Выводы по второй главе

При выработке современных стратегий борьбы с коррупционными преступлениями необходимо делать акцент на усиление институтов государственной власти, на повышение правосознания рядовых граждан, на активизацию деятельности общественных организаций. Необходимо провести реорганизацию правоохранительных органов, которая бы позволила улучшить эффективность их работы. Следует обратить особое внимание на создание системы социального правового контроля, предполагающего организацию жизни и деятельности как конкретных чиновников, так и государственных структур на основе демократических законов.

Следующим шагом должно быть проведение широкой научной дискуссии с целью выработки юридически корректного понятия и закрепления его в нормативной правовой базе с соответствующей квалификацией в числе преступлений против государства (антигосударственной деятельности, преступления против государства, измены Родине).

Дальнейшие шаги должны быть связаны с всесторонним осмыслением данного феномена и выстраиванием содержательной деятельности по профилактике (предупреждению), раскрытию и расследованию преступлений данного вида. Одновременно должны проводиться разработки организационно-управленческого типа, определяющие функции, полномочия, рамки компетенции и ответственности, силы и средства различных государственных ведомств в борьбе с коррупцией данного типа, поскольку понятно, что она не может быть сведена лишь к деятельности органов внутренних дел и даже всей правоохранительной системы. Естественно, что данная работа должна быть поставлена на плановую основу и подчинена программно-целевому принципу организации и управления, обеспечена соответствующими уровню угроз научно-аналитическими средствами и т.д. Целевой функцией должно стать обеспечение тактической и стратегической национальной безопасности. Поскольку, например, совершенно очевидно, что даже профилактические мероприятия в данном случае отличаются по своему характеру и масштабам.

Другой важный момент - экспертиза хозяйственных решений и проектов, а именно экспертиза предпринимательских решений с точки зрения национально-государственных интересов, эффективности деятельности. Национально-государственные интересы должны быть введены в законодательство как юридическая норма. Тогда будет не просто «антикоррупционная экспертиза», но экспертиза на предмет отсутствия противоречий национально-государственным интересам.

Таким образом, из такой постановки вытекает необходимость разработки целостного комплекса специальных государственных мер по защите национальных интересов России как государства, народа, культуры.

Учитывая высокую приспособляемость коррупционных процессов к меняющимся условиям социальной действительности, необходимо дальнейшее изучение скрытых, «закамуфлированных» коррупционных технологий, которые в дальнейшем должны получать соответствующую уголовную или административную оценку.

Подводя итог исследованию зарубежного опыта реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы, можно сказать, что коррупция в той или иной форме существует в системе государственной службы любого, даже индустриально развитого государства. В этой связи будет вполне целесообразно обобщить зарубежный опыт реализации административно-правовых средств, а также сконцентрировать основные усилия на создании и развитии тех административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции, реализация которых может внести существенный вклад в дело предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы РФ.

 

 



Заключение

Коррупция - сложное, массовое, исторически изменчивое социально-правовое явление, возникшее на заре государственной жизни. Коррупция - бич нашего общества, и борьбу с ней Президент РФ Д. Медведев назвал принципиальной задачей. С этой целью принят Федеральный закон от 04.05.2011 N 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». Между тем многие положения данного Закона столь спорны и несовершенны, что он вряд ли сможет оправдать возложенные на него надежды.

Ретроспективный анализ российского законодательства, нацеленного на борьбу с коррупцией, и практика его применения позволяют заключить, что такая борьба далеко не всегда была последовательной и эффективной. Традиционная коррупция менялась, приспосабливалась к изменениям запретительного законодательства и практике его применения, становилась более изощренной вплоть до того, что стала активно вторгаться в сферу законодательства.

Коррупционные преступления являются частью коррупции, как социального явления, однако коррупционная преступность - категория не только криминологическая, но и, прежде всего, уголовно-правовая.

В настоящее время в российском законодательстве, в том числе и уголовном, нет четкого определения коррупции. В Особенной части действующего УК РФ отсутствует специальная глава, посвященная коррупционным преступлениям, и в Общей части УК РФ не приводится перечня коррупционных преступлений, что на практике ведет к большому разбросу мнений о том, какие преступления следует относить к разряду коррупционных.

Можно утверждать, что уровень доверия населения к власти обратно пропорционален уровню коррупции - чем выше коррупция, тем ниже уровень доверия. Доверие к власти во многом зависит от реального уровня коррупции в стране и антикоррупционной политики государства. В настоящее время в общественном сознании россиян сложились устойчивые представления о высокой коррумпированности чиновников и представителей бизнеса. Международные оценки уровня коррупции по различным странам свидетельствуют о точной оценке гражданами РФ реального состояния дел. В 1999 году индекс восприятия коррупции, показывающий склонность чиновников разных стран брать взятки, в Российской Федерации составлял 2,4, а в 2003 году 2,2 балла (положение ухудшилось на 0,2 по сравнению с 1999 годом), что говорит о высоком уровне коррупции в нашей стране.

Основная масса составов коррупционных преступлений в Российской Федерации имеет тенденцию роста. Наиболее выражена тенденция роста по та-ким составам коррупционных преступлений, как незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ), получение взятки (ст.290 УК РФ), дача взятки (ст.291 УК РФ), коммерческий подкуп (ст.204 УК РФ), фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 142 УК РФ), воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ).

Однако большинство коррупционных преступлений являются латентными. Вред, причиняемый коррупционным поведением обществу, складывается, во-первых, из неуплаченных с коррупционных сделок налоговых поступлений. Ни взаткополучатель, ни взяткодатель не заинтересованы, да и не могут уплачивать налоги с коррупционных сделок. Во-вторых, из прямых убытков большого общества от ряда коррупционных сделок, которые обеспечивают вредную для общества деятельность покупателя коррупционных услуг. Например, он получает законную возможность на уничтожение культурно-исторического памятника и уничтожает его, право на загрязнение окружающей среды, «лицензию на убийство», когда сотрудник ГИБДД отпускает за вознаграждение пьяного водителя и тот сбивает пешехода, или следователь отпускает за вознаграждение опасного преступника под подписку о невыезде, и тот совершает тяжкое преступление и т.д.

Коррупционное поведение стимулирует организованную и неорганизованную преступность, включая саму коррупцию, препятствует нормальной деятельности различных коммерческих структур, обкладывает «данью» значительную часть населения.

Число факторов, способствующих укреплению и развитию коррупции в Российской Федерации, в настоящее время достаточно велико. Сюда относятся

¾ высокая социальная дифференциация населения по уровню доходов, безнаказанность;

¾ развитая теневая экономика, организованная преступность и формирование так называемых коррупционных сетей;

¾ плохо организованная миграционная работа;

¾ коррупционные традиции, плохой подбор, расстановка и воспитание чиновников, плохой государственный и общественный контроль за их повседневной деятельностью, а также несовершенство российского законодательства, наличие в нем большого количества пробелов и коллизий.

Цель борьбы с коррупционной преступностью в Российской Федерации состоит не в том, чтобы искоренить её, а в том, чтобы добиться минимально возможного уровня коррупционной преступности.

Антикоррупционная политика, включая уголовную, должна выстраиваться на базе междисциплинарного и целостного подхода к коррупции как сложному социально-правовому явлению, должна учитывать множество причин и условий, способствующих коррупционным деяниям; должна быть нацелена, на блокирование факторов, способствующих коррупционному поведению и сдерживать коррупционные проявления на ранних стадиях развития.

В противодействии коррупции все возрастающую роль должно играть гражданское общество и его институты. Противодействие коррупции должно строится с учетом совершенствования деятельности различных государственных учреждений, повышением качества подбора, подготовки, расстановки и воспитания государственных чиновников, их своевременной ротации, осуществлении за ними как государственного, так и общественного перекрестного контроля. Важно максимальное сокращение объема управленческих решений, зависящих от усмотрения государственного служащего, ограничение его компетенции формализованными и четко регулируемыми «регистрационными» функциями; иначе говоря - ограничение власти и произвола бюрократии; резкое сокращение прав государственных служащих по «регулированию» экономики, образования, науки.

В соответствии с Конвенцией Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию необходимо в УК РФ включить норму об ответственности за «злоупотребление влиянием» и за преступления, касающиеся операций со счетами.

В соответствии с Конвенцией ООН против коррупции целесообразно в УК РФ ввести норму об ответственности за незаконное обогащение.

Кроме того, действенным средством борьбы с коррупцией могло бы послужить восстановление в полном объеме конфискации имущества как вида наказания за коррупционные преступления с введением её в санкции соответствующих статей Особенной части УК РФ.

Среди конкретных превентивных мер предлагается отразить такие широко обсуждаемые в обществе и активно применяемые в практике зарубежных стран меры, как:

¾ расширение сферы коллегиального принятия решений;

¾ обеспечение открытости процедур размещения госзаказов;

¾ сокращение перечня государственных и муниципальных услуг, оказываемых на платной основе бюджетными организациями (особенно в сфере здравоохранения);

¾ передача части оказываемых государственными или муниципальными органами (организациями) платных услуг в специальные многофункциональные центры (например, услуг по оформлению прав на недвижимое имущество (включая землю), регистрации юридических лиц, выдаче лицензий, разрешений, заключений государственных экспертиз, оформлению пособий и т.д.) с одновременным стимулированием разумной конкуренции среди таких центров с целью повышения качества оказываемых населению услуг;

¾ обеспечение прозрачности деятельности и доступности всех ветвей власти и должностных лиц, утверждение антикоррупционных программ в каждом федеральном, региональном и муниципальном органе власти;

¾ реализация принципа «общественного протокола», т.е. возможности направления любым лицом запроса в государственные и муниципальные органы по вопросам борьбы с коррупцией с установлением обязательности рассмотрения такого запроса и информирования заявителя о результатах;

¾ расширение сферы применения системы «одного окна», а также формирование «электронной администрации», т.е. поэтапного обеспечения гражданам возможности получения электронного доступа к информации и услугам местных органов власти и других госучреждений, активное внедрение автоматизированных систем контроля рассмотрения документов и принятия решений с целью упрощения бюрократических процедур и максимального сокращения числа и продолжительности личных контактов граждан с чиновниками;

В настоящее время необходимо вести речь не только о коррупции как политико-экономико-правовом феномене и о методах борьбы с ней, о полномочиях, ответственности и взаимодействии различных органов власти (включая правоохранительные), но также о причинах несоответствия «слова и дела», о причинах отсутствия (или атрофированности) «политической воли», о причинах такого масштаба коррупции, которая пронизывает все уровни государственной федеральной и региональной, местной, а теперь и муниципальной власти. И не только власти, но и многих сфер общественной жизни, таких, как образование, здравоохранение, некоторые другие.

Действительно, различные виды мздоимства (казнокрадство, взяточничество, коррупция) стали столь присущи современной российской жизни, так пронизали общество сверху донизу, что появляются даже «научные суждения» о том, что коррупция - это «естественный» (и потому «нормальный») элемент экономической жизни, что без коррупции экономическая и политическая системы страны не могут существовать и просто рухнут (и некоррумпированные (новые) кадры попросту неоткуда взять, да и приходящие новые кадры вынуждены «встраиваться» в систему коррупции, если хотят работать, и т.д.).

Элементы коррумпированного поведения сотрудников ОВД являются одним из решающих факторов неудовлетворительной оценки населением их работы. Более того, значительная часть самих сотрудников милиции, оценивая причины негативного отношения к своей работе со стороны населения, усматривает в этом, в первую очередь, наличие коррупции в своей среде. Примечательно, что эти показатели устойчивы и существенно не меняются на протяжении последнего десятилетия, что представляет благоприятную почву для снижения этого уровня с помощью проведения активных профилактических мер.

