Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа № 627 Невского района Санкт-Петербурга
«Принято» «Утверждаю»
Педагогическим советом Приказ №___от «___»_________ 2019 г.
ГБОУ школы № 627 Невского района
№_______от____________________ Директор ГБОУ школы № 627
Невского района Санкт-Петербурга
_______________ /А.П. Кочетова/
Рабочая программа по полиграфии для детей с ТМНР.
Составила: Белан Светлана Викторовна
учитель ГБОУ школы № 627 Невского района
Санкт-Петербурга
|
|
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Полиграфия» составлена на основе
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
3..Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, 2011г
4. Учебный план ГБОУ школы №627 на 2019-2020 учебный год
5. Положение о рабочей программе ГБОУ школы №627
С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психологических процессов, речевых функций, а также особое развивающее и оздоровительное воздействие на организм ребенка. Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Программа "Полиграфия" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
|
|
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает возможность овладеть широким набором техник работы с бумагой, что позволит разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству.
В процессе деятельности развивается:
- Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- Сенсорное восприятие, глазомер;
- Логическое воображение;
- Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца;
- Художественные способности и эстетический вкус;
- Способствует формированию добрых чувств к близким, и даёт возможность выразить эти чувства, позволяет сделать подарок своими руками;
- Влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышение самооценки;
- способствует овладению навыками культуры труда, усидчивости и добросовестности, что особенно важно для обучения в школе.
Программа «Полиграфия» полностью посвящена работе с бумагой. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. На занятиях в процессе создания декоративных изделий обучающиеся используют и на практике применяют знания, полученные на школьных уроках по изобразительному искусству, ручному труду, математиче6ским представлениям.
Актуальность программы обусловлена тем, что огромную роль в успешности социализации обучающихся с умственной отсталостью играет субъективный социальный опыт, получаемый детьми в процессе жизнедеятельности. Социально-полезные знания, умения, навыки и представления детей данной категории – все это является фундаментом для дальнейшего социального становления. Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с бумагой, что предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.
Новизна программы в том, что происходит совершенствование обучающихся в ознакомлении с профессиями и их значениями, работа обучающихся на некотором печатном оборудовании в специально оборудованной мастерской, знакомство с распространенными и современными полиграфическими продуктами, новые методы работы и самостоятельное оформления продукции.
Новизна программы состоит в специфике ее содержания, образовательных технологиях, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности детей с умственной отсталостью, их возможности и потребности. Использование в обучении новых инновационных технологий позволяет формировать специальные навыки у обучающихся с умственной отсталостью, помогает сделать занятия более наглядными и динамичными, эффективными с точки зрения обучения и развития детей.
|
|
Педагогическая целесообразность программы ориентирует воспитанника на приобщение к социальной культуре, применение полученных социальных знаний, умений и навыков в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта.
Отличительной чертой программы является то, что кроме обучающего и развивающего характера, данная программа воспитывает трудовые навыки и умения, учит эстетически относиться к труду, пробуждает и развивает интерес к практической деятельности, а творческая деятельность обучающихся на занятиях находит разнообразные формы выражения.
Программа формирует умения, необходимые в коллективной и индивидуальной творческой деятельности, вырабатывает трудовые, эмоциональные, организационно-волевые, социальные навыки детей в процессе этой деятельности. Работа по рабочей программе ведётся с учётом индивидуальных особенностей воспитанников и своеобразия их когнитивных, мотивационных, аффективно-волевых, регуляторных проявлений, что позволяет расширить представления о многообразии окружающего мира, обогащает чувственный опыт детей, способствует развитию внимания, памяти, воображения, мышления.
Освоение содержания рабочей программы поможет ребенку с умственной отсталостью научиться общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения, взаимодействовать, сотрудничать с взрослыми и сверстниками, таким образом, он приобретет практические навыки и умения взаимодействия с окружающим миром.
Рабочая программа по формированию продуктивных видов деятельности разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:
· в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность, линейность, концентричность);
|
|
· в формах и методах обучения (занятия, игры, конкурсы, соревнования, экскурсии);
· в методах контроля (наблюдение, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);
· в средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов, материалов, пособий).
Основные формы обучения.
Основная форма обучения – урок.
-Комбинированные уроки.
-Уроки сообщения новых знаний.
-Уроки закрепления и применения знаний.
Используемые методы:
1.Расказ учителя.
2.Беседа по теме.
3.Повторение рассказа.
4.Игры с правилами.
5.Инструктаж по технике безопасности перед началом всех видов деятельности.
6.Выставка работ учащихся.
7.Анализ и самоанализ работ учащихся
Тематика занятий подбирается с учетом интересов и возможностей обучающихся, возможностей. В ходе освоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать подход к изготовлению изделий: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность осваивать программу каждому обучающемуся в соответствии с его индивидуальными особенностями, приобщить их к искусству прикладного творчества.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство учащихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР с объектами труда и дает возможность постепенно раскрывать связь между объектами труда и жизнью человека.
Особенности развития детей с умственной отсталостью и ТМНР. Дети с нарушением интеллекта — наиболее многочисленная категория аномальных детей. Среди различных видов деятельности умственно отсталые дети выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение, как наиболее интересной и занимательной.
Процесс овладения навыками и умениями обучающихся с нарушением интеллекта отличается от нормы и имеет ряд особенностей, которые связаны с неточностью восприятия, недостаточным развитием произвольных форм внимания и запоминания, а также с трудностями самостоятельного обследования образца, планирования последовательности действий и осуществления контроля. Специфика нашей работы еще важна, потому что у этих детей не развита или нарушена мелкая моторика, координация движений, не сформированы реальные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей детей с умеренной умственной отсталостью, учеников 5-11 классов и направлена на минимально доступный им уровень социально-трудовой адаптации. Программа предусматривает усвоение и формирование не только общетрудовых умений, но и развитие творческих способностей учащихся. В программе представлен примерный перечень рекомендуемых к изготовлению предметов. Каждый учитель может выбрать другие объекты работы. Таким образом, тематика изделий в окончательном виде определяется самим учителем.
Цель программы – всестороннее развитие личности ребёнка в процессе овладения приемами техники работы с бумагой, развитие мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению.
Задачи:
Обучающие:
- формировать умения использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление и воображение, фантазию ребенка;
- развивать художественный и эстетический вкус;
- развивать аналитическое мышление и самоанализ;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, побуждать к творчеству и самостоятельности;
Воспитательные:
- формировать творческое мышление, стремление к самовыражению через творчество, личностные качества: память, внимательность, аккуратность;
- воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- создавать комфортную среду общения между педагогом и обучающимися;
- прививать культуру труда.
Принципы, лежащие в основе программы:
· доступность(простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
· наглядность(иллюстративность, наличие дидактических материалов);
· демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
· научность(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
· систематичность и последовательность («от простого к сложному»).
Предлагаемая программа содержит 6 технологических разделов и представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному». При работе с бумагой обучающиеся знакомятся со следующими техниками:
Создание изделий из бумаги (от латинского слова applicatio - прикладывание) – рисунок, сделанный с помощью вырезания отдельных частей и наклеивания их на бумагу или др. материал.
Бумагопластика - художественная техника, позволяющая создавать с помощью салфеток, бумаги, картона и клея необычайные композиции с эффектом объемного изображения (обычно используется при изготовлении открыток, декоративных панно). Для изготовления поделок салфетки можно скручивать, мять, загибать, надрывать, красить и так далее. Это позволяет использовать салфетки для реализации самых разнообразных идей и изготовления самых разных видов изделий.
Скрапбукинг — вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов, рамок для фото, календарей и многое другого. Занятия скрапбукингом помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и умениями художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир
Ручной картон. На фоне остальных видов рукоделия ручной картон выделяется своей универсальностью и оригинальностью. Изделия формируются из жидкой бумажной массы на заранее приготовленную модель.
Переплетно-картонажное дело. Картонаж – это изготовление различных изделий из картона. Это и классные журналы, и блокноты, и коробки и многое другое.
Знакомство с полиграфическим оборудованием- знакомство, наблюдение и в последствии работа на оборудовании. Это различные дыроколы, степлеры, ксерокс, резаки, ПК, принтер и плоттер, брошюровщики, биговщик, ламинатор, фотоаппарат, термопресс.
Программа «Полиграфия» рассчитана на обучающихся 5-11 классов.
класс | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов |
5 | 8 | 64 |
6 | 8 | 64 |
7 | 10 | 80 |
8 | 10 | 80 |
9 | 10 | 80 |
10 | 12 | 96 |
11 | 12 | 96 |
Общая характеристика учебного предмета, курса«Полиграфия» в 5 классе.
На трудовых занятиях предусмотрено развитие внимания, подражания, сенсорных процессов, формирование целенаправленных предметных действий по показу, развитие элементарных конструктивных действий. Эта работа осуществляется в дидактических играх и упражнениях, элементарном конструировании, на занятиях с мозаикой, с использованием бумаги, с предметами, различных по цвету, форме, величине, отношениям в пространстве.
Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в педагогике: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей.
Программа предусматривает строгую последовательность подачи материала, систематичность накопления чувственного опыта детей, постепенность увеличения количества предметов, с которыми действует ребёнок. Предполагается сочетание индивидуальной работы и групповой.
На начальном этапе обучения много времени отводится работе с бумагой и картоном. С этими материалами мы имеем дело постоянно в быту, в повседневной жизни, в школе. Эти материалы легки, обработка их вполне доступна детям. Эта программа дает возможность освоить детям некоторые трудовые навыки, познакомиться с новыми технологиями.