1508
Истинный смысл бытия рождается при определенном отношении сознания и подсознания (сдвига, совпадения мотива и цели и т.д.). Если этого отношения нет, то личность задумывается (теряет некий смысл) и возникают неврозы. Личность, задумывающаяся о смысле жизни, уже невротична.
1521
Болезнь – компенсация за то, что личность не может жить процессом.
1545
Правильно ли сводить смысл жизни лишь до смысла жизнедеятельности? Смысл жизни, пожалуй, шире...
1550
Психоаналитическая и деятельностная концепция личности, в конце концов, имеют больше сходства, чем различий. Хотя их раньше советские психоаналитики противопоставляли. То, что в исходном виде называется подсознанием (ИД) и сознанием (ЭГО), в действительности психологи называют мотивом и целью. Таким образом, личностный конфликт (невроз), согласно психоаналитической концепции, - это выход ИД в ЭГО (в виде неврозов), так как энергия ИД ищет обходные пути, а ЭГО (цензура не пускает), возникает невроз. В деятельностной концепции, аналогично, цель не соответствует ее мотивам, отсюда беспокойства и поиски иных целей. Когда мотив и цель совпадают (сдвиг), беспокойства исчезают и возникает Нечто, что мы называем личностным смыслом.
1577
Некоторые идут по жизни, находясь рядом с ней, а некоторые, находясь в ней. Идти по жизни, значит идти по ее поверхности, то есть рядом с ней, а не в ней. Человек чаще всего идет по жизни, как по земле (то есть по поверхности жизни). И лишь когда он чувствует, что входит внутрь жизни, как входит в землю покойник, он начинает жить. Это связано с пограничной ситуацией между жизнью и смертью.
1589
Когда вдруг целей в жизни нет,
В тебя приходит старости фрагмент.
И, если тебе мало лет,
В мгновения те ты настоящий дед…
1596
Некоторые личности настолько сильны умом, что проживают жизнь по-глупому.
1600
Настоящее хорошее настроение – это радость от процесса жизни, а не от ее результатов.
1612
Самый лучший результат жизни – ее процесс.
1692
Красота мужчины всегда уменьшает в нем мужчину и увеличивает нечто. Это нечто в зависимости от количества и качества делает из мужчины нечто, что уже не является мужчиной в абсолютном понимании. Таким образом, методом исключения (красота – это атрибут женщины) аналогичное рассуждение, только противоположным образом, можно сделать и для женщины.
1703
Вопрос о том, что первично, позитивная эмоция или смысл жизни, сложный. С одной стороны, там, где личность имеет настроение, всегда присутствует смысл жизни. И, наоборот, личность, имеющая смысл жизни, всегда имеет настроение (жить). По-видимому, здесь вновь срабатывает принцип неопределенности или концепция блуждающего Бога. Есть состояния, где вероятность присутствия позитивной эмоции выше, и она первична по отношению к смыслу. И наоборот. В то же время, если подходить онтогенетически, то эмоции (переживания) первичны, а мышление, то есть смыслы, вторичны. Тогда, что же есть смысл? То ли это чисто рациональное понятие личности, то ли эмоциональное (то есть отсутствие смысла характеризуется отсутствием положительных эмоций).
1731
Преодолеть страх жить и научиться жить жизнью – рецепт счастья.
1732
Когда-нибудь биология достигнет того, что создаст внутреннюю программу жизни на вечность. И всё таки, человек не может жить вечно, так как включится внешняя программа на его уничтожение (катастрофы, болезни и т.д.). Или соматический коллапс (см. наши исследования).
1741
Человек живет не благодаря осознанию того, ради чего он живет, то есть не благодаря осознанию смысла жизни или мотива жизни. Часто человек не осознает смысла жизни, а живет. Тогда возникает вопрос: благодаря чему человек живет? По-видимому, это связано не только с пониманием, но и чувствованием (переживанием). Таким образом, необходимо понятие, которое вбирало бы в себя переживание. Понятие «смысл» выбрано неверно. Это рационалистическая категория. Лучше ввести понятие «ценность». Не ценность должна быть смыслообразующей составляющей, а наоборот, смыслы и иные вещи должны наполнять ценности. Таким образом, человек живет не благодаря присутствию смысла, а благодаря присутствия ценностей, как Нечто, вызывающее положительное эмоционально-оценочное отношение. А смыслы входят в нее (ценность) как рациональные составляющие. Человек живет не благодаря смыслу жизни, а благодаря ее ценностям. Вопрос о смысле жизни – это вопрос не ради чего человек живет, а благодаря чему.
1756
Личность, занятая поиском смысла во всем, живет по сценарию, выстроенному из смыслов. А надо жить жизнью с непредсказуемым сценарием.
1811
Жить жизнью? Жить результатами? В конце концов, все результаты приходят к тупиковому результату – смерти.
1814
Все человечество делится на созерцателей и психологов жизни. Первые живут переживаниями жизни. Вторые живут размышлениями о ней.
1820
В человеке первична подсознательная защита от бессмыслицы жизни и вторично подсознательное желание самоуничтожения, как стремление разрешить эту бессмыслицу.
1846
Часто склонность личности к фантазиям является следствием неспособности жить мгновениями жизни.
1872
Жизнь – всегда состояние хронической несвободы. Только в смерти истинная свобода?!
1875
Сначала жизнь человека является неустойчивым состоянием (новорожденного ребенка), а смерть является устойчивой. Затем жизнь устойчивая, а смерть неустойчивая. В старости смерть - устойчивое состояние, а жизнь неустойчивое.
1877
Жизнь – это интервал между первичным и вторичным небытием.
1878
Жизнь – это движение организма от одной точки бифуркации к другой.
1880
Жизнь – особая форма горения, рождающая пламя, которое мы называем психикой или душой.
1891
Кто-то водит руками по дереву – наслаждается жизнью, а кто-то ищет таким образом более толстый сук, чтобы прекратить страдания жизни. Это ж до какой степени нужно страдать, чтобы не видеть красоту дерева?!
1974
Руки в жизни должны работать полностью, в том числе и локтями.
2029
Ценности жизни скрыты под слоем ее трудностей. Этот слой необходимо “отковырнуть” –преодолеть трудность. И там открывается НЕЧТО, которое, только смешиваясь с трудностями, является ценностью.
2053
Порой ичность находит “смыслы жизни” благодаря ее ценностям, склеенным скрытыми от сознания суицидными (самоуничтожающими) тенденциями.
2068
Любое заболевание, в частности неврозы, обусловлено неспособностью личности жить жизнью. Больной человек болен всегда в силу того, что живет ради результатов жизни, что часто является мнимой, понимаемой, но не переживаемой ценностью.
Дети умеют жить жизнью. Взрослея, личность утрачивает эту способность и начинает болеть.
2107
Настоящая радость должна основываться не на вкусе к жизни, а на ее послевкусии.
2113
Жизнеутверждающее настроение — это всего лишь оптимальная концентрация дофамина в мозгу?
2127
Порой человеку никакая психотерапия не нужна. Его необходимо просто накормить едой … и жизнью.
2195
Жизнь — это прыжок из щели в яму.
2216
Одни живут радостями жизни, другие — радостями выживания.
2253
Если что-то значительное и совершается в жизни человека, то оно совершается внутри него.
2341
У некоторых прекрасное настроение от жизни, а у других, наоборот, — от отсутствия смерти.
2355
Психотерапевты по мере взросления меняют свои взгляды на жизнь, что часто приводит к изменению психотерапевтической техники. Это должны знать пациенты.
2418
Может ли человек благодаря своему мышлению организовать себе жизнь как процесс “теперь и здесь”, чтобы жить исключительно настоящим. Пожалуй, нет. В большинстве случаем мы впадаем в такую жизнь благодаря некоему действию магического и непредсказуемого окружающего мира, которому безразлично “наше мышление”. Впрочем, оно, мышление, нашим быть не может, так как вырастает на почве чувствования, нечто открытого внешнему миру. Таким образом, научить человека жить по принципу “теперь и здесь”, жить процессом жизни, а не ее результатами, благодаря изменению мышления, невозможно. Необходима работа с чувствованием, с волей, с переживаниями человека. Мышление (в частности, психоанализ) могут только вызывать застрявшие чувства, но не формировать новые, позволяющие жить “теперь и здесь”. Поэтому необходимо, наоборот, обуздать мышление. Это возможно благодаря психотерапии, основанной либо на медитации, либо на буддистских концепциях.
2475
Продолжительность жизни — производная психологического и физического течения времени.
2476
Время — нечто, зависящее от психодинамики субъекта.
2486
Утром вставайте и радуйтесь, что проснулись, что живы. Вечером радуйтесь, что прожили еще один день жизни.
2513
Некоторые устают от бессмысленности жизни настолько, что появляется желание отдохнуть - как новый смысл жизни
2543
Жизнеутверждающая фрустрация – хочешь, но не можешь. Смертеутверждающая – можешь, но не хочешь.
2564
У одних настроение от жизни, у других – от отсутствия смерти.
2580
Самый последний смысл жизни человека – умереть человеком.
2621
Из пункта А в пункт В один шел, видя только В, не видя, что под ногами, вставая на головы, споткнулся и упал. Другой шел медленно, осторожно ступая, чувствуя дорогу, каждый шаг, и сам того не заметил, как пришел к пункту В. Значит, надо смотреть под ноги не только для того, чтобы не упасть, а чтобы чувствовать процесс жизни и не упасть духом.
2666
Если применить мотивационное определение смысла (отношения мотива к цели) к жизни (жизнедеятельности), то жизнь не имеет смысла для всех субъектов, так как цель – смерть. Несмотря на это, жизнь вся представляет собой развивающуюся динамику переходящих друг в друга микросмыслов. Получается, что как бы эти микросмыслы не переходили друг в друга, в конце концов, приходят к исчезновению, то есть к конечному результату – отсутствию смысла. Но жизнь показывает, что она имеет смысл. Смысл жизни не просто в оценке ее этапов и конечных целей. Жизнь имеет не только чисто рационалистическую составляющую, но и некую эмоционально-ценностную, переживаемую. Об этом говорят и восточные философы. Строить смысл жизни исключительно из разума (рассудка) бесполезно. Хотя категория “смысл” когнитивная и рациональная категория. Таким образом, если мы хотим понимать смысл шире, необходимо исходить из эмоций, из переживаний, из чувствования. Необходимо найти некую середину между рассудком и чувствованием. Такой серединой является понятие “ценность”. Если исходить из смыслов как эмоционально переживаемых ценностей, то соединяясь по жизни эти ценности приведут нас к конечному смыслу – ценности переживания смерти, которая является последним смыслом, последней эмоционально-переживаемой ценностью жизни. Переживание смерти имеет место при жизни. Часто его путают с самой смертью.
Таким образом, переживание смерти – это последняя завершающая ценность переживания жизни, к которой ведут все ценности жизни, динаменизируясь-соединяясь-равиваясь до последней ценности жизни. Поэтому, если говорить о жизнеутверждающей способности человека и выживании, то мало говорить, что жизнь человека наполнена смыслом. Человек живет не потому, что его жизнь наполнена смыслом, а потому, что жизнь наполнена ценностями переживания. Понять разумом смысл – суицидно. Если человек поднял этот вопрос для себя, то это уже проблема. Человек живет не ради чего-то (не только), не потому, что осознает смысл. Таким образом, с одной стороны, если нет смысла, то рождается феномен суицидных переживаний. С другой стороны, человек живет, не задумываясь о смысле. Понятие смысла открывается только при депрессии, а не при потере смысла жизни. И мы опять приходим к выводу, что необходимо понятие, которое вбирало бы в себя эти противоречия. В этом понятии должна быть некая скрытая составляющая. Такая, что когда смысл есть, человек бы не задумывался о том, ради чего он живет. Когда смысл появляется, он задумывается. Смысл – продукт рассудка, который начинает работать из-за страха. Эмоции первичны. Таким образом, понятие “смысл” не лечит. Если человеку объяснить в чём смысл его жизни, а не снять депрессию, он не вылечится, он не поймет слова психотерапевта. Объяснить смысл, ещё не значит его дать. Необходимы не просто слова, необходимы действия (преодоление), действующие слова, слова-действия. И мы опять приходим к тому, что необходимо введение нового понятия, нового понятийного пространства, нечто шире, чем понятие “смысл”, которое рождено ЭГО. Таким понятием, на наш взгляд является “ценность”. Ценность вбирает в себя и смысл и эмоцию.
О беспокойствах и неврозах
75.
Скачки настроения людей могут приводить к гонке, которая называется массовым психозом.
82.
Чаще всего убийства матерьми своих детей – зоопсихологический феномен, вызванный ужасами родов, ушедших в подсознание. Женщина должна глубоко понять, что если Бог взял в аренду ее живот, это еще не говорит, что она рожает свою частицу, частицу себя, с которой может поступать как угодно.
172.
Человек общается с частицей своего прошлого “Я”, когда смотрит фильмы своего детства. Почему нас притягивают киноактеры и мы с удовольствием их слушаем? Ответ прост. Мы общаемся со своим прошлым, растворенным в артисте. Поэтому данный артист кажется для нас родным, но не талантливым. Мы восторгаемся не его творчеством, а тем, что рядом с нами частица наших переживаний, которые вызывались в нас ранее игрой этого артиста. Это есть чувство ностальгии.
260
Навязчивые идеи черпаются из источника внутреннего зла.
285
Ностальгия — ощущение прошлых объектов, окружающих действительность в настоящем.
293
Беспокойство за другого человека бывает двух видов:
1. Объектное беспокойство. Это когда личность, которую вы теряете, была для вас объектом для чего-то. И вы говорите себе: “Как же я без него?” и поэтому переживаете за него, через себя.
2. Субъектное беспокойство. Для вас другая личность не является объектом, т.е. средством для выживания и счастья и др. Вы вживаетесь в него, вы нечто целое с ним. Его боль — ваша боль. Но можно ли так выжить? Примером субъектного беспокойства является система “мать–плод” (стадия беременности). Через месяц после родов открывается объектное восприятие и беспокойство как со стороны ребенка, так и со стороны матери.
303
Восприятие психически больного человека окружающими проходит в несколько этапов:
1. Сначала он воспринимается как здоровый в плохом и страшном мире и вызывает жалость.
2. Потом его воспринимают как больного в нормальном мире и это также вызывает жалость.
3. Через некоторое время окружающие утомляются от взаимодействия с больным и начинают вести себя как и больной. Это рождает жалость к себе и безразличие к психически больному и, как следствие, желание изолироваться от него. Лишь полное понимание того, что перед вами психически больной человек, позволяет некоторым окружающим не обращать внимание на него и не заражаться его патологическим “изучением”.
306
Он стеснялся находиться в одной комнате с людьми. Он стеснялся находиться в комнате вместе с одним человеком. Более того, оставаясь один и видя в зеркале свое отражение, — стеснялся себя в зеркале. В конце концов, дело дошло до того, что он начал стесняться своего присутствия в себе.
308
Душевная и материальная сытость и удовлетворенность во всем, для некоторых личностей является источником внутреннего зла и депрессии.
324
В конце концов хорошее душевное настроение — это видение в качестве объекта восприятия не себя, а окружающей действительности.
325
Когда хорошие воспоминания о прошлом возникают без образов, в виде чистых чувств, которые трудно передать словами и все это смешивается с какой-то чистотой и духовностью, то рождается чувство, которое называется ностальгией.
329
Необходимым условием хорошего настроения является видение в качестве объекта восприятия не себя, а окружающей действительности. В конце концов хорошее настроение и есть такое видение.
430
Параноики всегда бродили по земле. Иисус и Мухамед среди них не исключенье.Но почему-то именно их ученья поддержаны людьми?
446
Есть категория людей, которые ничего не хотят. Стоит им чего-то захотеть, как они сразу представляют это себе настолько явственно, что даже чувствуют и получают то, что должны были получить в действительности. Они проигрывают это в мыслях настолько ярко, что больше уже не хотят. Поэтому ничего не хотят. Энергия вся уходит на предвосхищение.
447
Самые страшные болезни души, и человечества, идут от нехотения. Когда личность ничего не хочет, кроме одного — наркотиков — это болезнь планеты. Поле нехотельщиков растет. Надо, чтобы люди многого хотели — в этом надежда на выздоровление. Нехотение — великое зло на планете.
468
Если благодаря душевному беспокойству вы отражаете мир неадекватно, то на это беспокойство следует обратить внимание.
498
Что лучше: сойти с ума вдруг или постепенно?
509
Неестественность, которую человек может видеть у себя, может быть связана:
1. С самообманом.
2. С обманом.
Неестественность личности, вызванную самообманом (нежели чем обманом) других, определить легче. Любая депрессия — итог самообмана.
Депрессия личности — итог ее самообмана. Поэтому признаки самообмана определить легче, чем признаки обмана других.
552
Место встречи нас с окружающим миром находится в нас, а не в окружающем мире. Значит, окружающий мир приходит к нам в гости, в нас, а не мы к нему? Место встречи изменить нельзя. Изменишь — будешь болеть психическим заболеванием, хотя в действительности будешь находиться в сущности окружающего мира. Таким образом, некоторые психические больные являются субъектами, место встречи которых с окружающим миром находится вне их, они слиты с природой. Они не имеют приборного восприятия, как большинство нормальных людей планеты.
Место встречи с окружающим миром находится в нас. А где именно, зависит от наших способностей. С научно-психологической точки зрения это место до сих пор не установлено.
570
Как связать психологический принцип неопределенности с физическим принципом неопределенности Гейзенберга.
************
593
Безумия, которые совершает человек: убийства, изнасилования и т.д. — связаны с энергиями мортидо и либидо, неудовлетворение которых приводит к страхам. И наоборот, страхи приводят к выходу либидо и мортидо.
596
Психоэнергетика беспокойств порой бывает более экономичной, чем психоэнергетика нудной и неинтересной деятельности.
626
Когда самоудовлетворение личности в каких-либо чувствах достигает предела, начинается выход этого удовлетворения наружу и личность пытается этими же чувствами удовлетворить других. Но это происходит хитро. Личность, чувствуя как другие удовлетворяются, пытается этим удовлетворить себя. Таким образом, личность возвращается к удовлетворению себя через других. Такова работа ЭГО. Вырваться из этой психической ловушки могут не все. А тех, кто вырывается, часто называют психическими больными. В действительности же у них хорошо работает сверх-Я.
637
Некоторые личности испытывают страх высказать истинное желание и говорят нечто далекое от истины. Отсюда неврозы.
686.
Страсть – фундамент всех неврозов. Вокруг нее разворачиваются и бьются различные чувства: фрустрации, пустоты, страха и другие.
743.
Все неврозы делятся на два класса:
1. Неврозы, вызванные неспособностью защищаться удовольствием от замаскированного страха смерти.
2. Неврозы, вызванные неудовлетворенным удовольствием из-за влияния замаскированного страха смерти.
759.
Беспокойство пустотой может быть следствием дефицита стресса.
853.
Некоторые люди существуют вне конфликта, ценой внутреннего опустошения (депрессии).
876
Причины многих неврозов в психологической неожиданности.
960
Переход от категории единичного до категории всеобщего, вызванный долгим пребыванием в толпе, вызывает чувство беспокойства и усугубляет уже имеющуюся манию величия.
963
Для некоторых, чтобы перестать беспокоиться, достаточно перестать беспокоиться из-за того, что беспокоишься.
976
Нехотение бывает:
1) от полного удовлетворения;
2) нехотение суицидное;
3) нехотение Хайдеггера как отсутствие мысли.
1109
По-настоящему самоубийственной депрессией можно страдать от пустоты, вызванной полнейшим жизненным удовлетворением, приводящему к нежеланию всех и вся…
1185
Есть психбольные, которые не просто оскорбляют, а мудро нажимают на деструктивные начала личности и перевоспитывают.
1188
Среди теоретиков фашизма было 17 лауреатов Нобелевской премии. Фрейд и Фромм правы. Сущность человека в его деструктивности. А может Нобель - изобретатель динамита есть дьявол, и эти 17 лауреатов его последователи? Лауреаты разные. Есть позитивные и негативные. Но смешение позитивных и негативных лауреатов – грех, который сотворила комиссия по выдаче Нобелевских премий.
1261
Общение с психически больными людьми как с приятелями контрастно, так как можешь из блаженства от общего угодить в сущий ад и быть оплеванным.
1294
Автомобиль – опредмеченная форма беспокойства человечества. Невроз воплощен в движущемся металле.
1357
Все в этом мире (одушевленное и неодушевленное), вбирающее в себя, - женского рода (Земля, планета, природа и т.д.). Женщина вбирает в себя мужчину, накрывает его. Из нее выходит человек. В нее входит, внедряется мужчина. Она – природа. Природа женского рода.
1359
Сначала человек устает от себя и лишь затем от других (принцип Рубинштейна “внутреннее через внешнее”).
1422
Планетарная депрессия – следствие ухода людей от мира в мир виртуальных реальностей (нарко, ТВ, компьютер). Человек все меньше и меньше взаимодействует непосредственно с миром. Меньше занимается деятельностью и деградирует через пустоту и депрессию.
1442
Шизофрения – следствие объективационного, внеустановочного восприятия.
1446
Некоторые личности ставят себя низко аналогично ведру, в который окружающие кидают свой мусор. Отсюда неврозы. Необходимо, чтобы они были в образе вазы, которая стоит высоко на серванте и в которую не хочется кидать, да и неудобно кидать, потому, что высоко.
1511
Существует разновидность хронического стресса (невроза), обусловленная его дефицитом. Иными словами, личность порой может быть настолько беспокойной в силу изоляции от внешнего стресса, что на нее начинает давить мир внутренний – в форме беспокойств и неврозов..
1524
Долголетие всегда рассматривается как следствие здоровья. Именно поэтому наука о долголетии мало что дала. Долголетие необходимо рассматривать как особую форму болезни души (или тела).
1535
Беспричинные беспокойства и неврозы, являясь следствием страха жизни, в конце концов, являются страхом смерти.
1548
Есть пациенты, регрессирующие в “будущее”.
1567
У всех у нас есть элементы безумия (например, предоргазмическая фаза).
1590
Неврозы некоторых начинаются с тенденции состояния сновидений к состоянию мысли.
1601
Нервная система некоторых настолько непредсказуемо лабильна, что ее выводит в болезнь не только внешнее возмущение, но и долгий внутренний покой.
1644
Быть психически здоровым – быть деятельным.
1652
Причины неврозов некоторых мужчин носят латентный характер. Наибольшим образом это проявляется при противостоянии традиционной операциональной установки мужчин на женщин и нетрадиционной установки мужчин на мужчин. По моей оценке около 4% пациентов- мужчин страдают от неврозов именно по этой причине. Если неврозы носят опасный для жизни характер, приходится сообщать о причине. Не все ее принимают. Но кто принимает и действует, выздоравливают быстро. Задача психотерапевта выявить пидероидность личности.
1667
Идея всепроникающего Бога, пожалуй, единственная позитивная бредовая концепция шизофрении. Позитивность ее определяется тем, насколько она помогает самостоятельно выжить больному в физическом и духовном плане.
1675
Бред преследования – обратная сторона зеркала бреда величия.
1676
В хорошем настроении всегда есть элемент превосходства над окружающим миром.
1687
Любое психическое или невротическое заболевание – есть деятельность внутренняя, замещающая дефицит деятельности внешней.
1832
Беспричинные душевные беспокойства в большинстве случаев являются следствием адаптации личности к жизни. Лишь страх смерти может нанести терапевтическое возмущение на такую личность.
1911
В процессе эволюции мозг оказался самым нечувствительным органом. Где сокрыта экзистенциональная пустота, феномен беспокойства и т.д.? По-видимому, это сложная интегрирующая вегетативной нервной системы, распределенной по всему телу. Интегрируясь в мозгу, эти процессы вегетативной нервной системы образуют беспокойство. Материальным носителем этих чувств является тело. В мозгу возникают лишь некие образы и иные состояния.
Принято считать, что дофамин – химическое вещество, вызывающее беспокойство в теле. Причина алкоголизма состоит в дофамине, который вызывает определенные реакции в мозге, от которых стремится избавиться наркозависимая личность. Где причина беспокойства? В теле или в мозге?
1971
Гастроневроз – следствие инверсии отношения к еде и напиткам, заключающийся в том, что еду мы едим, а надо ее пить, а воду мы пьем, а надо ее есть. Недостаток слюнной массы при потреблении - в этом причина беспокойства желудка.
2222
Когда настроение все больше и больше начинает зависеть от наличия солнца на небосводе, и гаснет внутреннее солнце личности, то начинаются депрессии и неврозы. Надо научиться быть независимым от внешнего солнца, развивая в себе солнце внутреннее.
2225
Для того, чтобы неврозник вылечился, необходимо, чтобы он видел сны в форме постмодернизма.
2330
Феномен человека— это феномен его неврозов, обусловленных дефицитом сущности. При приближении к сущности феномен человека тает. Находиться в сущности - находится близко к небытию. Неврозы — атрибуты живого человека. Отсутствие неврозов — это деградация. Мудрость, приводящая к отсутствию неврозов — деградация (уменьшение феномена человека и появление святого или животного).
2405
Все неврозы, в конце концов, от потери индивидуальности.
2420
Невроз — это всегда потеря неких смыслов.
2461
Все невротические заболевания можно, пожалуй, разделить на три группы:
1. Которые приводят к уменьшению совести.
2. Никак ее не изменяют.
3. Увеличивают объем совести в человеке.
Вообще, проблема отношения психопатологии и совести — отдельная малоизученная область психологии.
2502
Человека резко испугали, и у него возник невроз. Согласно деятельностному подходу он шел к неврозу долго в процессе деятельности. Не абсурд ли?
2531
Ноогенный невроз возникает от отсутствия стресса.
2609
Дефицит стресса (барьеров) вызывает беспокойство как некий стресс II рода и чувство одиночества. Чувство единства возникает там, где в нем есть необходимость (когда есть барьер, есть борьба). При полном благополучии и сытости в чувстве единства личность не нуждается. Единство – это высшая духовность. Таким образом, духовность может возникать только после борьбы, преодоления, испытаний.
Мы спрашиваем, почему общество в настоящее время бездуховно. Нет барьера, нет испытаний. Вот Чечня нас немного объединила.
Таким образом, духовность всегда следствие испытаний и преодолений..
О счастье
72.
Быть счастливым – значит находиться в иллюзии полного отсутствия Ничто, как ужаса, вызванного скрытой думой о смерти. К сожалению, в нас всегда присутствует миллиардная доля Ничто, которая в конце концов делает нас несчастными и грешными.
309
Несчастные люди те, кто живут в постоянном беспокойстве на пути к счастью, мысленно находясь в будущем, не замечая настоящего счастья, которое есть теперь и здесь.
349
Критерием того, является ли данная философия адекватной или нет, правильной или нет и т.д., должно быть то, насколько она создает в духовном мире человека равновесие и умиротворение. Истина должна проверяться на этот фактор (т.е. этим свойством). По Гегелю: «Исходным пунктом его философии религии является идея о том, что неличное начало мира познает самое себя. Религиозные представления лишь неадекватная идея самопознания “абсолютного духа”. Адекватной формой этого осознания может быть лишь философия. Гегель разрабатывал тезис о том, что познание является самосознанием абсолютного начала самой реальности. В характере реальности, которая в своей основе должна быть “духовной”, чтобы мочь себя осознать, внутренне содержится и ее родство с нашим познанием».






