Основные формы обучения

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа № 627 Невского района Санкт-Петербурга

«Принято»                                                                  «Утверждаю»

Педагогическим советом                                          Приказ №___от «___»_________ 2019 г.

ГБОУ школы № 627 Невского района

№_______от____________________                       Директор ГБОУ школы № 627

                                                                                     Невского района Санкт-Петербурга

                                                                                     _______________ /А.П. Кочетова/

 

 

 

 

 Рабочая программа по полиграфии для детей с ТМНР.

 

                                                       

 

 

                                                 Составила: Белан Светлана Викторовна

                        учитель ГБОУ школы № 627 Невского района

Санкт-Петербурга

                     

 

 

Санкт-Петербург

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Полиграфия» составлена на основе

1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

3..Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, 2011г

4. Учебный план ГБОУ школы №627 на 2019-2020 учебный год

5. Положение о рабочей программе ГБОУ школы №627

С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психологических процессов, речевых функций, а также особое развивающее и оздоровительное воздействие на организм ребенка. Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Программа "Полиграфия" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает возможность овладеть широким набором техник работы с бумагой, что позволит разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству.

    В процессе деятельности развивается:

- Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

- Сенсорное восприятие, глазомер;

- Логическое воображение;

- Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца;

- Художественные способности и эстетический вкус;

- Способствует формированию добрых чувств к близким, и даёт возможность выразить эти чувства, позволяет сделать подарок своими руками;

- Влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышение самооценки;

- способствует овладению навыками культуры труда, усидчивости и добросовестности, что особенно важно для обучения в школе.

Программа «Полиграфия» полностью посвящена работе с бумагой. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).

Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. На занятиях в процессе создания декоративных изделий обучающиеся используют и на практике применяют знания, полученные на школьных уроках по изобразительному искусству, ручному труду, математиче6ским представлениям.

Актуальность программы обусловлена тем, что огромную роль в успешности социализации обучающихся с умственной отсталостью играет субъективный социальный опыт, получаемый детьми в процессе жизнедеятельности. Социально-полезные знания, умения, навыки и представления детей данной категории – все это является фундаментом для дальнейшего социального становления. Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с бумагой, что предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.

Новизна программы в том, что происходит совершенствование обучающихся в ознакомлении с профессиями и их значениями, работа обучающихся на некотором печатном оборудовании в специально оборудованной мастерской, знакомство с распространенными и современными полиграфическими продуктами, новые методы работы и самостоятельное оформления продукции.

Новизна программы состоит в специфике ее содержания, образовательных технологиях, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности детей с умственной отсталостью, их возможности и потребности. Использование в обучении новых инновационных технологий позволяет формировать специальные навыки у обучающихся с умственной отсталостью, помогает сделать занятия более наглядными и динамичными, эффективными с точки зрения обучения и развития детей.

Педагогическая целесообразность программы ориентирует воспитанника на приобщение к социальной культуре, применение полученных социальных знаний, умений и навыков в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта.

Отличительной чертой программы является то, что кроме обучающего и развивающего характера, данная программа воспитывает трудовые навыки и умения, учит эстетически относиться к труду, пробуждает и развивает интерес к практической деятельности, а творческая деятельность обучающихся на занятиях находит разнообразные формы выражения.

Программа формирует умения, необходимые в коллективной и индивидуальной творческой деятельности, вырабатывает трудовые, эмоциональные, организационно-волевые, социальные навыки детей в процессе этой деятельности. Работа по рабочей программе ведётся с учётом индивидуальных особенностей воспитанников и своеобразия их когнитивных, мотивационных, аффективно-волевых, регуляторных проявлений, что позволяет расширить представления о многообразии окружающего мира, обогащает чувственный опыт детей, способствует развитию внимания, памяти, воображения, мышления.

Освоение содержания рабочей программы поможет ребенку с умственной отсталостью научиться общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения, взаимодействовать, сотрудничать с взрослыми и сверстниками, таким образом, он приобретет практические навыки и умения взаимодействия с окружающим миром.

Рабочая программа по формированию продуктивных видов деятельности разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:

· в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность, линейность, концентричность);

· в формах и методах обучения (занятия, игры, конкурсы, соревнования, экскурсии);

· в методах контроля (наблюдение, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);

· в средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов, материалов, пособий).

Основные формы обучения. 

Основная форма обучения – урок.

-Комбинированные уроки.

-Уроки сообщения новых знаний.

-Уроки закрепления и применения знаний.

 

Используемые методы:

1.Расказ учителя.

2.Беседа по теме.

3.Повторение рассказа.

4.Игры с правилами.

5.Инструктаж по технике безопасности перед началом всех видов деятельности.

6.Выставка работ учащихся.

7.Анализ и самоанализ работ учащихся

 

Тематика занятий подбирается с учетом интересов и возможностей обучающихся, возможностей. В ходе освоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать подход к изготовлению изделий: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность осваивать программу каждому обучающемуся в соответствии с его индивидуальными особенностями, приобщить их к искусству прикладного творчества.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство учащихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР  с объектами  труда и дает возможность постепенно раскрывать связь между  объектами труда и жизнью человека.

Особенности развития детей с умственной отсталостью и ТМНР. Дети с нарушением интеллекта — наиболее многочисленная категория аномальных детей. Среди различных видов деятельности умственно отсталые дети выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение, как наиболее интересной и занимательной.

Процесс овладения навыками и умениями обучающихся с нарушением интеллекта отличается от нормы и имеет ряд особенностей, которые связаны с неточностью восприятия, недостаточным развитием произвольных форм внимания и запоминания, а также с трудностями самостоятельного обследования образца, планирования последовательности действий и осуществления контроля. Специфика нашей работы еще важна, потому что у этих детей не развита или нарушена мелкая моторика, координация движений, не сформированы реальные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

Программа составлена с учетом психофизических особенностей детей с умеренной умственной отсталостью, учеников 5-11 классов и направлена на минимально доступный им уровень социально-трудовой адаптации. Программа предусматривает усвоение и формирование не только общетрудовых умений, но и развитие творческих способностей учащихся. В программе представлен примерный перечень рекомендуемых к изготовлению предметов. Каждый учитель может выбрать другие объекты работы. Таким образом, тематика изделий в окончательном виде определяется самим учителем.

Цель программы – всестороннее развитие личности ребёнка в процессе овладения приемами техники работы с бумагой, развитие мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению.

  Задачи:

Обучающие:

- формировать умения использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

- осваивать навыки организации и планирования работы;

Развивающие:

- развивать образное и пространственное мышление и воображение, фантазию ребенка;

- развивать художественный и эстетический вкус;

- развивать аналитическое мышление и самоанализ;

- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, побуждать к творчеству и самостоятельности; 

Воспитательные:

- формировать творческое мышление, стремление к самовыражению через творчество, личностные качества: память, внимательность, аккуратность;

- воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

- создавать комфортную среду общения между педагогом и обучающимися;

- прививать культуру труда.

  Принципы, лежащие в основе программы:

·  доступность(простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

· наглядность(иллюстративность, наличие дидактических материалов);

· демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

· научность(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

· систематичность и последовательность («от простого к сложному»).

   

Предлагаемая программа содержит 6 технологических разделов и представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному». При работе с бумагой обучающиеся знакомятся со следующими техниками:

Создание изделий из бумаги    (от латинского слова applicatio - прикладывание) – рисунок, сделанный с помощью вырезания отдельных частей и наклеивания их на бумагу или др. материал.

 Бумагопластика - художественная техника, позволяющая создавать с помощью салфеток, бумаги, картона и клея необычайные композиции с эффектом объемного изображения (обычно используется при изготовлении открыток, декоративных панно). Для изготовления поделок салфетки можно скручивать, мять, загибать, надрывать, красить и так далее. Это позволяет использовать салфетки для реализации самых разнообразных идей и изготовления самых разных видов изделий.

Скрапбукинг — вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов, рамок для фото, календарей и многое другого. Занятия скрапбукингом помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и умениями художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир

Ручной картон. На фоне остальных видов рукоделия ручной картон выделяется своей универсальностью и оригинальностью. Изделия формируются из жидкой бумажной массы на заранее приготовленную модель.        

 Переплетно-картонажное дело. Картонаж – это изготовление различных изделий из картона. Это и классные журналы, и блокноты, и коробки и многое другое.

 Знакомство с полиграфическим оборудованием- знакомство, наблюдение и в последствии работа на оборудовании. Это различные дыроколы, степлеры, ксерокс, резаки, ПК, принтер и плоттер, брошюровщики, биговщик, ламинатор, фотоаппарат, термопресс.

 Программа «Полиграфия» рассчитана на обучающихся 5-11 классов.

 

класс Кол-во часов в неделю Кол-во часов
5 8 64
6 8 64
7 10 80
8 10 80
9 10 80
10 12 96
11 12 96

 

 

Общая характеристика учебного предмета, курса«Полиграфия» в 5 классе.

На трудовых занятиях предусмотрено развитие внимания, подражания, сенсорных процессов, формирование целенаправленных предметных действий   по показу, развитие элементарных конструктивных действий. Эта работа осуществляется в дидактических играх и упражнениях, элементарном конструировании, на занятиях с мозаикой, с использованием бумаги, с предметами, различных по цвету, форме, величине, отношениям в пространстве. 

Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в педагогике: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей.

Программа предусматривает строгую последовательность подачи материала, систематичность накопления чувственного опыта детей, постепенность увеличения количества предметов, с которыми действует ребёнок. Предполагается сочетание индивидуальной работы и групповой.

На начальном этапе обучения много времени отводится работе с бумагой и картоном. С этими материалами мы имеем дело постоянно в быту, в повседневной жизни, в школе. Эти материалы легки, обработка их вполне доступна детям. Эта программа дает возможность освоить детям некоторые трудовые навыки, познакомиться с новыми технологиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: