Предотвращение образования отходов

Предложения по решению проблемы с твердыми коммунальными отходами в Ленинградской области

 

В Ленинградской области с каждым днем нарастает социальная напряженность в связи с проведением органами власти реформы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Население резко критикует принимаемые властью решения. Особое недовольство вызывают повышение платы за вывоз ТКО, захоронение отходов Санкт-Петербурга, несоразмерное образуемому количеству отходов в муниципальных образованиях расширение площади полигонов, пожары на незаконных свалках и затяжной процесс их ликвидации, планы по строительству мусоросжигательных заводов или заводов для получения топлива из отходов. В то время как существуют простые способы рационального и эффективного решения проблемы с отходами в Ленинградской области и Санкт-Петербурге, которые возможно применить  уже сегодня и за короткое время получить высокие результаты.

На территории Ленинградской области действует более 30 известных нам предприятий по заготовке и переработке различных видов вторичного сырья. Тогда как в целом на территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга существует более 250 таких организаций. Их производственные мощности не загружены -  предприятия закупают сырьё в других регионах или вынуждены использовать полигонное сырьё. Следовательно, регион имеет потенциал для развития отрасли, перерабатывающей отходы. Так, каждая из около 30 компаний Ленинградской области и Санкт-Петербурга по переработке полимеров перерабатывают от 100 до 500 тонн сырья в месяц. Крупные заготовители стекла могут собирать до 10 тысяч тонн стекла в месяц. Лишь несколько заготовителей макулатуры собирают около 15 тысяч тонн сырья в месяц.

Многопоточное разделение отходов в местах их образования уже сейчас позволит сократить объем ТКО на 40%. В то время как сортировочные комплексы способны выделять из смешанных отходов не более 12% полезных фракций, пригодных к последующей переработке.

Организации, которые сейчас заготавливают и перерабатывают вторсырье в Ленинградской области и Санкт-Петербурге, готовы устанавливать контейнеры для раздельного накопления отходов, самостоятельно их обслуживать и сдавать вторсырье на переработку. Законом предусмотрена возможность установки таких контейнеров по согласованию с Региональным оператором. Однако за весь период своей деятельности Региональный оператор не согласовал ни одного проекта по размещению контейнеров для раздельного накопления отходов. Кроме того известны случаи, когда с приходом Регионального оператора заготовители отходов уходят из Ленинградской области, забирая годами обслуживаемые ими контейнеры для пластика, стекла, бумаги, металла, в связи с прямым или косвенным несогласием Регионального оператора. Так произошло в
Ломоносовском, Всеволожском, Кировском и многих других районах. Жители, понимающие необходимость раздельного накопления отходов, вынужденные самостоятельно накапливать и увозить отходы в отдаленные районы, жалуются, пишут обращения и просят вернуть контейнеры для раздельного накопления отходов.

Таким образом, ключевая мера, которую необходимо сегодня принять для эффективного и экономически целесообразного решения проблемы с отходами в Ленинградской области, – разрешить частным компаниям установку контейнеров для раздельного накопления отходов.

При этом очевидно, что большая часть отходов поступает на полигоны Ленинградской области из Санкт-Петербурга. Около 700 тысяч тонн отходов образует Ленинградская область, а Санкт-Петербург в 2,5 раза больше – около 1 миллиона 800 тысяч тонн. Значит, первостепенная мера, которая может уменьшить количество поступающих отходов из Санкт-Петербурга в Ленинградскую область, - это повсеместное внедрение раздельного накопления отходов и в Санкт-Петербурге. Такая мера позволит уменьшить объем смешанных отходов, подлежащих сортировке, утилизации, захоронению и требующих существенных экономически необоснованных затрат, уже сегодня на 40%, как было сказано выше, предотвратив их захоронение. А значит, 40% отсортированных отходов Санкт-Петербурга от всей массы образуемых этим субъектом отходов могут поступать на территорию Ленинградской области в качестве вторсырья, пригодного к переработке. Часть вторсырья могут принять на переработку уже существующие предприятия, а для переработки оставшейся части можно создать экотехнопарки и привлечь на их территорию заготовителей и переработчиков (стимулировать их деятельность, например, пониженным налогообложением на первые несколько лет), чтобы все вторсырье, собираемое в Санкт-Петербурге, отправлялось на переработку в Ленинградскую область. Это позволит дать толчок не только развитию перерабатывающей отрасли в области, но и экономики Ленинградской области в целом, позволит привлечь финансы, инвестиции, создать рабочие места и повысить объем собираемых налогов. Таким образом, раздельное накопление отходов на местах дает намного больше возможностей, которые можно реализовать с пользой для экономики Ленинградской области.

Однако для создания эффективной и рациональной системы обращения с отходами в Ленинградской области и Санкт-Петербурге нужно принять комплекс различных совместных мер.

Федеральный закон “Об отходах производства и потребления” четко определяет приоритеты основных направлений государственной политики в области обращения с отходами и их последовательность. Предложения изложены в порядке их приоритетности по закону.

 


Предотвращение образования отходов

1. Провести изучение морфологического состава ТКО. Определить виды ТКО, не имеющие спроса у переработчиков, разработать комплекс мер по снижению образования таких отходов, а также поиску возможностей передачи таких отходов на утилизацию.

2. Разработать стратегию предотвращения образования отходов, стимулирования сокращения использования в регионе или отказа от использования товаров одноразового применения, переход к многоразовым альтернативам.

3. Разработать программу экологического просвещения и информирования населения о правильных способах обращения с отходами и проводимой в связи с этим политикой Правительства Ленинградской области.

4. Запланировать информационные мероприятия по разъяснению механизмов исполнения субъектами малого и среднего предпринимательства расширенной ответственности производителей.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: