Глава I. Теоретические основы процесса обеспечения системы образования и воспитания новыми информационными средствами обучения

 

Терминологический анализ

Кардинальные изменения в структуру всей педагогической системы вносит информатизация образования, в частности широкое использование в образовательном процессе информационных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий. Рассмотрим основные термины и определения.

Знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе, зафиксированы на материальных носителях. Их можно назвать " информационными ресурсами - это отдельные документы или отдельные массивы документов, документы или массивы документов в информационных системах"[3]. За последние годы формы носителей знаний изменились. Содержание информационных ресурсов всё больше перемещается из настольных компьютеров и ноутбуков в сферу мобильной телефонии, в облачные технологии [6; 6-14].

С помощью информационных ресурсов в образовательном учреждении осуществляется поиск, сбор, хранение, обработка, предоставление, распространение научно-педагогической и образовательной (учебной) информации. Эти процессы осуществляются определёнными методами и способами, и законодательно сформулированы как " информационные технологии " [17]. Во многих источниках в дополнение к этому термину включены понятия "технологическая система", "система научных и инженерных знаний" и "средства". В различных словарях определение информационных технологий звучит как:

· "система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которые используются для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в соответствующей предметной области";

· "современная технологическая система огромного стратегического значения: политического, оборонного, экономического, социального и культурного";

· "методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации"[20].

Информатизация образования  рассматривается как процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания [16; 7-8].

Инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которых новация реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в практике. Причём инновационный процесс не прерывается, так как новация совершенствуется, приобретает новые свойства, открывает новые области применения. Так на современном этапе в образовательных учреждениях проводятся занятия по Робототехнике - науке и практике разработки и применения роботов [4].  Техническим средством обучения науке робототехнике является: " робот: приводной механизм, программируемый по двум и более осям, имеющий некоторую степень автономности, движущийся внутри своей рабочей среды и выполняющий задачи по предназначению". А информационной технологией науки робототехники может быть: " программирование задач; программирование: Процесс создания программы задач"[4].

Современные образовательные учреждения должны стать передовой площадкой в части инновационных ИТ. На правительственном уровне звучит термин "мультидисциплинарность": "биоинформатика, эволюция интернета (Интернет вещей, моделирование интеллекта человека и проч.) - появление новых дисциплин требует мульти- и междисциплинарных исследований, в основном подразумевается использование методик более, чем одной дисциплины"[12; 14]. Таким образом сегодня разработка и внедрение инновационных образовательных ИТ определены как сложный процесс, требующий коллективного труда специалистов разных предметных областей. Информатизация образования - новая область педагогического знания, интегрирующая научные направления психолого-педагогических, социальных, физиолого-гигиенических, технико-технологических исследований [15].  Понятие и сущность информационных технологий остаются объектом пристального внимания и изучения. На современном этапе документы и базы данных теоретиками определены как информационные ресурсы; программные средства определены одновременно как ИР и ИТ; а учебные модели робототехники являются как информационными технологиями, так и реальными объектами, имитирующими функционирование промышленных устройств и механизмов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: