Общие положения
В целях реализации Программы в регионах формируется список наставников из числа представителей бизнеса, политики, культуры, здравоохранения, образования и т.д. Главная задача наставников – помочь участнику Программы включится в процессы экономического развития региона, заинтересовать его профессией, увлечь работой в регионе, показать возможности работы на конкретном предприятии, в органе власти, научной организации и т.д.
С самого начала важно определиться со списком успешных предпринимателей, руководителей предприятий, государственных и образовательных учреждений, готовых делиться собственным опытом и временем. Это не простая задача, так как людей готовых безвозмездно работать с молодежными проектными командами сравнительно мало. Свойственный зрелым инновационным экосистемам принцип «поднялся сам — помоги подняться другому» и культура «благотворительности компетенций» в пользу начинающих предпринимателей пока еще не характерны для российского предпринимательского сообщества.
|
|
В рамках Программы каждая проектная команда создается по принципу распределенного сетевого взаимодействия наставника, тьюторов и участников, в том числе в режиме удаленного доступа. Наставник сопровождает проектную деятельность, организует для тьюторов и участников профессиональные пробы и работу на стажировочных площадках, необходимые для успешной реализации проекта и определения правильности выбора будущей профессии.
Наставник может сам инициировать проект и предложить программу развития собственной команды под его реализацию. Этот вариант наставничества основан на том, что не организаторы Программы АСИ «Кадры будущего для регионов» привлекают наставников для работы с проектными командами, а наставник на ранних этапах подбирает участников для собственного проекта, исходя из своих потребностей.
Развитие талантливых идей и обеспечение будущих инновационных проектов нужными специалистами — основная задача наставничества в рамках Программы. Помимо нее решаются вопросы социальной занятости небольших городов и проблема оттока молодежи.
Наставническое сопровождение может быть организовано в следующих формах:
• встречи участников Программы с наставниками в рамках проведения установочных сессий (летних школ);
• консультации в формате личных встреч или в режиме удалённого доступа.
Приглашение наставников для участия в установочных сессиях целесообразно в третий день программы «летней школы». К этому времени молодежные команды уже сформулировали тему проекта, определили цели и задачи, обсудили продукт своего проекта. С одной стороны, командам участников уже есть что презентовать наставникам, а с другой стороны, появляется много вопросов, ответы на которые необходимы для структурирования их проектной деятельности.
|
|
С наставниками обсуждаются проекты участников (реализуемость проектов, степень проработанности их параметров, возможности по усилению проектов), а также готовность наставников продолжить работу с проектными командами в формате индивидуального сопровождения. По результатам такого обсуждения формируются пары: наставник – проектная команда.
Описание функционала наставника
Основные особенности функционирования наставника с проектной командой:
Обучение. Взаимодействие именно с наставником неоценимо для молодежной команды проекта, так как обучение является не столько теоретическим, сколько несет в себе практическую направленность. Наставник организует профессиональные пробы и стажировки, необходимые для успешной реализации проекта. Благодаря опыту наставника проектная команда имеет возможность избежать определенных рисков в процессе развития проекта и найти выход из сложных ситуаций.
• Содействие в поиске дополнительных ресурсов. Вероятность того, что проектная команда молодежи получит финансирование, гораздо больше, если за данный проект поручится авторитетный наставник, репутация которого не вызывает сомнений в данном населенном пункте, городе, области. Иными словами, увеличивается вероятность получения гранта или другого вида финансирования, сокращаются сроки поиска источника поддержки проекта.
• Участие в выставках и мероприятиях. Позиционирование проекта — важный момент в его развитии. Наставник имеет отличную возможность содействовать продвижению проекта таким образом, чтобы он приобрел большую популярность, увеличил заинтересованную аудиторию, привлек больше внимания потенциальных работодателей.
• Содействие в преодолении административных барьеров. Большинство наставников сами проходили путь развития проекта, у них есть знания и навыки, позволяющие преодолеть трудности в оформлении проекта и выведении его на жизнеспособный и привлекательный уровень.
Задачи наставника на II этапе Программы (Летняя школа):
· Способствовать образованию команд школьников в соответствии с их интересами.
· Совместно с тьюторами определить круг региональных проблем, которые станут объектом внимания школьников в рамках Программы.
· Установить контакты с теми командами, которые выбрали в качестве сферы деятельности то, что интереснее и ближе наставнику.
· Помочь командам определить круг проблем, решением одной из которых займется каждая из его команд.
Задачи наставника на III этапе Программы (Образовательная программа):
· Поддерживать постоянную связь (не менее 1 раза в месяц) со проектными командами и тьюторами соответствующих команд.
· Оказывать консультационную помощь по мере необходимости.
· Выступить в качестве рецензента/оппонента предложенного способа решения проблемы на основании анализа паспорта проекта.
· Оказывать административную поддержку своей проектной группе.
· Организовать стажировки для участников проектной группы.
Задачи наставника на IV этапе Программы (Марафон проектов):
· Организация региональной/межрегиональной конференции.
· Поиск спонсоров/потенциальных инвесторов в проекты лидеров будущего и содействие в формирование сети пользователей продуктом.
· Поддержка рекламы и продвижения проектов.
Инструменты и форматы работы наставников с молодёжью
При работе с проектной командой наставники используют различные методы: инструктаж, объяснение, опрос, развивающие вопросы, самостоятельная работа, ролевая игра, метод кейсов, тест, обратная связь и др. Взаимодействие наставника с проектной командой молодежи предполагается на сравнительно долгий период и может проходить в различных режимах в зависимости от специфики работы и занятости наставника и участников проектной команды.
|
|
Наставник может предложить структурированную программу взаимодействия. Например, в течение 3-5 месяцев участники проектной команды раз в неделю собираются с наставником и обсуждают новые знания, полученные при подготовке проекта, а также их применение на конкретном материале. Такие встречи представляют собой сочетание групповой и индивидуальной работы. Более эффективно встречи с наставником проходят, если команда делится на две и более групп (в зависимости от общего количества) для подготовки собственных решений, и далее в форме конкурентной игры представляют их наставнику для обсуждения. Вместе с наставниками обсуждаются такие важные вопросы, как анализ рынка и разработка маркетинговой концепции, разбор бизнес-кейсов и экономики проекта, подготовка презентации для потенциальных инвесторов на следующих этапах развития и т.п.
Наставник вправе предложить более свободную форму - индивидуальную программу наставничества. В процессе взаимодействия с наставником тьютор (студент-лидер) сам определяет, через какое время ему следует обратиться за консультацией. Консультации имеют индивидуальный характер, так как решаемые вопросы не всегда могут быть стандартизированы под определенный формат.
Наставник помогает в решении научных, инновационных и бизнес-задач, с которыми сталкивается проектная команда и тьютор проекта. Тьютор слушает советы, делает заметки, чтобы в дальнейшем применить полученные от наставника знания. По завершении каждой встречи совместно составляется план действий, который нужно будет выполнять в рамках процесса реализации проекта и решения проблем. Настоятельно рекомендуется присутствие на таких встречах всех участников проекта во избежание недоразумений и недопонимания в дальнейшем сотрудничестве.
|
|
Объём, периодичность консультаций и форма коммуникации определяются наставником и проектной командой молодежи самостоятельно. Региональный проектный офис контролирует процесс взаимодействия наставников и проектных команд, а также регулирует поток команд к наставникам. Это позволит стабилизировать процесс в зависимости от занятости наставника и пожеланий команд проектов.