














Анализ результатов исследования:
По результатам опроса можно сделать следующие выводы:
1) Более 75% опрашиваемых хотят заниматься бизнесом, так как хотят быть независимыми от работодателя или просто иметь свой бизнес.
2) Приоритетными направлениями по развитию бизнеса для опрашиваемых считаются следующие сферы: Информационные технологии (IT) и Педагогика/образование.
3) Среди опрашиваемых не нашлось тех, кто полностью осведомлен правилами успешного развития бизнеса. 33% вовсе не знают, как вести и построить успешный бизнес.
4) Среди проблем по организации собственного дела оппонентами выделяются следующие проблемы, связанные с финансовой стороной и нехваткой знаний в области предпринимательства.
5) 82% опрашиваемых не знают или затрудняются ответить на вопрос о существовании курсов по ведению бизнеса, но хотели бы прослушать данные курсы 85%.
6) 95% считают, что данные курсы помогут справится с проблемами, возникающими при ведении собственного дела.
7) 63% испытуемых определили наиболее приемлемой формой по организации курсов в сфере бизнеса - заочную дистанционную форму.
8) После просмотра ролика-рекламы дистанционного курса "Основы предпринимательской деятельности" 90% опрашиваемых считают, что данный курс поможет справится с проблемами при создании и ведении бизнеса; 73% заинтересовались в данном курсе, а прослушать и получить образование по данному курсу хотят 82% испытуемых. Для 95 % испытуемых необходима консультационная помощь.
Таким образом, все это указывает на то, что опрашиваемые недостаточно знают о предпринимательской деятельности, но готовы к обучению по курсу повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Основы предпринимательской деятельности» с использованием заочной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Приложение Г
Таблица Г.1 – Анализ факторов внешней среды ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум» методом STEP-анализа
| Фактор среды | Сценарии развития | |||
| Пессимистичный | Реалистичный | Оптимистичный | ||
| РФ | РМЭ | |||
| Социальные | ||||
| Среднегодовая численность населения | Уменьшение численности населения | Увеличилось до 146,8 млн. человек | Уменьшилось до 678,2 тыс. человек | Увеличение численности населения |
| Соотношение городского и сельского населения в % (город/село) | ↓/↑ | 74,6↑/25,4 | 62,2↑/37,8 | ↑/↓ |
| Среднедушевые денежные доходы населения | Уменьшение среднедушевого денежного дохода | Увеличилось до 35187,9 рублей (106,1%) | Увеличилось до 29982,3 рублей (109,4%) | Увеличение среднедушевого денежного дохода |
| Число образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам СПО | Уменьшение числа организации | Увеличилось до 3552 | Осталось на прежнем уровне 27 | Увеличение или сохранение числа организации |
| Прием на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена | Уменьшение приема | Увеличение до 783,0 тыс. человек | Увеличение до 169,3 тыс. человек | Увеличение приема |
| Численность студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена | Уменьшение численности студентов | Увеличение до 2464,3 тыс. человек | Увеличение до 2464,3 тыс. человек | Увеличение численности студентов |
| Выпуск специалистов среднего звена | Уменьшение выпуска | Увеличение до 531,5 тыс. человек | Увеличение до 122,8 тыс. человек | Увеличение выпуска |
| Здравоохранение | Уменьшается число организаций данной сферы | Возрастает число организаций данной сферы | Возрастает число частных организаций данной сферы | Возрастает число организаций данной сферы |
| Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей | Уменьшение количества | Увеличение до 5 960 356 человек | Увеличение до 20302 человек | Увеличение количества |
Продолжение таблицы Г.1
| Фактор среды | Сценарии развития | |||
| Пессимистичный | Реалистичный | Оптимистичный | ||
| РФ | РМЭ | |||
| Технологические | ||||
| Использование ИКТ в организациях в % (персональные компьютеры/серверы/ локальные вычислительные сети/«облачные» сервисы) | Уменьшение использования информационных и коммуникационных технологий в организациях | Увеличение до 94,0/53,4/ 63,9/26,1 | Увеличение до 91,1/43,9/ 60,1/21,0 | Увеличение использования информационных и коммуникационных технологий в организациях |
| Использование сети Интернет в организациях в % | Уменьшение использования сети Интернет в организациях | Увеличение до 91,1 | Увеличение до 88,5 | Увеличение использования сети Интернет в организациях |
| Использование сети Интернет населением в % от общей исленности населения | Уменьшение использования сети Интернет населением | Увеличение до 83,8 | Уменьшение до 71,1 | Увеличение использования сети Интернет населением |
| Число активных абонентов фиксированного и мобильного широкополосного доступа к сети Интернет на 100 человек населения | Уменьшение числа активных абонентов фиксированного и мобильного широкополосного доступа к сети Интернет | 21,7↑/86,2↑ | 18,4↑/77,4↑ | Увеличение числа активных абонентов фиксированного и мобильного широкополосного доступа к сети Интернет |
| Общий уровень технического развития | уменьшение количества организаций, осуществляющих технологические инновации | увеличению количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов | увеличению количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 80 процентов | |
| Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях в СПО на 1000 обучающихся | Уменьшение числа персональных компьютеров | Увеличение до 160 | Увеличение до 124 | Увеличение числа персональных компьютеров |
| Направления развития образования | Отсутствие перехода в цифровую образовательную среду | Переход в цифровую образовательную среду. «Современная цифровая образовательная среда в РФ» Приказ Министерства Просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. N 649 "Об утверждении целевой модели цифровой образовательной среды" | Повсеместный переход образовательных организаций на цифру | |
Продолжение таблицы Г.1
| Фактор среды | Сценарии развития | |||||||
| Пессимистичный | Реалистичный | Оптимистичный | ||||||
| РФ | РМЭ | |||||||
| Технологические | ||||||||
| Развитие открытого (дистанционного) образования | Прекращение создания открытого (дистанционного) образования | Создание и использование открытого дистанционного образования | Создание открытого дистанционного образования | Внедрение открытого (дистанционного) образования в образовательные организации | ||||
| Экономические | ||||||||
| Уровень инфляции | Увеличение уровня инфляции | Уровень инфляции 4% | Уменьшение уровня инфляции | |||||
| Налоговая политика | Повышение налогов по всем статьям | Определен перечень налогов. Причесывается порядок расчета существующих налогов, устраняются неточности в формулировках, учитываются изменения, вносимые в другие нормативные акты. Совершенствуется система налогового администрирования. Критерии проверок стали доступными. Появились налоговые каникулы. | Стабильная налоговая политика | |||||
| Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет | Уменьшение налоговых сборов | 22 737,1 млрд. рублей | 28 598,2 тыс. рублей | Увеличение налоговых сборов | ||||
| Динамика экономического роста | Экономические показатели снизятся | выгодное экономико-географическое положение; сформированная законодательная база; сформированная структура агропромышленного комплекса; значительный кадровый и научно-технический потенциал, наличие высших и средних специальных учебных заведений. | Повышение динамики экономического роста | |||||
| Потребительские расходы в среднем на душу населения руб./месяц | Увеличение расходов | Увеличение до 26780 | Увеличение до 15233 | Уменьшение расходов | ||||
| Инвестиции в основной капитал (миллионов рублей) | Уменьшение инвестиций | Увеличение до 17595028 | Увеличение до 28233 | Увеличение инвестиций | ||||
Продолжение таблицы Г.1
| Фактор среды | Сценарии развития | ||||||
| Пессимистичный | Реалистичный | Оптимистичный | |||||
| РФ | РМЭ | ||||||
| Политические | |||||||
| Международная обстановка | Ухудшение международной обстановки | Нестабильная международная обстановка | Стабильная международная обстановка | ||||
| Внутриполитическая обстановка в государстве | Ухудшение стабильности внутриполитической обстановки | Стабильная внутриполитическая обстановка | Сохранение стабильности внутриполитической обстановки | ||||
| Эффективность работы законодательной власти | Законодательная власть не вызывает доверие у граждан РФ | Законодательная власть вызывает доверие у граждан РФ | Упрочнение доверия к законодательной власти | ||||
| Президент и его представители в регионах | Президентский институт не вызывает доверие у граждан РФ, его представители не работают в регионах | Президентский институт вызывает полное доверие у граждан РФ, его представители качественно работают в регионах | Президентский институт вызывает полное доверие у граждан РФ, его представители качественно работают в регионах | ||||
| Влияние администрации региона | Администрация региона будет не удовлетворяет запросы граждан | Администрация региона не в полной мере удовлетворяет запросы граждан, но при этом рейтинг влияния главы РМЭ возрос до 3,23 баллов. | Администрация региона в полной мере удовлетворяет запросы граждан, рейтинг влияния главы РМЭ возрастет. | ||||
| Общественная активность | Уменьшение общественных организаций | Увеличение общественных организаций | Увеличение общественных организаций | ||||
| Общая и личная безопасность | Увеличение числа преступности | Уменьшение числа преступности | Уменьшение числа преступности | ||||
Таблица Г.2 – Метод интегральной оценки факторов внешней среды ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум» методом STEP-анализа
| Фактор среды | Значимость (А) | Влияние (В) | Взаимодействие (С) | Интегральная оценка (I) | |
| Социальные | |||||
| Среднегодовая численность населения | 4 | 4 | 3 | 48 | |
| 3 | 3 | 3 | 27 | ||
| 2 | 2 | 1 | 4 | ||
| 3 | 4 | 3 | 36 | ||
| 4 | 3 | 3 | 36 | ||
| Средний балл: | 30,2 | ||||
| Соотношение городского и сельского населения в % (город/село) | 3 | 3 | 2 | 18 | |
| 2 | 3 | 3 | 18 | ||
| 3 | 2 | 3 | 18 | ||
| 4 | 4 | 2 | 32 | ||
| 2 | 2 | 2 | 8 | ||
| Средний балл: | 18,8 | ||||
Продолжение таблицы Г.2
| Фактор среды | Значимость (А) | Влияние (В) | Взаимодействие (С) | Интегральная оценка (I) |
| Социальные | ||||
| Среднедушевые денежные доходы населения | 4 | 4 | 3 | 48 |
| 4 | 4 | 4 | 64 | |
| 3 | 4 | 4 | 48 | |
| 5 | 5 | 4 | 100 | |
| 4 | 5 | 4 | 80 | |
| Средний балл: | 68 | |||
| Число образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам СПО | 4 | 3 | 4 | 48 |
| 3 | 2 | 3 | 18 | |
| 4 | 3 | 4 | 48 | |
| 4 | 2 | 2 | 16 | |
| 4 | 3 | 4 | 48 | |
| Средний балл: | 35,6 | |||
| Прием на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена | 5 | 5 | 4 | 100 |
| 5 | 5 | 5 | 125 | |
| 5 | 5 | 4 | 100 | |
| 5 | 5 | 5 | 125 | |
| 5 | 5 | 5 | 125 | |
| Средний балл: | 115 | |||
| Численность студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена | 4 | 4 | 3 | 48 |
| 5 | 4 | 4 | 80 | |
| 4 | 4 | 5 | 80 | |
| 4 | 4 | 4 | 64 | |
| 5 | 4 | 5 | 100 | |
| Средний балл: | 74,4 | |||
| Выпуск специалистов среднего звена | 5 | 5 | 5 | 125 |
| 5 | 4 | 3 | 60 | |
| 5 | 5 | 4 | 100 | |
| 4 | 4 | 5 | 80 | |
| 5 | 4 | 4 | 80 | |
| Средний балл: | 89 | |||
| Здравоохранение | 2 | 3 | 2 | 12 |
| 3 | 4 | 3 | 36 | |
| 2 | 4 | 4 | 32 | |
| 3 | 4 | 5 | 60 | |
| 3 | 4 | 3 | 36 | |
| Средний балл: | 35,2 | |||
| Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей | 3 | 3 | 4 | 36 |
| 2 | 3 | 3 | 18 | |
| 3 | 3 | 4 | 36 | |
| 4 | 4 | 4 | 64 | |
| 3 | 3 | 4 | 36 | |
| Средний балл: | 38 | |||
| Средний балл по итогу: | 56,0222222 | |||
Продолжение таблицы Г.2
| Фактор среды | Значимость (А) | Влияние (В) | Взаимодействие (С) | Интегральная оценка (I) |
| Технологические | ||||
| Использование информационных и коммуникационных технологий в организациях в % | 5 | 4 | 4 | 80 |
| 4 | 5 | 4 | 80 | |
| 5 | 4 | 3 | 60 | |
| 4 | 5 | 4 | 80 | |
| 4 | 4 | 4 | 64 | |
| Средний балл: | 72,8 | |||
| Использование сети Интернет в организациях в % | 3 | 3 | 4 | 36 |
| 2 | 3 | 3 | 18 | |
| 3 | 2 | 4 | 24 | |
| 3 | 4 | 3 | 36 | |
| 4 | 3 | 4 | 48 | |
| Средний балл: | 32,4 | |||
| Использование сети Интернет населением в % от общей численности населения | 4 | 4 | 3 | 48 |
| 3 | 4 | 4 | 48 | |
| 4 | 4 | 5 | 80 | |
| 4 | 5 | 4 | 80 | |
| 4 | 5 | 5 | 100 | |
| Средний балл: | 71,2 | |||
| Число активных абонентов фиксированного и мобильного широкополосного доступа к сети Интернет на 100 человек населения | 4 | 4 | 4 | 64 |
| 3 | 5 | 4 | 60 | |
| 4 | 4 | 5 | 80 | |
| 4 | 5 | 5 | 100 | |
| 5 | 5 | 4 | 100 | |
| Средний балл: | 80,8 | |||
| Общий уровень технического развития | 4 | 4 | 4 | 64 |
| 5 | 5 | 4 | 100 | |
| 4 | 5 | 5 | 100 | |
| 5 | 5 | 4 | 100 | |
| 5 | 5 | 4 | 100 | |
| Средний балл: | 92,8 | |||
| Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях в СПО на 1000 обучающихся | 5 | 5 | 4 | 100 |
| 5 | 5 | 5 | 125 | |
| 5 | 5 | 4 | 100 | |
| 5 | 5 | 5 | 125 | |
| 5 | 4 | 5 | 100 | |
| Средний балл: | 110 | |||
| Направления развития образования | 5 | 5 | 5 | 125 |
| 5 | 5 | 4 | 100 | |
| 5 | 5 | 5 | 125 | |
| 5 | 5 | 4 | 100 | |
| 5 | 5 | 5 | 125 | |
| Средний балл: | 115 | |||
| Развитие открытого (дистанционного) образования | 4 | 4 | 4 | 64 |
| 5 | 5 | 3 | 75 | |
| 5 | 4 | 5 | 100 | |
| 5 | 4 | 5 | 100 | |
| 5 | 5 | 5 | 125 | |
| Средний балл: | 92,8 | |||
| Средний балл по итогу: | 83,475 | |||
Продолжение таблицы Г.2
| Фактор среды | Значимость (А) | Влияние (В) | Взаимодействие (С) | Интегральная оценка (I) |
| Экономические | ||||
| Уровень инфляции | 4 | 3 | 3 | 36 |
| 3 | 5 | 4 | 60 | |
| 5 | 4 | 4 | 80 | |
| 4 | 5 | 3 | 60 | |
| 5 | 4 | 3 | 60 | |
| Средний балл: | 59,2 | |||
| Налоговая политика | 4 | 4 | 4 | 64 |
| 4 | 4 | 3 | 48 | |
| 3 | 4 | 3 | 36 | |
| 5 | 4 | 4 | 80 | |
| 4 | 5 | 4 | 80 | |
| Средний балл: | 61,6 | |||
| Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет | 2 | 2 | 2 | 8 |
| 1 | 1 | 1 | 1 | |
| 2 | 2 | 2 | 8 | |
| 3 | 3 | 1 | 9 | |
| 2 | 2 | 1 | 4 | |
| Средний балл: | 6 | |||
| Динамика экономического роста | 3 | 2 | 2 | 12 |
| 3 | 3 | 3 | 27 | |
| 2 | 4 | 4 | 32 | |
| 3 | 3 | 3 | 27 | |
| 3 | 2 | 4 | 24 | |
| Средний балл: | 24,4 | |||
| Потребительские расходы в среднем на душу населения руб./месяц | 3 | 4 | 2 | 24 |
| 3 | 3 | 3 | 27 | |
| 2 | 4 | 4 | 32 | |
| 3 | 4 | 3 | 36 | |
| 3 | 3 | 3 | 27 | |
| Средний балл: | 29,2 | |||
| Инвестиции в основной капитал (миллионов рублей) | 2 | 2 | 1 | 4 |
| 2 | 3 | 2 | 12 | |
| 1 | 2 | 3 | 6 | |
| 2 | 3 | 2 | 12 | |
| 1 | 2 | 2 | 4 | |
| Средний балл: | 7,6 | |||
| Средний балл по итогу: | 31,3333333 | |||
| Политические | ||||
| Международная обстановка | 3 | 4 | 3 | 36 |
| 4 | 4 | 4 | 64 | |
| 3 | 5 | 5 | 75 | |
| 4 | 5 | 5 | 100 | |
| 4 | 4 | 4 | 64 | |
| Средний балл: | 67,8 | |||
| Внутриполитическая обстановка в государстве | 4 | 4 | 5 | 80 |
| 5 | 4 | 4 | 80 | |
| 5 | 5 | 5 | 125 | |
| 5 | 5 | 4 | 100 | |
| 4 | 5 | 5 | 100 | |
| Средний балл: | 97 | |||
Продолжение таблицы Г.2
| Фактор среды | Значимость (А) | Влияние (В) | Взаимодействие (С) | Интегральная оценка (I) |
| Политические | ||||
| Эффективность работы законодательной власти | 4 | 4 | 4 | 64 |
| 4 | 4 | 4 | 64 | |
| 5 | 5 | 5 | 125 | |
| 4 | 5 | 4 | 80 | |
| 4 | 5 | 4 | 80 | |
| Средний балл: | 82,6 | |||
| Президент и его представители в регионах | 4 | 3 | 4 | 48 |
| 4 | 4 | 3 | 48 | |
| 5 | 3 | 2 | 30 | |
| 4 | 4 | 2 | 32 | |
| 5 | 3 | 3 | 45 | |
| Средний балл: | 40,6 | |||
| Влияние администрации региона | 4 | 4 | 5 | 80 |
| 5 | 4 | 5 | 100 | |
| 5 | 5 | 4 | 100 | |
| 5 | 5 | 5 | 125 | |
| 5 | 5 | 5 | 125 | |
| Средний балл: | 106 | |||
| Общественная активность | 2 | 3 | 3 | 18 |
| 3 | 4 | 4 | 48 | |
| 2 | 3 | 3 | 18 | |
| 4 | 4 | 4 | 64 | |
| 3 | 3 | 4 | 36 | |
| Средний балл: | 36,8 | |||
| Общая и личная безопасность | 4 | 3 | 4 | 48 |
| 5 | 4 | 4 | 80 | |
| 4 | 3 | 3 | 36 | |
| 4 | 3 | 3 | 36 | |
| 4 | 4 | 4 | 64 | |
| Средний балл: | 52,8 | |||
| Средний балл по итогу: | 69,0857143 | |||
Таблица Г.3 – Диагностический анализ среды окружения (мезосреды) ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум»
| Вопросы | Ответы |
| Потребители | |
| Каковы размеры регионального рынка образовательных услуг и его сегментов? | Количество выпускников 9 класса в 2019 году составило примерно 6600 человек и около 3 тысяч – 11-классников. При этом в техникуме обучаются и взрослые. В 2019 году было принято около 1200 человек. |
| Каковы темпы роста, потенциал и тенденции изменения регионального рынка образования? | С увеличение числа выпускников школ региональный рынок возрастает. |
| Существует ли цикличность или сезонность спроса? | Цикличность и сезонность спроса есть в период приемной компании |
Продолжение таблицы Г.3
| Вопросы | Ответы |
| Потребители | |
| Какова чувствительность рынка к ценам (повышению, снижению)? | При повышении платы за обучение численность абитуриентов уменьшается |
| Каков средний уровень рентабельности образования в регионе (городе)? | 4% (10-15 тысяч рублей) |
| Какова дифференциация номенклатуры услуг (предлагаемых программ)? | 27 заведений СПО предлагают разные программы, 2 ВУЗа и частные учебные заведения |
| Существует ли зависимость от нескольких крупных потребителей? | Существует зависимость от 2 ВУЗов |
| Какова вероятность вертикальной интеграции? | Вероятность вертикальной интеграции минимальна |
| Деловые партнеры (поставщики) | |
| Ваши взаимоотношения с учредителями (попечителями) и оценка их реальной помощи и влияния на ОУ? | Министерство образования и науки Республики Марий Эл |
| Насколько устойчивым является состав поставщиков? | Данный состав не меняется с основания техникума |
| Каков уровень конкуренции среди поставщиков? | Конкуренции нет |
| Намереваются ли поставщики наращивать интеграцию на Вашем уровне бизнеса (создание стратегических альянсов)? | Не намереваются |
| Деловые партнеры: | ЗАО «ПМК-3», ОАО «Отделочник», РТП «Пригородное», ОАО «Управление механизации строительства», ПК «Оршанская ПМК», «Мариэлсантехмонтаж», РТП «Пригородное» |
| Насколько взаимозависимы будут деловые партнеры в будущем? | Деловые партнеры не будут сильно взаимозависимы |
| Будут ли надежны и доступны источники материалов, оборудования, обучающихся и др.? | Да |
| Есть ли причины ожидать значительных изменений в издержках и ценах на материалы и оборудование? | Да |
| Конкуренты (другие образовательные учреждения) | |
| Существуют ли равные конкуренты в области образования в регионе? | Существуют |
| Могут ли основные конкуренты нарушить баланс в региональном образовании? | Да, могут |
| Предсказуемо ли поведение конкурентов или они прибегают к неадекватным действиям? | Действия конкурентов предсказуемы |
| Каковы барьеры вхождения в образование по новым видам услуг? | Проблемы с нормативно-правовой стороной, с преподавательским составом и материально-технической составляющей |
Продолжение таблицы Г.3
| Вопросы | Ответы |
| Конкуренты (другие образовательные учреждения) | |
| Каковы барьеры ухода из отрасли по старым видам услуг? | Данные виды услуг с течением времени вновь становятся востребованы |
| Насколько уникальны цели и стратегия основных конкурентов? | Цели и стратегии конкурентов уникальны только в представлении СМИ |
| Как может повлиять развитие современных образовательных технологий на интенсивность конкуренции? | Развитие современных образовательных технологий полностью повлияет на интенсивность конкуренции |
| Какова конкурентоспособность других образовательных учреждений, работающих с Вами в одном сегменте? | Конкурентоспособность на одинаковом уровне |
| Можно ли отвоевать рынок образовательных услуг с помощью ценовой конкуренции (снижения цены)? | Нет |
| Органы управления образованием (ОУО) | |
| Какова реальная помощь ОУО в создании и лицензировании образовательных учреждений? | Не высокая |
| Помогают ли ОУО в государственной аттестации и аккредитации ОУ? | Помогают |
| Есть ли реальная помощь в финансировании ОУ? | Обеспечение за счет бюджетного финансирования и привлечения финансовых источников. |
| Оказывается ли содействие в развитии материально-технической базы ОУ? | Оказывается, но не на желаемом уровне |
| Какова роль ОУО в повышении квалификации преподавательского состава? | Роль ОУО в повышении квалификации преподавательского состава остается на том же уровне |
| Проводится ли государственная политика во внедрении современных образовательных технологий? | Проводится |
| Как осуществляется контроль за выполнением ГОС по образованию? | Осуществляется ежегодно |
| Существует ли реальная защита ОУО от воздействия органов контроля? | Не существует |
| Средства массовой информации (СМИ) | |
| Какую позицию занимают СМИ в отношении образования? | Происходит постоянное освещение мероприятий в области образования |
| Какова частота обращения ОУ к органам СМИ (квартал, месяц, неделя и т.д.) | Примерно 1 раз в квартал |
| Реальны и соответствуют ли действительности рейтинги ОУ, проводимые СМИ. | Не всегда соответствуют |
| Сколь эффективно Ваше обращение к СМИ в маркетинговой стратегии? | Эффект средний |
| Какие виды СМИ в Вашем ОУ наиболее эффективны для комплектования слушателей? | Пресса, телевидение, радио, социальные сети |
Продолжение таблицы Г.3
| Вопросы | Ответы |
| Средства массовой информации (СМИ) | |
| Какой удельный вес затрат на рекламу в бюджете Вашего ОУ в процентах от выручки? | 2% |
| Органы государственного контроля (ОГК) | |
| Дайте оценку работы администрации города (или района) по развитию образования | ОГК работают в области развития образования регулярно |
| Каковы Ваши взаимоотношения с налоговой инспекцией? | Хорошие |
| Ваша оценка работы казначейства или банка по финансированию ОУ? | Хорошая |
| Есть реальная поддержка со стороны правоохранительных органов(прокуратура, полиция, суд и др.)? | Постоянная поддержка и содействие со стороны правоохранительных органов в воспитательной и профилактической деятельности |
| Помогает ли комитет по управлению муниципальным имуществом в развитии образовательного учреждения? | Не помогает |
Таблица Г.4 – Анализ факторов внешней среды ГБПОУ РМЭ «Йошкар-Олинский строительный техникум»
| ФАКТОРЫ | ВОЗМОЖНОСТИ | УГРОЗЫ | |
| Общемировые факторы | |||
| Глобализация образования. Формирование единого образовательного пространства в рамках Болонского процесса | 1. Расширение международного рынка образовательных и инновационных услуг. 2. Рост востребованности новых направлений подготовки кадров. 3. Доступность глобальных информационных и образовательных ресурсов. | 1. Повышение конкуренции на международном рынке образовательных услуг. 2. Отток высококвалифицированных кадров. | |
| Изменение философии научно-инновационной деятельности | 1 Рост инновационной составляющей в научно-образовательной деятельности и коммерциализация ее результатов. 2. Активизация международного научного сотрудничества. 3. Повышение качества исследований. 4. Рост мобильности высококвалифицированных кадров. | 1. Повышение конкуренции инновационных услуг | |
| Российские факторы | |||
| Спрос на образовательные услуги | 1. Формирование новых направлений подготовки кадров. 2. Диверсификация спроса на образовательные услуги (повышение квалификации, профессиональная переподготовка и пр.). | 1. Сокращение объема рынка образовательных услуг вследствие ухудшения демографической ситуации. 2. Снижение спроса в связи с ростом цен на образовательные услуги. 3. Снижение спроса на рынке образовательных услуг в связи с ростом конкуренции. | |
Продолжение таблицы Г.4
| ФАКТОРЫ | ВОЗМОЖНОСТИ | УГРОЗЫ | |
| Российские факторы | |||
| Федеральные приоритеты по модернизации экономики | 1. Государственная политика модернизации и формирование экономики знаний. 2. Финансовая и организационная поддержка со стороны государства инновационной деятельности образовательных учреждений. 3. Ориентация образовательных учреждений на программы федерального уровня. 4. Увеличение рынка научно-технических разработок, консалтинговых и информационных услуг | 1. Недостаточная инфраструктурная обеспеченность инновационной деятельности. 2. Сравнительно низкий уровень использования инноваций в экономике. 3. Отсутствие эффективных механизмов привлечения высококвалифицированных кадров в инновационный сектор экономики. | |
| Модернизация образовательной системы | 1. Государственное финансирование крупных инновационно-образовательных проектов. 2. Внедрение принципов стратегического управления в систему управления образовательными учреждениями. 3. Рост потребности в новых направлениях подготовки кадров. 4. Рост потребности в управленческих кадрах. 5. Рост спроса на выпускников технических направлений подготовки 6. Внедрение принципов компетентностного подхода к обучению. 7. Привлечение работодателей к формированию компетенций и оценке качества образовательных программ. 8. Реализация механизма государственно-частного партнерства. | 1. Сокращение государственного финансирования образовательных учреждений. 2. Риски перевода образовательных учреждений в категорию автономные учреждения. 3. Низкая эффективность механизмов взаимодействия образовательных учреждений и работодателей. 4. Недостаточное развитие механизмов взаимодействия реального сектора экономики и вузов по образовательным и инновационным направлениям. 5. Ориентация предприятий на руководителей и специалистов из других регионов. | |
| Региональные факторы | |||
| Дисбаланс на рынке труда | 1. Изменение структуры потребности в подготовке кадров. 2. Рост спроса на высококвалифицированные кадры. | 1. Сокращение потребности в подготовке кадров по традиционным образовательным программам и направлениям. 2. Отток кадров в крупные города и другие регионы России. | |
Таблица Г.5 – Анализ факторов внутренней среды ГБПОУ РМЭ «Йошкар-Олинский строительный техникум»
| СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ | СЛАБЫЕ СТОРОНЫ | |
| Образовательная деятельность | – широкий спектр направлений подготовки кадров; – многоуровневая реализация образовательных программ (СПО, ВПО); – наличие программ дополнительного образования; – современные разработки в области методики обучения (активные и интерактивные методы обучения); – достаточно высокий уровень подготовки выпускников; – смещение акцента на индивидуальную работу со студентом; – внедрение элементов дистанционного образования. | – разрыв между потребностями рынка труда региона и структурой подготовки кадров; – недостаточное использование современных систем оценки знаний студентов (модульно-рейтинговая система и др.); – слабое реагирование на рыночные изменения; – потеря доли рынка из-за неэффективных рекламных акций и отсутствия маркетинговой деятельности; – количественный и качественный рост конкурентов в области подготовки кадров (наличие образовательных учреждений, ведущих обучение студентов по направлениям подготовки техникума). |
| Научная деятельность | – широкий спектр направлений научных исследований; – участие в региональных и международных конференциях – разработка и издание методических пособий; – участие большинства преподавателей в научно-исследовательской деятельности | – недостаточное внедрение результатов научных исследований в реальный сектор экономики |
| Инновационная деятельность | – участие в реализации федеральной целевой программы развития образования – опыт участия в конкурсах грантов | – недостаточное использование механизмов коммерциализации результатов инновационной деятельности. – уменьшение объемов государственного финансирования грантов из-за кризиса; – усложнение получения и выполнения государственных заказов; – низкая вовлеченность преподавательского состава в конкурсы грантов |
| Финансы | – стабильная государственная финансовая поддержка; – рост поступлений от внебюджетной образовательной деятельности. | – незначительная доля в структуре доходов поступлений от внебюджетной и иной деятельности; – отсутствие сформированной системы заинтересованности сотрудников при организации коммерческой деятельности. |
Продолжение таблицы Г.5
| СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ | СЛАБЫЕ СТОРОНЫ | |
| Кадровое обеспечение | – наличие высококачественного преподавательского состава; – большой стаж работы преподавательского состава – наличие у преподавателей базового образования – 100% преподавательского состава с высшим образованием – низкий удельный вес совместителей – наличие четкой системы аттестации и повышения квалификации персонала | – доминирующее вовлечение преподавательского состава в образовательный процесс по сравнению с научной и инновационной деятельностью; – слабая мотивированность сотрудников в результатах своего труда; |
| Информационное и методическое обеспечение | – обеспеченность информационными ресурсами потребностей образовательного процесса; – широкий доступ к информационно-библиотечным ресурсам; – высокое методическое обеспечение образовательных программ. | – недостаточный уровень программного обеспечения потребностей образовательного процесса; – отсутствие электронной библиотеки; – несоответствие информационных ресурсов и технологий потребностям реализации новых форм организации образовательного процесса. |
| Материально-техническое обеспечение | – обеспеченность учебно-лабораторной базой; – увеличение финансов на приобретение оборудования | – физический и моральный износ материально-технической базы по ряду направлений подготовки. |
| Социальная сфера | – стабильный коллектив техникума; – предоставление достаточного спектра социальных услуг обучающимся и сотрудникам. | – недостаточный уровень заработной платы преподавательского состава; – недостаточный уровень стипендии обучающихся; – уравнительная система оплаты труда многих категорий работников. |
| Система управления | – стратегическое планирование развития техникума (использование целевых программ). | – избыточность административно-управленческого аппарата; – недостаточная эффективность работы ряда подразделений. |
Таблица Г.6 – Сегментирование рынка образовательных услуг по группам потребителей
| Целевые группы | Характеристики |
| Учащиеся старших классов, выпускники средних общеобразовательных школ, техникумов и колледжей | Демографические: возраст от 17 до 18 лет, доход семьи – средний и выше среднего, уровень образования – выпускники средних школ со средним общим образованием, выпускники техникумов и колледжей со средним специальным образованием Географические: регион проживания – Республика Марий Эл Психографические: большая часть группы предпочитает активно отдыхать в свободное время, меньшая – отдыхает в домашней обстановке, и совсем незначительная доля отдает предпочтение культурно-развлекательным мероприятиям. Среди компонентов активного отдыха по степени привязанности располагаются: отдых на море, бильярд, боулинг, пикники. Находясь дома, предпочитают (большинство) смотреть телевизор, далее – компьютер, и затем – общение по телефону. Что касается культурно-развлекательных мероприятий, то на первом месте стоит посещение кинотеатров, потом прогулки по Набережной и посещение клубов и дискотек. Популярные кинотеатры: «Супер 8», «Октябрь». Популярные торговые центры: «Йолка», «Планета». Из музыкальных склонностей выявлены такие направления, как поп-музыка (или современная эстрадная), рок, рэп Поведенческие: искомые выгоды – получение базового высшего образования |
| Потребители-взрослые | Демографические: возраст от 20 до 40 лет, доход средний (26 937 руб. на душу населения) и выше среднего, сфера занятости – работники предприятий сельскохозяйственной отрасли и других отраслей РМЭ, уровень образования – разный Географические: регион проживания – Республика Марий Эл Психографические: свободное время большая часть группы посвящает культурно-развлекательным мероприятиям, остальные представители группы отдыхают в домашней обстановке или предпочитают активный отдых. Среди компонентов культурно-развлекательных мероприятий следует отметить посещение кинотеатров, клубов и концертных залов. Среди любимых кинотеатров лидирует «Супер 8». Находясь дома, предпочитают (большинство) смотреть телевизор, далее – чтение, затем – компьютер. Предпочитающие активный отдых любят пикники, далее по значимости следуют отдых на море и бильярд или боулинг. Любимые торговые центры: «Йолка», «Планета» «Рынок», «Планета мебели». Музыкальные предпочтения: поп-музыка (или современная эстрадная), инструментальная музыка, рок. Поведенческие: искомые выгоды – получение базового высшего образования, получение второго высшего образования, переподготовка, повышение квалификации, получение рабочего места или должностной рост. |
Продолжение таблицы Г.6
| Целевые группы | Характеристики |
| Юридические лица (предприятия и организации) | Демографические: возраст от 20 до 50 лет, доход – средний (26 937 руб. на душу населения) и выше среднего, сфера занятости – работники предприятий и организаций республики Марий Эл, уровень образования — среднее общее 25 %, среднее профессиональное 60 %, неполное высшее, высшее 15%. Географические: регион проживания – Республика Марий Эл Психографические: свободное время большая часть группы посвящает культурно-развлекательным мероприятиям, остальные представители группы отдыхают в домашней обстановке или предпочитают активный отдых. Среди компонентов культурно-развлекательных мероприятий следует отметить посещение кинотеатров, клубов и концертных залов. Среди любимых кинотеатров лидирует «Супер 8». Находясь дома, большинство предпочитают смотреть телевизор, далее – чтение, затем – компьютер. Предпочтения при активном отдыхе: пикники, далее по значимости следуют отдых на море и бильярд или боулинг. Любимые торговые центры: «Йолка», «Планета» «Рынок», «Планета мебели». Из музыкальных предпочтений выявлены такие направления, как: поп-музыка (или современная эстрадная), инструментальная музыка, рок. Поведенческие: искомые выгоды – получение базового высшего образования, переподготовка, повышение квалификации, должностной рост. |
Приложение Д






