ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Анатомия центральной нервной системы» относится к циклу естественнонаучных дисциплин в системе подготовки специалиста психолога.
Целью изучения данного предмета является знакомство студентов со строением нервной системы человека и структурно-функциональными взаимосвязями, лежащими в основе нервно-психической деятельности.
Знание этих вопросов необходимо психологу для грамотного с позиции медицины и биологии понимания психической функции человека.
Материал курса можно условно разделить на шесть разделов.
Первый раздел посвящён общим анатомическим закономерностям организации нервной системы человека.
Второй раздел включает в себя детальную структурную характеристику отделов центральной нервной системы: спинного и головного мозга. В этом разделе детальное внимание уделяется расположению и внешнему строению отделов ЦНС, распределению и особенностям строения серого и белого вещества в них.
Третий раздел курса «Анатомия ЦНС» направлен на изучение основ строения периферической нервной системы, а именно, анатомической характеристике спинномозговых и черепных нервов.
|
|
Четвёртый раздел посвящён функциональной анатомии соматической нервной системы. Данный раздел включается в себя функциональную анатомию сенсорных систем, моторных систем и речевой системы. Данные темы представляется наиболее значимыми в курсе дисциплины, поскольку они дают характеристику структурно-функциональным взаимосвязям в нервной системе человека. Их знание необходимо для правильного понимания сущности предмета и взаимосвязи его с дисциплинами, изучаемыми на следующих этапах образования.
Пятый раздел дисциплины заключается в изучении функциональной анатомии вегетативной нервной системы: знакомстве со структурно-функциональными взаимосвязями в симпатическом и парасимпатическом отделах.
Шестой раздел посвящён вопросам онтогенеза нервной системы человека.
Особенностью дисциплины «Анатомия ЦНС» является её высокая информационная нагрузка и трудность для освоения студентами. Единственным способом решения этой проблемы является освоение предмета с функциональных позиций. Для этого у студента должно быть чёткое понимание принципа биологической целесообразности.
Суть этого принципа заключается в том, что любая особенность расположения или строения какого-либо структурного элемента живого организма имеет некое значение. Это значение, как правило, заключается в выполнении структурным элементом какой-либо функции.
Освоение настоящей дисциплины с позиции принципа биологической целесообразности означает, что студент, изучая какой-либо конкретный структурный элемент ЦНС одновременно пытается понять, как особенности его строения и расположения связаны с выполняемыми им функциями.
|
|
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Подготовка будущих бакалавров к деятельности по изучению психической деятельности человека, использованию полученных знаний в педагогических, медицинских и профессиональных целях, преподаванию тем по анатомии ЦНС в системе основного и дополнительного образования, освещению вопросов о нервном субстрате психической деятельности и поведения в просветительской работе.
Учебные цели - ознакомить студентов с основными сведениями по строению ЦНС с позиций современной медико-биологической науки:
- уделить основное внимание при изложении анатомического материала раскрытию принципов функциональной организации мозга, прослеживанию становления функциональных возможностей ЦНС;
- сформировать представление о том, что многие психические процессы и состояния человека имеют в мозге определенный морфологический субстрат;
- показать неразрывную связь анатомии ЦНС с другими науками: физиология ЦНС, физиология ВНД, психофизиология, психология.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Относится к математическому и естественнонаучному циклу дисциплин. Преподается в 1 семестре. Знакомит студентов с морфологическим субстратом психики и поведения, строением центральной нервной системы человека.
- Открывает цикл естественнонаучных дисциплин, дающих базовые представления о природе психических явлений, предшествует курсу «нейрофизиология».
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Из курса «Биология»:
Знания: закономерностей возникновения и развития живой природы, взаимосвязей между живыми организмами, живой и неживой природой; законов строения, жизни и развития человеческого организма; основных понятий, отражающих процессы развития живой природы; понимание места человека в системе природы, закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и изменчивости,
Умения: В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.
Владения: применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· «Нейрофизиология»;
· «Психология»;
· «Педагогика»
· «Основы медицинских знаний»
· «Безопасность жизнедеятельности»
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО.
Общекультурные компетенции:
Понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2);
Владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактом и теоретических положений (ОК-3).
Профессиональные компетенции:
Реализация базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);
|
|
По окончании изучения курса студент должен:
Знать:
· особенности строения нервной ткани;
· расположение и взаимоотношение нервных центров;
· особенности строения вегетативной нервной системы;
· особенности строения базальных ядер и коры больших полушарий головного мозга.
Уметь:
· объяснить на схемах особенности строения нервных центров;
· воспроизводить рисунки и схемы строения отделов спинного и головного мозга;
· пользоваться информацией о строении нервной системы.
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
· методами сравнительного анализа данных о строении нервной ткани.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, всего 72 часа, из них 30 аудиторных часов и 42 часа самостоятельной работы.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Объемы учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий | Форма обучения | |
Очная | ||
1. Виды и объемы учебной работы, в часах (зет) |
| |
1.1. Общая трудоемкость дисциплины | 72(2) | |
1.2. Аудиторные занятия: | 30 |
Таблица 1 (продолжение)
Объемы учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий | Форма обучения |
Очная | |
Виды и объемы учебной работы, в часах (зет) | |
Объемы учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий | Форма обучения |
Очная | |
1.2.1. Лекции | 14 |
1.2.2. Практические (семинарские) занятия | - |
1.2.3. Лабораторные работы | 16 |
1.3. Самостоятельная работа | 42 |
1.3.1. Курсовой проект (работа) | - |
1.3.2. Контрольная работа | - |
1.3.3. Расчетно-графическая работа | - |
1.3.4. Изучение теоретического материала | 20 |
1.3.5. Другие виды самостоятельной работы (домашние задания) | 14 |
1.3.6. Подготовка к экзамену (зачету) | 8 |
2.График изучения дисциплины | |
2.1. Курс | I |
2.2. Семестр | 1 |
2.3. Экзамен (семестр) | - |
2.4. Зачет (семестр) | 1 |
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) | - |
2.6. Контрольная работа (семестр) |