Органы внутренних дел выполняют большой объем работы по специально-криминологической профилактике. Их особая роль в этом деле определяется разнообразием и широтой компетенции, обширным спектром полномочий по осуществлению оперативно-розыскной, административно-юрисдикционной, уголовно-процессуальной и иных видов деятельности по борьбе с правонарушениями и основной массой преступлений; наличием в структуре разных служб и подразделений, включая такие, которые специализируются на криминологической профилактике, и некоторыми другими факторами

Однако и сами правоохранительные органы нуждаются в тщательном государственном и общественном контроле на предмет профилактики коррупционных преступлений.

На первоначальном этапе следует повысить эффективность системы отбора кандидатов на службу в правоохранительные органы.

В настоящее время руководством МВД РФ предусмотрены системные меры профилактики и противодействия коррупции, охватывающие все этапы службы сотрудника - от поступления в органы внутренних дел до увольнения в отставку. В должностные обязанности всех руководителей вменены требования по проведению с каждым сотрудником индивидуально-воспитательной работы. Грамотное, творческое сочетание воспитательных мер с усилением контроля за поведением милиционеров на службе и в быту, своевременное решение всех вопросов их социальной защищенности, безусловно, приводят к большей эффективности, чем лишь жесткие карательные меры.

Далее при выработке современных стратегий борьбы с коррупционными преступлениями необходимо делать акцент на усиление институтов государственной власти, на повышение правосознания рядовых граждан, на активизацию деятельности общественных организаций. Необходимо провести реорганизацию правоохранительных органов, которая бы позволила улучшить эффективность их работы. Следует обратить особое внимание на создание системы социального правового контроля, предполагающего организацию жизни и деятельности как конкретных чиновников, так и государственных структур на основе демократических законов. Учитывая высокую приспособляемость коррупционных процессов к меняющимся условиям социальной действительности, необходимо дальнейшее изучение скрытых, «закамуфлированных» коррупционных технологий, которые в дальнейшем должны получать соответствующую уголовную или административную оценку.

В основу мероприятий противодействия коррупции в ОВД важно заложить элементы служебного, материального, морального, общественного воздействия, способные существенным образом изменить в положительную сторону прежде всего мотивацию поведения сотрудников. Необходимо мотивированное стремление начальников подразделений противодействовать всем проявлениям коррупции, где бы они ни имели место, и согласие самим стать объектом проверок. Предлагается разработать системы финансового контроля имущественного положения сотрудников и их семей на всех уровнях управления, что следует рассматривать в качестве необходимого и добровольного "колпака". На практике должны использоваться самые разнообразные формы контроля: личный контроль руководителя, вышестоящих органов, инспектирование, целевая проверка, рассмотрение текущей и разовой информации, изучение дел и материалов, проверка жалоб граждан и др. Контроль должен основываться на принципах оперативности, полноты, постоянства, объективности, гласности, действенности и направляться прежде всего на предупреждение нарушений.

В завершение необходимо отметить, что опыт индустриально развитых зарубежных государств в деле реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы заслуживает самого внимательного изучения и частично может быть использован в законодательстве о государственной службе РФ.

Коррупцию можно победить, точнее, поставить ее в более или менее приличные рамки, только если существуют политическая конкуренция, свободная пресса и независимые суды.

Для этого необходима политическая оппозиция и выбор, пресса, которая выносит на суд общественности преступления коррупции, и суды, которые эти преступления карают.

Опыт показывает, что ни репрессии, ни воля вождя не помогают, – тоталитарные режимы (пример Мубарак в Египте, Каддафи в Ливии) – самые коррумпированные. Что и доказывает наше соседство в индексе восприятия коррупции.



Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.12.2011) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.07.2011) (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.08.2011) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

4. Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 250 "Вопросы организации полиции" // Собрание законодательства РФ, 07.03.2011, N 10, ст. 1336.

5. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Собрание законодательства РФ. 2009. N 20. Ст. 2444. Пункты 37, 38.

6. Фалалеев М. Чистка мундиров // Российская газета. 2008. 14 октября. N 214. С. 6.

7. Федеральный закон от 04.05.2011 N 97-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" // Собрание законодательства РФ", 09.05.2011, N 19, ст. 2714.

8. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О полиции" // Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 900.

9. Федеральный закон от 08.03.2006 N 40-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции" // Собрание законодательства РФ, 20.03.2006, N 12, ст. 1231.

10. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О противодействии коррупции" // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.

11. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.

12. Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию // Российская газета. (Федеральный выпуск). 2010. № 5350 (271).1 декабря.

13. Приказ МВД РФ от 30.09.2010 N 700 "Об утверждении Порядка оформления личного поручительства в органах внутренних дел Российской Федерации и Категорий должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительство" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.11.2010 N 18999) // Российская газета, N 271, 01.12.2010.

14. Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы (утв. Президентом РФ от 31.07.2008 N Пр-1568) (ред. от 14.01.2011) // Российская газета, N 164, 05.08.2008.

15. Административно-правовые проблемы предупреждения коррупционной и организованной преступности: Круглый стол // Государство и право. 2002. N 1.

16. Алексеев А. Презумпции против коррупции // Законность, 2008, N 4.

17. Андрианов В. Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления: история и современность. М., 2009.

18. Антикоррупционная политика. М., ИНДЕМ, 2004.

19. Арямов А.А. Тест на коррупциогенность // Безопасность бизнеса. 2009. N 3.

20. Астанин В.В. Изучение организованной коррупции и реагирования на нее: Учебное пособие. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2006.

21. Ахметшин Х.М., Ахметшин Н.Х., Петухов А.А. Современное уголовное законодательство КНР. М., 2010.

22. Бакатин Д.В., Ковалева Т.К. Закон США о коррупционной деятельности за рубежом. Некоторые вопросы применения и толкования. М., 2001.

23. Бекен Т.В. Европейский взгляд на российский Проект Федерального закона «Об основах антикоррупционной политики». Заключение для Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Европейская комиссия TAC1S (проект EES5 RF33) «Поддержка развития антикоррупционной политики»//Государство и право, 2002, №6.

24. Бинецкий А.Э. Коррупция. М., 2005.

25. Борзенков Г.Н. Уголовно-правовые меры борьбы с коррупцией // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1993. N 1.

26. Борков В. Проблемы криминализации коррупционного обогащения в России // Уголовное право. 2007. N 2.

27. Бочарников И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции // Аналитический вестник Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2007. N 6(351).

28. Вандышев В.В. Жертвы тяжкого преступного насилия: социально-правовые аспекты использования виктимологических данных в правоохранительной сфере. СПб., 2007

29. Волженкин Б.В. Коррупция как социальное явление // Чистые руки. 1999. N 1.

30. Волженкин Б.В. Коррупция. СПб., 1998.

31. Волков В.В. Силовое предпринимательство. Экономико-социологический анализ. М., 2005.

32. Газимзянов P.P. Коррупционная преступность в Республике Татарстан на рубеже веков (Криминологическое исследование). Дисс.канд. юрид. наук:. - Н.Новород: Академия МВД РФ, 2005.

33. Гаухман Л.Д. Коррупция и коррупционные преступления // Законность. 2000. N 6. С. 2.

34. Гилинский ЯМ. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004.

35. Головко С.А. Противодействие коррупционной преступности в России: ретроспектива, современность и перспективы -Тюмень: РГБ, 2007.

36. Гончаров А. Борьба с коррупцией по-британски // ЭЖ-Юрист. 2011. N 15.

37. Гончаров В.В. Проблемы и перспективы использования в Российской Федерации положительного опыта формирования и функционирования системы исполнительной власти за рубежом // Международное публичное и частное право. 2010. N 3.

38. Горошко И.В. Математическое моделирование в управлении органами внутренних дел. -М.: Академия управления МВД России, 2000.

39. Государственная служба и государственные служащие Франции (второе издание). М., 1994.

40. Гражданское процессуальное право: Учебник / Под ред. М.С. Шакарян. М., 2004.

41. Гриненко А.В. Международный и зарубежный опыт борьбы с коррупцией // Коррупция и борьба с ней. М., 2000.

42. Данные официальной статистики ГИЦ МВД РФ // http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports/

43. Джанашия Д. Некоторые геополитические и законодательные проблемы в сфере борьбы с международным наркобизнесом // Организованная преступность, терроризм и коррупция: Криминологический ежеквартальный альманах. - М.: Юриста, 2003. - Вып.4.

44. Диагностика Российской коррупции: социологический анализ, -М., ИНДЕМ, 2011.

45. Доверие россиян к правоохранительным органам выросло, показал опрос // http://ria.ru/society/20110407/362002902.html

46. Долгова А.И. Коррупция и борьба с ней. М.: Российская криминологическая ассоциация. 2000.

47. Основы борьбы с коррупцией (системы общегосударственной этики поведения) / Науч. ред. С.В. Максимов и др. М.: Спарк, 2000.

48. Егорова Н.А. Уголовно-правовые формы борьбы с коррупцией в новых экономических условиях. Дисс.канд. юрид, наук. - Саратов: Саратовская государственная академия права, 1996.

49. Звирбуль В.К. Прокурорский надзор в борьбе с преступностью. М., 1971.

50. Иванов А.М. Корруптология - правовая наука и учебная дисциплина: путь совершенствования уголовной политики и законодательства о воздействии на организованную преступность и коррупцию. Владивосток, 2002.

51. Исследование научно-исследовательского центра по изучению проблем борьбы с преступностью под руководством д.ю.н., профессора Ларичева В.Д., к.ю.н. Целинского Б.П., к.ю.н. Ситковского А.Л. –М., ВНИИ МВД России, 2011.

52. Кабанов ЇЇ.А. Коррупция и взяточничество в России: исторические, криминологические и толовно-правовые аспекты. -Нижнекамск: ИПЦ «Гузель», 1995.

53. Как управляется Китай: Эволюция властных структур Китая в 80 - 90-е гг. XX века. М., 2001.

54. Каменская Е.В., Рождествина А.А. Независимая антикоррупционная экспертиза: научно-практическое пособие –М., Деловая Россия, 2010. С. 4.

55. Карпович О.Г. Актуальные вопросы борьбы с коррупцией в России // Российская юстиция. 2010. N 4.

56. Катаев И.М. Дореформенная бюрократия. По запискам, мемуарам и литературе. СПб.: Энергия, 2004.

57. Катаев Н.А., Сердюк Л.В. Коррупция (уголовно-правовой и криминологический аспект): Учебное пособие. Уфа: ВЭГУ; УВШ МВД РФ, 1995.

58. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Утвержден приказом МВД России № 1138 от 24 декабря 2008 г.

59. Колодкин Л.М. Франция объявляет войну коррупции // Состояние законности, борьбы с преступностью и коррупцией. М., 1993.

60. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (постатейный) / И.С. Алихаджиева, Д.С. Велиева, Г.Н. Комкова и др.; под ред. С.Ю. Наумова, С.Е. Чаннова. М.: Юстицинформ, 2009.

61. Коновалов И.Н., Петров М.П. Социологические методы исследования коррупции//Правовая политика и правовая жизнь, 2004, №4.

62. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. М., 2003.

63. Корякин В.М. Коррупция в Вооруженных Силах: теория и практика противодействия: Монография. М.: За права военнослужащих, 2009.

64. Костенников М.В., Куракин А.В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы: Учебное пособие. М.: Щит-М, 2004.

65. Костяев С.С. Законодательное регулирование лоббистской деятельности в США // США и Канада: экономика, политика, культура. 2005. N 5.

66. Криминалистика / Под ред. Т.А. Седовой, А.А. Эксархопуло. СПб., 2001.

67. Криминология: Учебн. для вузов / Под ред. проф. В.Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2006.

68. Криминология: Учебник для вузов / А.Ф. Агапов, Л.В. Баринова, В.Г. Гриб и др.; под ред. В.Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2006.

69. Криминология: Учебник для вузов/Под общ. Ред. д.ю.н., проф. А.И.Долговой. - 3-е изд., перераб. и дои. - М.: Норма, 2005.

70. Кузнецова Н. Мнение ученых о реформе УК (или qui prodest?) // Уголовное право. 2004. N 1.

71. Куракин А.В. Государственная служба и коррупция. М., 2009.

72. Ламберт-Могилянски А. Заключение на концепцию Проекта закона «Основы антикоррупционной политики»; взгляд экономиста //Государство и право, 2002, №6.

73. Латентная преступность в Российской Федерации: 2001-2006: науч. издание / Под ред. С.М. Иншакова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007.

74. Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика: Учебное пособие для вузов/Под ред. д.п.н., д.ю.н., проф. В..Я. Кикотя; д.э.н., проф. Г.М.Казиахмедова. -М.: Норма, 2006.

75. Лукашук И.И. Международно-правовые формы борьбы с коррупцией // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. М., 2001.

76. Лунеев В.В, Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. -М.: Издательство НОРМА, 1997.

77. Лунеев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы: Сб-к материалов Международной научно-практической конференции (г. Москва, 9 - 10 сентября 1999 г.) / Под ред. В.В. Лунеева.-М., 2000.

78. Макаров А.А., Чупров В.М. Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в полиции зарубежных стран // Административное и муниципальное право. 2010. N 3.

79. Максимов С.В, Коррупция Б РОССИИ, - Уфа: Уфимский филиал Академии налоговой полиции ФСНП РФ, 2000.

80. Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. М.: ЮрИнфоР, 2000.

81. Малько А.В. Цели и наиболее эффективные юридические средства современной российской антикоррупционной политики//Правовая политика и правовая жизнь, 2004, №4.

82. Малько А.В., Петров М.П. Антикоррупционная функция современного Российского государства: проблемы формирования // Право и государство: теория и практика. 2005. N 7.

83. Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: Сб. документов / Сост. В.С. Овчинский. -М.: ИНФРА-М, 2004.

84. Мелешко Н.П. Организованная преступность, коррупция и власть в Российской Федерации. Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2000. С. 5; Клепицкий И.А., Резанов В.И. Получение взятки в уголовном праве России. М., 2001.

85. Мельник Н.И. Механизм преступного коррупционного поведения // Уголовное право. 2000. N 1.

86. Мельник Н.И. Понятие коррупции // Коррупция и борьба с ней. - М., 2000.

87. Михайлов Л.В. Борьба с коррупцией в США (80-е годы) // Вопросы истории. 1994. N 5.

88. О состоянии преступности в Российской Федерации и результатах работы следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации за 2009 г. (материалы к расширенной коллегии) // Вестник следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации № 1(7) 2010

89. Оболонский А.В. Государственная служба во Франции // Государство и право. 2000. N 11.

90. Ожиганов Э.Н. Понятие и структура коррупции // Социология власти: Информационно-аналитический бюллетень. N 1; Социальные права российских граждан и их реализация. М.: Изд-во РАГС, 1999.

91. Ольков С.Г. Динамика Преступности//Тюменская область: наука и общество. - Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2005.

92. Ольков С.Г. О политических режимах, миграции и преступности//Вестник Тюменской областной Думы. Спецвыпуск: Материалы научно-практического семинара «Правовое регулирование миграционных процессов: модель взаимодействия на региональном уровне». - Тюмень: Тюменская областная Дума, 2005.

93. Организация и методика расследования взяточничества: Методическое пособие / НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генпрокуратуры РФ. М., 2001.

94. Основные статистические показатели состояния судимости в России за 2010 год // Преступность и правонарушения, ГИАЦ МВД России, 2011.

95. Пименов Н.А. Проблемы коррупции в России // Российская юстиция. 2011. N 5.

96. Примаков Е.М. О борьбе с коррупцией в России // http://www.hse.ru/science/reports/prim9910.htm 

97. Проблемы укрепления законности в деятельности органов внутренних дел // Под общ. ред. В.Я. Кикотя. М., 2001.

98. Россия в откате//Ведомости. 2010. 30 декабря.

99. Россия и коррупция: кто кого: Аналитический доклад / Региональный общественный фонд "Информатика для демократии". М.: Фонд ИНДЕМ, 1998.

100. Рябушкин Б.Т., Чурилова Э.Ю. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики. -М.: Финансы и статистика, 2003.

101. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. СПб.: Наука, 1998.

102. Савинов Л.В. Коррупция как ментальность нации и этноса // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 3.

103. Саломатин А.Ю. Борьба с коррупцией в США в XIX веке и государственная модернизация // Правоведение. 2001. N 3.

104. Симония Н.А. Особенности национальной коррупции // Свободная мысль - XXI в. 2001. N 7 - 8.

105. Словарь иностранных слов. М., 1954.

106. Соколов А.Н. Юридическая практика как критерий управления обществом: Монография / Под ред. А.Н. Соколова и В.М. Бочарова. Калининград, 2008.

107. Состояние бытовой коррупции в Российской Федерации (на основании результатов социологического исследования, проведенного во втором полугодии 2010 г.) М., Общероссийский общественный фонд «Общественное мнение», 2011.

108. Средний размер взятки в России составляет почти 300 тысяч рублей // http://www.itar-tass.com/c9/190543.pdf

109. Сторчилова Н.В. Методы противодействия коррупции в ОВД // Российский следователь. 2007. № 14.

110. Сторчилова Н.В. Современное российское законодательство в сфере борьбы с коррупцией // Российский следователь. 2009. № 8.

111. Сторчилова Н.В. Особенности криминологической характеристики личности сотрудников органов внутренних дел, совершающих коррупционные преступления // Теория и практика общественного развития: Научный журнал. 2009. № 3-4.

112. Суворов А.М. Некоторые вопросы деятельности правоохранительных органов по предупреждению взяточничества // Адвокатская практика, 2008, N 5.

113. Сухов Д.С. Личность сотрудника ГИБДД, совершившего коррупционное преступление // Российский следователь, 2009, N 10.

114. Талапина Э.В. Административное право Франции сегодня // Ежегодник сравнительного правоведения. М., 2011.

115. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. Изд. 4-е, доп. М.: Азбуковник, 1999.

116. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 21.11.2011) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.

117. Хабибуллин Т.А. Борьба с коррупцией на уровне субъекта Российской Федерации: криминологический и уголовно-правовой аспекты (По материалам Республики Башкортостан). Дисс.канд. горид. наук.- Уфа: ЮИМВД РФ, 2004. С. 13.

118. Цуциев М. Внешний финансовый контроль - необходимый атрибут государства (интервью с Н. Столяровым, ответственным секретарем Ассоциации контрольно-счетных органов России (АКСОР)) // Бюджет. 2007. N 7.

119. Червонных Е.В. Криминологическая характеристика личности преступника - медицинского работника // Общество и право, 2008, N 3.

120. Чупахин Р. Особенности субъектов взяточничества и коммерческого подкупа (криминалистический и криминологический аспекты) // Безопасность бизнеса, 2009, N 2.

121. Шайков А., Меркурьев В. Предупреждение и получение взяток // Законность. 2005. N 9.

122. Шаупенштайнер В. Растущая ветвь коррупции. Коррупция в Германии - картина сложившегося положения // Переводы материалов о практике деятельности правоохранительных органов зарубежных стран. М., 2004. С. 14.

123. Шеслер А.В. Диагностика коррупции в обществе/УФинансы, экономика, безопасность. 2005. № 7(12).

124. Шишкарев С.Н. Концептуальные и правовые основы российской антикоррупционной политики. М.: КДУ, 2010.

125. Яни П.С., Григорьев В.А., Трунцевский Ю.В., Юлин Б.А., Дорошин В.В. Коррупция в налоговой сфере. М., 2002.

 


Приложение

Таблица 1

Сведения о применении судами максимальных санкций уголовного наказания к виновным в совершении отдельных коррупционных преступлений в 2007 - 2009 гг. (в %)



статьи   

Удельный вес числа осужденных 
за квалифицированные составы преступления
от общего числа осужденных   
за данные преступления          

2007 год   2008 год   2009 год  
Ст. 201 УК РФ 4%      0      0     
Ст. 285 УК РФ 10%     6%      5%     
Ст. 290 УК РФ 1%      2%      1%     
Ст. 291 УК РФ 2%      1%      1%     

 


Таблица 2

Сравнительная информация о редко и часто назначаемых видах

уголовного наказания за совершение отдельных

коррупционных преступлений в России в 2007 - 2009 гг.

 



Годы 

Виды наказания                                

Лишение свободы Штраф Условное осуждение Исправи-тельные работы    Обяза-тельные работы   Освобождено по амнистии или по иным причинам Запрет занимать должность или заниматься определенной деятельностью

Ст. 204 «Коммерческий подкуп»                                                         

2007 год 4   87  107   -      1     5     17    
2008 год 17  103  139   -      -     1     8     
2009 год 14  40  137   -      1     -     10    

Ст. 290 «Получение взятки»                                                            

2007 год 309  125  1155  -      2     3     -     
2008 год 334  179  994   -      -     2     -     
2009 год 466  200  1166  1      1     -     2     

Ст. 291 «Дача взятки»                                                                 

2007 год 279  1165 1805  -      3     8     -     
2008 год 432  1347 1977  5      -     5     -   
2009 год 333  1284 1991  5      -     1     -     

 


[1] Симония Н.А. Особенности национальной коррупции // Свободная мысль - XXI в. 2001. N 7 - 8. С. 4.

[2] Пименов Н.А. Проблемы коррупции в России // Российская юстиция. 2011. N 5.

[3] Иванов А.М. Корруптология - правовая наука и учебная дисциплина: путь совершенствования уголовной политики и законодательства о воздействии на организованную преступность и коррупцию. Владивосток, 2002. С. 2.

[4] Хабибуллин Т.А. Борьба с коррупцией на уровне субъекта Российской Федерации: криминологический и уголовно-правовой аспекты (По материалам Республики Башкортостан). Дисс.канд. горид. наук.- Уфа: ЮИМВД РФ, 2004. С. 13.

[5] Катаев И.М. Дореформенная бюрократия. По запискам, мемуарам и литературе. СПб.: Энергия, 2004. С. 18.

[6] Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: Сб. документов / Сост. В.С. Овчинский. -М.: ИНФРА-М, 2004. С. 3.

[7] Россия и коррупция: кто кого: Аналитический доклад / Региональный общественный фонд "Информатика для демократии". М.: Фонд ИНДЕМ, 1998.

[8] Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. Изд. 4-е, доп. М.: Азбуковник, 1999.

[9] Борзенков Г.Н. Уголовно-правовые меры борьбы с коррупцией // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1993. N 1. С. 30.

[10] Административно-правовые проблемы предупреждения коррупционной и организованной преступности: Круглый стол // Государство и право. 2002. N 1. С. 104.

[11] Костенников М.В., Куракин А.В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы: Учебное пособие. М.: Щит-М, 2004. С. 22.

[12] Волженкин Б.В. Коррупция как социальное явление // Чистые руки. 1999. N 1. С. 30.

[13] Лунеев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы: Сб-к материалов Международной научно-практической конференции (г. Москва, 9 - 10 сентября 1999 г.) / Под ред. В.В. Лунеева.-М., 2000.

[14] Мельник Н.И. Механизм преступного коррупционного поведения // Уголовное право. 2000. N 1. С. 70 - 73.

[15] Гаухман Л.Д. Коррупция и коррупционные преступления // Законность. 2000. N 6. С. 2.

[16] Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. М.: ЮрИнфоР, 2000. С. 9.

[17] Словарь иностранных слов. М., 1954. С. 369.

[18] Сторчилова Н.В. Современное российское законодательство в сфере борьбы с коррупцией // Российский следователь. 2009. № 8.

[19] Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Собрание законодательства РФ. 2009. N 20. Ст. 2444. Пункты 37, 38.

[20] Федеральный закон от 08.03.2006 N 40-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции" // Собрание законодательства РФ, 20.03.2006, N 12, ст. 1231.

[21] Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О противодействии коррупции" // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.

[22] Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы (утв. Президентом РФ от 31.07.2008 N Пр-1568) (ред. от 14.01.2011) // Российская газета, N 164, 05.08.2008.

[23] Каменская Е.В., Рождествина А.А. Независимая антикоррупционная экспертиза: научно-практическое пособие –М., Деловая Россия, 2010. С. 4.

[24] Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.

[25] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.12.2011) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.

[26] Коновалов И.Н., Петров М.П. Социологические методы исследования коррупции // Правовая политика и правовая жизнь, 2004, №4.

[27] Ольков С.Г. О политических режимах, миграции и преступности//Вестник Тюменской областной Думы. Спецвыпуск: Материалы научно-практического семинара «Правовое регулирование миграционных процессов: модель взаимодействия на региональном уровне». - Тюмень: Тюменская областная Дума, 2005. С.86.

[28] Диагностика Российской коррупции: социологический анализ, -М., ИНДЕМ, 2011. С. 45.

[29] Криминология: Учебник для вузов / А.Ф. Агапов, Л.В. Баринова, В.Г. Гриб и др.; под ред. В.Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2006. С. 142.

[30] Звирбуль В.К. Прокурорский надзор в борьбе с преступностью. М., 1971. С. 17.

[31] Чупахин Р. Особенности субъектов взяточничества и коммерческого подкупа (криминалистический и криминологический аспекты) // Безопасность бизнеса, 2009, N 2.

[32] Криминалистика / Под ред. Т.А. Седовой, А.А. Эксархопуло. СПб., 2001. С. 877.

[33] Криминалистика / Под ред. Т.А. Седовой, А.А. Эксархопуло. СПб., 2001. С. 878.

[34] Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. М., 2003. С. 235.

[35] Сухов Д.С. Личность сотрудника ГИБДД, совершившего коррупционное преступление // Российский следователь, 2009, N 10.

[36] Сторчилова Н.В. Особенности криминологической характеристики личности сотрудников органов внутренних дел, совершающих коррупционные преступления // Теория и практика общественного развития: Научный журнал. 2009. № 3-4.

[37] Червонных Е.В. Криминологическая характеристика личности преступника - медицинского работника // Общество и право", 2008, N 3.

[38] Газимзянов P.P. Коррупционная преступность в Республике Татарстан на рубеже веков (Криминологическое исследование). Дисс.канд. юрид. наук:. - Н.Новород: Академия МВД РФ, 2005. С.3.

[39] Андрианов В. Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления: история и современность. М., 2009. С. 362.

[40] Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию // Российская газета. (Федеральный выпуск). 2010. № 5350 (271).1 декабря.

[41] По данным Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Р» http://www.transparency.org.ru/CENTER/cpi_10.asp

[42] Коррупция в России: стоит надеяться на лучшее? // http://www.voanews.com/russian/news/russia/Russia-corraption-2011-12-01-134823203.html

[43] Астанин В.В. Изучение организованной коррупции и реагирования на нее: Учебное пособие. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2006. С. 61.

[44] Основные статистические показатели состояния судимости в России за 2010 год // Преступность и правонарушения, ГИАЦ МВД России, 2011. С. 42.

[45] Средний размер взятки в России составляет почти 300 тысяч рублей // http://www.itar-tass.com/c9/190543.pdf

[46] Соколов А.Н. Юридическая практика как критерий управления обществом: Монография / Под ред. А.Н. Соколова и В.М. Бочарова. Калининград, 2008. С. 34.

[47] Россия в откате//Ведомости. 2010. 30 декабря.

[48] О состоянии преступности в Российской Федерации и результатах работы следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации за 2009 г. (материалы к расширенной коллегии) // Вестник следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации № 1(7) 2010

[49] Исследование научно-исследовательского центра по изучению проблем борьбы с преступностью под руководством д.ю.н., профессора Ларичева В.Д., к.ю.н. Целинского Б.П., к.ю.н. Ситковского А.Л. –М., ВНИИ МВД России, 2011. С. 215.

[50] Гилинский ЯМ. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. С.272-273.

[51] Рябушкин Б.Т., Чурилова Э.Ю. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики. -М.: Финансы и статистика, 2003. С.4, 10.

[52] Корякин В.М. Коррупция в Вооруженных Силах: теория и практика противодействия: Монография. М.: За права военнослужащих, 2009.

[53] Шайков А., Меркурьев В. Предупреждение и получение взяток // Законность. 2005. N 9. С. 38 - 41.

[54] Малько А.В., Петров М.П. Антикоррупционная функция современного Российского государства: проблемы формирования // Право и государство: теория и практика. 2005. N 7. С. 56 - 57.

[55] Кабанов П.А. Коррупция и взяточничество в России: исторические, криминологические и уголовно-правовые аспекты. -Нижнекамск: ИПЦ «Гузель», 1995. С. 67-73.

[56] Егорова Н.А. Уголовно-правовые формы борьбы с коррупцией в новых экономических условиях. Дисс.канд. юрид, наук. - Саратов: Саратовская государственная академия права, 1996. С.

[57] Максимов С.В, Коррупция Б РОССИИ, - Уфа: Уфимский филиал Академии налоговой полиции ФСНП РФ, 2000. С. 21.

[58] Бекен Т.В. Европейский взгляд на российский Проект Федерального закона «Об основах антикоррупционной политики». Заключение для Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Европейская комиссия TAC1S (проект EES5 RF33) «Поддержка развития антикоррупционной политики»//Государство и право, 2002, №6. С. 117.

[59] Ламберт-Могилянски А. Заключение на концепцию Проекта закона «Основы антикоррупционной политики»; взгляд экономиста //Государство и право, 2002, №6. С.119-120.

[60] Шишкарев С.Н. Концептуальные и правовые основы российской антикоррупционной политики. М.: КДУ, 2010. с. 155 – 156.

[61] Коновалов И.Н., Петров М.П. Социологические методы исследования коррупции//Правовая политика и правовая жизнь, 2004, №4. С.32.

[62] Малько А.В. Цели и наиболее эффективные юридические средства современной российской антикоррупционной политики // Правовая политика и правовая жизнь, 2004, №4. С,41.

[63] Федеральный закон от 04.05.2011 N 97-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" // Собрание законодательства РФ", 09.05.2011, N 19, ст. 2714.

[64] Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.07.2011) (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.08.2011) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

[65] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 21.11.2011) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.

[66] Ольков С.Г. Динамика Преступности//Тюменская область: наука и общество. - Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2005. С.307.

[67] Кабанов ЇЇ.А. Коррупция и взяточничество в России: исторические, криминологические и толовно-правовые аспекты. -Нижнекамск: ИПЦ «Гузель», 1995. С.74-75.

[68] "Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.

[69] Лукашук И.И. Международно-правовые формы борьбы с коррупцией // Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. М., 2001. С. 89.

[70] Борков В. Проблемы криминализации коррупционного обогащения в России // Уголовное право. 2007. N 2. С. 31

[71] Кузнецова Н. Мнение ученых о реформе УК (или qui prodest?) // Уголовное право. 2004. N 1. С. 27

[72] Гражданское процессуальное право: Учебник / Под ред. М.С. Шакарян. М., 2004. С. 174.

[73] Алексеев А. Презумпции против коррупции // Законность, 2008, N 4.

[74] Мельник Н.И. Понятие коррупции // Коррупция и борьба с ней. - М., 2000.

[75] Криминология: Учебник для вузов/Под общ. Ред. д.ю.н., проф. А.И.Долговой. - 3-е изд., перераб. и дои. - М.: Норма, 2005. С.727-728.

[76] Лунеев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции / В.В.Лунеев.-Изд. 2-е, перераб. и доп.-М.: Волтерс Клувер, 2005. С.513.

[77] Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика: Учебное пособие для вузов/Под ред. д.п.н., д.ю.н., проф. В.Я.Кикотя; д.э.н., проф. Г.М. Казнах медова. - М.: Норма, 2006. С.63-64.

[78] Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О полиции" // Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 900.

[79] Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 250 "Вопросы организации полиции" // Собрание законодательства РФ, 07.03.2011, N 10, ст. 1336.

[80] Приказ МВД РФ от 30.09.2010 N 700 "Об утверждении Порядка оформления личного поручительства в органах внутренних дел Российской Федерации и Категорий должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительство" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.11.2010 N 18999) // Российская газета, N 271, 01.12.2010.

[81] Доверие россиян к правоохранительным органам выросло, показал опрос // http://ria.ru/society/20110407/362002902.html

[82] Волков В.В. Силовое предпринимательство. Экономико-социологический анализ. М., 2005. С. 12.

[83] Сторчилова Н.В. Методы противодействия коррупции в ОВД // Российский следователь. 2007. № 14.

[84] Проблемы укрепления законности в деятельности органов внутренних дел // Под общ. ред. В.Я. Кикотя. М., 2001. С. 312.

[85] Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Утвержден приказом МВД России № 1138 от 24 декабря 2008 г.

[86] Фалалеев М. Чистка мундиров // Российская газета. 2008. 14 октября. N 214. С. 6.

[87] Вандышев В.В. Жертвы тяжкого преступного насилия: социально-правовые аспекты использования виктимологических данных в правоохранительной сфере. СПб., 2007

[88] Карпович О.Г. Актуальные вопросы борьбы с коррупцией в России // Российская юстиция. 2010. N 4. С. 4

[89] Бинецкий А.Э. Коррупция. М., 2005. С. 257.

[90] Бочарников И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции // Аналитический вестник Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2007. N 6(351).

[91] Бакатин Д.В., Ковалева Т.К. Закон США о коррупционной деятельности за рубежом. Некоторые вопросы применения и толкования. М., 2001. С. 6.

[92] Михайлов Л.В. Борьба с коррупцией в США (80-е годы) // Вопросы истории. 1994. N 5. С. 149.

[93] Куракин А.В. Государственная служба и коррупция. М., 2009. С. 56.

[94] Волженкин Б.В. Коррупция. СПб., 1998. С. 17.

[95] Саломатин А.Ю. Борьба с коррупцией в США в XIX веке и государственная модернизация // Правоведение. 2001. N 3. С. 196.

[96] Бакатин Д.В., Ковалева Т.К. Закон США о коррупционной деятельности за рубежом. Некоторые вопросы применения и толкования. М., 2001.

[97] Костяев С.С. Законодательное регулирование лоббистской деятельности в США // США и Канада: экономика, политика, культура. 2005. N 5. С. 72.

[98] Гончаров А. Борьба с коррупцией по-британски // ЭЖ-Юрист. 2011. N 15.

[99] Талапина Э.В. Административное право Франции сегодня // Ежегодник сравнительного правоведения. М., 2011. С. 150.

[100] Колодкин Л.М. Франция объявляет войну коррупции // Состояние законности, борьбы с преступностью и коррупцией. М., 1993. С. 209.

[101] Государственная служба и государственные служащие Франции (второе издание). М., 1994. С. 50 - 53.

[102] Оболонский А.В. Государственная служба во Франции // Государство и право. 2000. N 11. С. 60.

[103] Шаупенштайнер В. Растущая ветвь коррупции. Коррупция в Германии - картина сложившегося положения // Переводы материалов о практике деятельности правоохранительных органов зарубежных стран. М., 2004. С. 14.

[104] Антикоррупционная политика. М., ИНДЕМ, 2004. С. 124.

[105] Гриненко А.В. Международный и зарубежный опыт борьбы с коррупцией // Коррупция и борьба с ней. М., 2000. С. 304.

[106] Как управляется Китай: Эволюция властных структур Китая в 80 - 90-е гг. XX века. М., 2001.

[107] Цуциев М. Внешний финансовый контроль - необходимый атрибут государства (интервью с Н. Столяровым, ответственным секретарем Ассоциации контрольно-счетных органов России (АКСОР)) // Бюджет. 2007. N 7.

[108] Ахметшин Х.М., Ахметшин Н.Х., Петухов А.А. Современное уголовное законодательство КНР. М., 2010.

[109] Гончаров В.В. Проблемы и перспективы использования в Российской Федерации положительного опыта формирования и функционирования системы исполнительной власти за рубежом // Международное публичное и частное право. 2010. N 3.












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: