Психомоторные расстройства у детей

Психомоторные расстройства – общее название нарушений произвольных движений, мимики и пантомимики.

Стереотипные моторные акты детей раннего возраста (до 3 лет). К ним относятся раскачивания; стереотипные биения; стереотипные складывания; движения типа челнока; однообразное сосание пальцев или кулака. Подобные явления в этом возрасте могут быть и у здоровых детей, но их существование в более позднем возрасте свидетельствует о психической патологии.

Задержки моторного развития. Такие дети вялые, неловкие, плохо бегают и прыгают, неряшливо пишут, с трудом завязывают шнурки и застегивают пуговицы. У них страдает содружественность движений, отмечается много лишних движений и гримас.

Кататонические расстройства. Бывают в виде возбуждения и ступора. Для детей характерно психомоторное возбуждение, Ступорозные состояния менее выражены, рудиментарны. Кататонические расстройства у детей могут выявляться с самого раннего возраста (1-3 года), они близки к стереотипиям.

Кататоническое возбуждение – нелепое, бесцельное, хаотическое двигательное возбуждение. У детей оно проявляется общей двигательной расторможенностью, суетливостью, импульсивностью, нелепыми шалостями. Специфическим для кататонических расстройств симптомом является негативизм – немотивированное сопротивление. При активном негативизме дети стискивают зубы при попытке их накормить, противодействуют любым указаниям, при пассивном негативизме (преобладает в детском возрасте) просто игнорируют просьбы выполнить то или иное действие.

У детей чаще наблюдается люцидная (пустая) кататония (без дополнительных симптомов – только возбуждение или ступор).

 14. Аффективные нарушения у детей.

Аффективные расстройства у детей проявляются изменениями настроения – от подавленного до чрезмерно повышенного, что сопровождается, соответственно, снижением или повышением моторной и речевой активности. Более того, у детей старше 3-х лет могут появляться галлюцинации, ощущение деперсонализации и кататоническое явление (возбуждение или ступор). Аффективные расстройства у детей, как правило, имеют фазное течение с ярко выраженными приступами, которые могут быть однократными или повторяющимися. Такие расстройства могут быть монополярными или биполярными, в зависимости от выраженности периодов мании и депрессии. Особое значение имеет появление аффективных нарушений у детей в возрасте от 12 до 20 месяцев. Совладение эмоционального расстройства с критическими моментами развития ребенка может привести к психическому истощению и, как следствие, замедлению нормального развития и даже регрессу навыков у ребенка.

Депрессии у детей. Депрессивные состояния у детей могут развиваться с первых лет жизни. Депрессии, как правило, приступообразны, и один приступ может продолжаться до 3-5 недель. В редких случаях депрессивное состояние может сохраняться до полугода. Приступы начинаются с постепенного появления и развития безучастности, апатии, двигательной вялости, снижения настроения. У ребенка могут наблюдаться длительные периоды плача без видимых на то причин. Его поведение меняется: ранее активные и общительные, дети становятся молчаливыми и замкнутыми, отказываются от общения и игр, с трудом встают по утрам. Речь их становится тише, а фразы короче. Частым признаком депрессии становятся нарушение сна и снижение аппетита. Периоды подавленности и заторможенности могут сменяться некоторым оживлением и беспокойством, возникающим, как правило, в вечернее время. При этом повышение активности ребенка диссонирует с его плохим самочувствием и болезненным, утомленным внешним видом.

Мании у детей. Появление мании, наоборот, выражается в повышенной активности и веселости, сопровождается двигательным беспокойством, дети начинают чересчур часто баловаться, гримасничать. Они становятся более общительными, речь их тороплива, в разговоре они постоянно перескакивают с темы на тему, не могут долгое время сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок становится практически неуправляемым, критическое отношение к своим поступкам снижается, исчезает стыдливость, а ей на смену приходит бесцеремонность. Общее беспокойство и повышенная активность приводят к нарушениям сна – дети с трудом засыпают, от дневного сна отказываются совсем. При этом создается впечатление, что они совсем не устают. Период мании или гипомании может продолжаться от нескольких недель до нескольких месяцев.

Для аффективного реагирования характерны синдромы и симптомы страхов, повышенной аффективной возбудимости с явлениями негативизма и агрессии. При этиологическом полиморфизме этих расстройств на данном возрастном этапе все же незначительно возрастает уровень психогений.

Эмоционально-идеаторные расстройства у детей.

Эмоционально-идеаторные расстройства у детей характерны для возраста 11-17 лет.

Основная форма реагирования, присущая эмоционально-идеаторному расстройству у детей присуща склонность к возникновению сверхценных образований (реакций протеста, эмансипации, ипохондрических переживаний, психической анорексии, дисморфомании).

По В.В.Ковалеву симптоматика в детском возрасте может быть обусловлена ранее имевшимися нарушениями в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах, либо быть оформленной в виде специфических для раннего возраста синдромов.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: