Объем дисциплины и виды учебной работы

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Анатомия центральной нервной системы» относится к циклу естественнонаучных дисциплин в системе подготовки специалиста психолога.

Целью изучения данного предмета является знакомство студентов со строением нервной системы человека и структурно-функциональными взаимосвязями, лежащими в основе нервно-психической деятельности.

Знание этих вопросов необходимо психологу для грамотного с позиции медицины и биологии понимания психической функции человека.

Материал курса можно условно разделить на шесть разделов.

Первый раздел посвящён общим анатомическим закономерностям организации нервной системы человека.

Второй раздел включает в себя детальную структурную характеристику отделов центральной нервной системы: спинного и головного мозга. В этом разделе детальное внимание уделяется расположению и внешнему строению отделов ЦНС, распределению и особенностям строения серого и белого вещества в них.

Третий раздел курса «Анатомия ЦНС» направлен на изучение основ строения периферической нервной системы, а именно, анатомической характеристике спинномозговых и черепных нервов.

Четвёртый раздел посвящён функциональной анатомии соматической нервной системы. Данный раздел включается в себя функциональную анатомию сенсорных систем, моторных систем и речевой системы. Данные темы представляется наиболее значимыми в курсе дисциплины, поскольку они дают характеристику структурно-функциональным взаимосвязям в нервной системе человека. Их знание необходимо для правильного понимания сущности предмета и взаимосвязи его с дисциплинами, изучаемыми на следующих этапах образования. 

Пятый раздел дисциплины заключается в изучении функциональной анатомии вегетативной нервной системы: знакомстве со структурно-функциональными взаимосвязями в симпатическом и парасимпатическом отделах.

Шестой раздел посвящён вопросам онтогенеза нервной системы человека.

    Особенностью дисциплины «Анатомия ЦНС» является её высокая информационная нагрузка и трудность для освоения студентами. Единственным способом решения этой проблемы является освоение предмета с функциональных позиций. Для этого у студента должно быть чёткое понимание принципа биологической целесообразности.

    Суть этого принципа заключается в том, что любая особенность расположения или строения какого-либо структурного элемента живого организма имеет некое значение. Это значение, как правило, заключается в выполнении структурным элементом какой-либо функции.

    Освоение настоящей дисциплины с позиции принципа биологической целесообразности означает, что студент, изучая какой-либо конкретный структурный элемент ЦНС одновременно пытается понять, как особенности его строения и расположения связаны с выполняемыми им функциями.     

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Подготовка будущих бакалавров к деятельности по изучению психической деятельности человека, использованию полученных знаний в педагогических, медицинских и профессиональных целях, преподаванию тем по анатомии ЦНС в системе основного и дополнительного образования, освещению вопросов о нервном субстрате психической деятельности и поведения в просветительской работе.

Учебные цели - ознакомить студентов с основными сведениями по строению ЦНС с позиций современной медико-биологической науки:

- уделить основное внимание при изложении анатомического материала раскрытию принципов функциональной организации мозга, прослеживанию становления функциональных возможностей ЦНС;

- сформировать представление о том, что многие психические процессы и состояния человека имеют в мозге определенный морфологический субстрат;

- показать неразрывную связь анатомии ЦНС с другими науками: физиология ЦНС, физиология ВНД, психофизиология, психология.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Относится к математическому и естественнонаучному циклу дисциплин. Преподается в 1 семестре. Знакомит студентов с морфологическим субстратом психики и поведения, строением центральной нервной системы человека.

- Открывает цикл естественнонаучных дисциплин, дающих базовые представления о природе психических явлений, предшествует курсу «нейрофизиология».

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Из курса «Биология»:

Знания: закономерностей возникновения и развития живой природы, взаимосвязей между живыми организмами, живой и неживой природой; законов строения, жизни и развития человеческого организма; основных понятий, отражающих процессы развития живой природы; понимание места человека в системе природы, закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и изменчивости,

Умения: В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.

Владения: применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· «Нейрофизиология»;

· «Психология»;

· «Педагогика»

· «Основы медицинских знаний»

· «Безопасность жизнедеятельности»

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО.

Общекультурные компетенции:

Понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2);

Владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактом и теоретических положений (ОК-3).

Профессиональные компетенции:

Реализация базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

· особенности строения нервной ткани;

· расположение и взаимоотношение нервных центров;

· особенности строения вегетативной нервной системы;

· особенности строения базальных ядер и коры больших полушарий головного мозга.

Уметь:

· объяснить на схемах особенности строения нервных центров;

· воспроизводить рисунки и схемы строения отделов спинного и головного мозга;

· пользоваться информацией о строении нервной системы.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· методами сравнительного анализа данных о строении нервной ткани.

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, всего 72 часа, из них 30 аудиторных часов и 42 часа самостоятельной работы.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Объемы учебной работы, перечень и

сроки контрольных мероприятий

Форма обучения  

Очная

1. Виды и объемы учебной работы, в часах (зет)

 

1.1. Общая трудоемкость дисциплины

72(2)

1.2. Аудиторные занятия:

30

 

Таблица 1 (продолжение)

Объемы учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий Форма обучения
  Очная
 Виды и объемы учебной работы, в часах (зет)  

Объемы учебной работы, перечень и

сроки контрольных мероприятий

Форма обучения
Очная
1.2.1. Лекции 14
1.2.2. Практические (семинарские) занятия -
1.2.3. Лабораторные работы 16
1.3. Самостоятельная работа 42
1.3.1. Курсовой проект (работа) -
1.3.2. Контрольная работа -
1.3.3. Расчетно-графическая работа -
1.3.4. Изучение теоретического материала 20
1.3.5. Другие виды самостоятельной работы (домашние задания) 14
1.3.6. Подготовка к экзамену (зачету) 8
2.График изучения дисциплины  
2.1. Курс I
2.2. Семестр 1
2.3. Экзамен (семестр) -
2.4. Зачет (семестр) 1
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) -
2.6. Контрольная работа (семестр)  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: