Этапы содержания профессиональной пробы и ее организация

В содержании профессиональной пробы выделяют следующие этапы:

· Вводно-ознакомительный этап - сбор общей информации об обучающемся, о его профессиональных предпочтениях и интересах, о целях и задачах реализуемого проекта, о понимании сути профессиональной пробы и основных направлениях деятельности на стажировочной площадке и т.п. Средством получения необходимой информации об обучающихся может быть анкетирование, ознакомительная беседа, собеседование. Полученная информация дает возможность определить состояние общей готовности школьника к выполнению профессиональной пробы.

· Подготовительный этап - выявление знаний и умений обучающихся в области той профессиональной деятельности, в которой предполагается проведение пробы. Обучающиеся знакомятся с реальной деятельностью наставников, специалистов в ходе посещения предприятий, учреждений, встреч с профессионалами из области трудовой деятельности, предполагаемой для выполнения профессиональной пробы. На данном этапе кроме диагностических решаются и дидактические задачи по приобретению теоретических знаний. У обучающихся формируются представления о том виде деятельности, который им предстоит выполнять в ходе профессиональной пробы. Полученные данные используются при определении уровня их подготовленности для проведения пробы и при анализе результатов ее выполнения в целом.

· Исполнительский этап - комплекс теоретических и практических заданий. Практическое выполнение заданий профессиональной пробы осуществляется по следующей схеме: задание – условие - результат. Перед обучающимися ставится задача (задание) конкретной степени трудности (уровня сложности), проблемности, оговариваются условия, которые необходимо соблюдать при выполнении заданий, и определяется тот продукт деятельности (результат), который обучающийся должен получить по завершении цикла профессиональной деятельности. В ходе профессиональных проб наставник совместно с тьютором выявляет, формирует и закрепляет необходимый объем знаний и умений, которые требуются для качественного выполнения заданий (краткое изложение теоретических сведений, связанных с технологией, практические упражнения с рабочим инструментом, инструкционными, технологическими картами, чертежами; выполнение простейших технологических операций, графических, измерительных, вычислительных работ; подробное консультирование; показ правильных рабочих действий, движений, приемов и т.д.).

Каждый этап практического выполнения заданий профессиональной пробы предполагает получение законченного продукта деятельности учащегося и оценку практических заданий данного этапа.

Прогнозируемый результат по итогам проведения профессиональных проб:

· получение обучающимися дополнительной информации о содержании интересующей их специальности, а также получение квалифицированных консультаций по проблеме, которую им нужно решить;

· закрепление и углубление знаний, полученных обучающимися в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по знакомым профессиям.

Профессиональные пробы всегда завершаются подведением итогов: составлением отчета и его обсуждением, в ходе которого выясняется, изменились ли профессиональные намерения обучающихся, какие трудности и сомнения они испытывали при выполнении пробы, какие индивидуальные черты обучающегося позволили/не позволили ему выполнить задание на требуемом уровне, даются необходимые рекомендации наставником.

Продолжительность и регламент профессиональных проб, разработка и утверждение локальных нормативных документов определяются самостоятельно образовательными организациями и согласуются с наставниками. Профессиональные пробы проводятся в учреждениях и организациях – ведущих предприятиях региона различных отраслей.

Основной функционал наставников проектных команд, являющиеся руководителями профессиональных проб:

· ответственность за соблюдение учащимися правил техники безопасности,

· осуществление контроля над соблюдением сроков профессиональных проб и их содержанием,

· оказание методической помощи учащимся при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту,

· оценивание результатов выполнения учащимися программы профессиональных проб.

Социальные пробы

Социальная проба — особый вид социальной активности обучающихся, связанной с выполнением специально организованной социальной деятельности в экономической, политической и духовной сферах. В ходе социальных проб подросток получает информацию о социальных объектах и явлениях, приобретает и осознаёт опыт своего взаимодействия с другими людьми. Социальная проба предполагает самооценку обучающимся своих возможностей на основе последовательного выбора способа социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей. Социальные пробы позволяют сформировать у молодых людей определенную социальную позицию и ответственность.

Цели социальных проб:

· восприятие и осознание обучающимися - участниками Программы информации о своём социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной компетентности и эффективности собственных действий;

· приобретение и осмысление качественно нового опыта социального взаимодействия.

Задачи социальных проб:

· сбор максимально разнообразной информации о социальном явлении, социальном учреждении/социальной организации, социальной среде, социальных отношениях;

· знакомство с функционированием социального объекта;

· комплексный анализ полученной информации, проведение её верификации (проверка на истинность);

· прямое взаимодействие с социальным объектом оптимальным способом;

· рефлексия полученного опыта.

Этапы социальных проб:

· выбор темы социальной пробы всей проектной команды или тематики социальной пробы в соответствии с разделением учащихся по интересам;

· определение целей работы каждого участника проектной команды или проектной команды в целом;

· формулирование перечня индивидуальных заданий;

· составление плана сбора информации о социальном объекте;

· формирование групп в составе проектной команды для осуществления отдельных шагов социальной пробы;

· выполнение практических действий с целью получения информации о социальном объекте;

· анализ и структурирование полученной информации в проектных командах;

· коллективное обсуждение итогов работы групп в составе проектной команды и проектной команды в целом.

Объекты деятельности в ходе социальных проб:

· социальные институты: инспекция по делам несовершеннолетних, отделение пенсионного фонда, отделение социального обеспечения граждан, центр психологической работы с детьми, подростками, дом культуры, учреждения здравоохранения, центры досуга (клуб, дискотека, выставка и др.) и другое,

· социальная среда: городской, сельский ландшафт, социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, игровые и спортивные площадки, стадионы и т.п.), территория школы, улицы микрорайона и другое,

· социальные явления: «социальные негативы» — девиантное поведение детей и подростков, курение, наркомания, употребление ненормативной лексики  в общении, алкоголизм, фанаты, и другое,

· социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое влияние и др.).

Наиболее распространенные виды социальных проб:

· Экскурсия

· Интервью

· Анкетирование

· Пресс-конференция

· Наблюдение

· Социологическое исследование

· Встреча с компетентным специалистом

Общее руководство профессиональными и социальными пробами в рамках реализации Программы АСИ «Кадры будущего для регионов» осуществляют члены регионального проектного офиса. Наставник составляет отзыв, содержащий описание проделанной работы и оценку отношения обучающегося к данному виду деятельности.

 

 

Приложение

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: