новые, содержательные конспекты образовательной деятельности.

Инновационные технологии образования для учащихся представил "Город образования" на ВДНХ - это десятки стендов, масштабные экспозиции, лекции и мастер-классы. Здесь все можно "пощупать руками". С помощью технологий погрузиться в виртуальную реальность, посетить медицинский класс или вместе с экспертом создать робота. Программе предпрофессиональной подготовки учеников здесь посвящено сразу несколько зон. Инженерные технологии, IT, робототехника, медицина и кадетские классы - в чём попробовать себя, решают сами ученики[2].

Первый "РобоФест" состоялся в 2009 году, далее масштабы фестиваля значительно расширились: около 550 команд юных робототехников из 42 регионов России состязались в 22 видах соревнований. С 2018 года фестиваль был переименован в PROFEST и стал крупнейшим в Европе в области детского и молодежного инженерно-технического творчества. Сейчас он объединяет соревнования по 25 робототехническим дисциплинам, состязания по профмастерству среди школьников «ЮниорПрофи» по 19 компетенциям, а также среди юниорских корпораций - полипрофессиональных команд. 44 вида соревнований и конкурсов выстроены в логике, позволяющей увидеть траекторию профессионального продвижения: от соревнований детей до проектов, реализуемых школьниками старших классов[2].

Инновационная технология - психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс. Это обоснование использования тех или иных инноваций, их анализ на методических советах, семинарах, консультациях с ведущими специалистами в этой области. Так же необходимо выявить социальных партнёров. Социальное партнерство – современная эффективная форма взаимодействия педагогов, родителей, администраторов, представителей других организаций, которая способствует открытости, доступности и продуктивности образования. При взаимодействии сторон желательно письменное оформление социального партнёрства, определение в соглашении чётких временных рамок, постановки конкретного вопроса (проблемы) и целей его решения, отражение обязательств всех сторон. Данное сотрудничество позволяет в рамках предпроектной и проектной деятельности образовательного учреждения привлечь большой круг заинтересованных лиц и организаций, оптимизировать образовательный и воспитательный процесс, выполнить социальный заказ общества.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: