ТЕМА: Умение оценить свои потенциальные возможности

 

Занятие 9.     Чем я отличаюсь от других

Цели:

— дать детям представление об индивидуальности, неповторимости каждого из них;

— диагностика самооценки.

Материалы:

 — бланки для диагностики самооценки.

Ход занятия:

Игра–разминка

Ведущий предлагает детям изобразить графически (не пользуясь буквами) слово “Радость”. После выполнения задания дети рассматривают все рисунки, а ведущий задает вопрос:

— Почему все рисунки разные?

Следует подвести детей к выводу: все мы очень разные.

Обсуждение Чем мы отличаемся друг от друга

— А что вы можете сказать о своих одноклассниках?

— Кто самый добрый?

— Кто самый веселый?

— Кто самый смелый?

— Кто самый умный?

3. Диагностика самооценки “Самый–самый”

Ведущий предлагает детям бланки, на которых нарисованы лесенки (по десять ступенек в каждой):

— самый добрый — самый злой;

— самый веселый — самый грустный;

— самый смелый — самый трусливый;

— самый умный — самый глупый.

Ведущий говорит детям, что на самой верхней ступеньке лестницы располагаются те дети, у которых качество (например, доброта) выражено в максимальной степени, а на нижней — те, у кого в максимальной степени присутствует противоположное качество (злость). Затем он просит детей оценить себя по этим качествам и поставить букву “Я” на то место, которое соответствует их самооценке.

Домашнее задание

Предложите детям попросить родителей, чтобы они оценили их таким же способом.

 

 

Занятие 10. Гармонизация притязаний на признание

 Цели:

— формирование самосознания,

— удовлетворение потребности в признании

Материалы:

 — атрибуты для игры: возвышение, имитирующее пенек, запись спокойной музыки для направленноговоображения

Ход занятия:

Игра–разминка «Ласковое имя»

Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить, как их ласково зовут дома. Затем предлагается бросать друг другу мяч и тот, к кому мяч попадает, называет свое ласковое имя. После того, как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. Нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому бросаешь мяч.

 

 

Игра «Придумай подарок для соседа»

Детям предлагается подумать и угадать какой подарок хотел бы получить их сосед справа (слева). Затем эти «подарки» «дарятся» и ребята благодарят за подарок друг друга.

Игра «Заяц-Хваста»

Ведущий вспоминает вместе с детьми содержание сказки «Заяц-хваста».

Затем детям предлагается поиграть в эту игру и каждому сыграть роль Зайца. Для этого нужно встать на возвышение, имитирующее пенек и похвастаться, как вам хочется. Например: «Я самый умный и красивый….» И т.д. Остальные участники игры стоят вокруг «хвастунишки» и повторяют за ним его слова: «Ты самый умный и красивый..»

Обязательно предупредить детей, что это всего лишь игра и стесняться не нужно, т.к. в этой роли нужно лучше всех похвастаться. Важно, чтобы все попробовали быть Зайцем-хвастой

Игра «Паровозик»

 Выбирается один ребенок, который будет вагончиком. Он ездит по кругу, избражая стук паровоза и подъезжая к другому ребенку, называет свое имя. Тот, к кому подъехал вагончик называет свое имя и присоединяется к первому вагончику. Затем они вместе едут по кругу и подъезжая к очередному участнику игры, называют свои имена. Игра продолжается пока все дети не присоединятся к паровозику.

Комментарии для ведущего Игры - упражнения данного занятия направлены на гармонизацию притязаний на признание. Согласно концепции В.С Мухиной, депривация структурных звеньев самосознания может привести к появлению агрессивности, тревожности, трудностей в общении. Подобные игры полезно проводить не только на занятии, но и в свободное время, на переменах, прогулке и т.д.

Занятие 11. Вырабатываем уверенность в своих силах

Цели:

— выработать у детей умение самостоятельно помогать себе.

Материалы:

 — палка–мостик (можно нарисовать мост на полу мелом);

— шест для балансирования.

Ход занятия:

 1. Упражнение–тренинг

— Что для вас является трудным?

— Кто верит, что справится со своими проблемами?

Далее ведущий просит детей вспомнить слова самоподдержки. (“Я смогу!”, “У меня получится!”, “Я справлюсь!”, “ Все будет хорошо!”) И делает вместе с детьми вывод: если вы захотите, то всегда найдете поддержку в себе

Ведущий кладет палку–мостик (или рисует мост мелом на полу) и предлагает детям по очереди пройти по такому мостику приставным шагом, не дотрагиваясь при этом до пола за линией ограничения. Можно предложить держать в руках шест для балансирования. По условию у ребенка есть три попытки, во время которых:

— все болельщики поддерживают идущего словами: “Молодец!”;

— все молчат;

— все кричат идущему: “Упадешь!”

Обсуждение

— Когда было идти легче?

— Что вам мешало и когда?

— Чем вы себе помогали?

— Что вы мысленно себе говорили? (“Я смогу! У меня получится!”)

Домашнее задание

Потренироваться делать то, что не получается, используя полученные навыки самоподдержки.

 

Занятие 12. Как добиться удачи

Цели: -дать представление о понятии “успех”;

        - выработка уверенности в своих возможностях

  Ход занятия:

 1. Упражнение “Я смогу!”

Дети встают на одну ногу и стараются ровно и четко написать другой ногой в воздухе свое имя, повторяя про себя: “Я смогу!”

Одной рукой дети гладят голову, а другой — круговыми движениями — свой живот, повторяя про себя: “Я смогу!”

Одной рукой ребята пишут свое имя, а ногой в это же время фамилию, повторяя про себя: “Я смогу!”

После выполнения упражнений ведущий задает вопросы:

— Всем ли было легко выполнять это упражнение?

— Что нужно для того, чтобы все получилось?

— Достаточно ли только верить и говорить себе: “Все получится! Я смогу!”

— Что еще нужно?

Затем вместе с ребятами ведущий делает вывод: чтобы добиться чего–то, нужно верить в успех, но не только... Надо еще и добиваться этого добрыми делами, усилиями и тренировкой.

Работа с плакатом

Ведущий показывает плакат “ Звезда удачи” и макет звезды, состоящей из двух половинок, на одной написано — “ Мысли ”, а на второй — “ Дела ”. При их соединении на обратной стороне получается слово “ Удача ”.

Далее следуют вопросы:

— Похожа одна половинка на звезду?

— А другая?

— А если соединить их вместе?

Следует обратить внимание детей на то, что отдельно “Мысли” и “Дела” еще не составляют “Удачу”. Успеха можно добиться, если есть и то, и другое. Затем ведущий объясняет, почему “Удача” изображена на плакате в виде звезды: когда что–то не удается, то нам кажется, что это уже никогда не получится, что удача далеко–далеко от нас, как звезда. Но стоит поверить и начать добиваться цели, как все получается.

Ролевые игры

Ситуация “Знакомство”

О чем нужно подумать и что сделать, чтобы познакомиться с кем–то? Какие нужны мысли и какие действия? (Мысли — “Я хочу познакомиться с ним, я спрошу его о чем–то или узнаю его имя”. Действия — подойти, улыбнуться, сказать то, что хотел.)

Ситуация “Подари подарок другу”

Дети должны придумать, что подарить другу и решить, о чем нужно подумать и что сделать, чтобы подарить свой подарок.

Ребята разыгрывают ситуации по желанию, после чего можно задать следующие вопросы:

— Было ли это просто?

— Что проще: продумать, как действовать или выполнить действие?

4. Упражнение “Рисуем картинки в уме”

Под музыку ведущий спокойно и медленно говорит:

Сядьте поудобнее, расслабьтесь, дышите ровно и спокойно. Представьте себе белый экран. Пусть на нем появится то, что вы загадали. Нарисуйте на нем свое желание в виде звезды. Первая половина — то, о чем вы мечтаете и на что надеетесь. Вторая — то, что вы делаете, чтобы добиться успеха.

Рисуйте до тех пор, пока не почувствуете, что достигли цели и вам удалось то, к чему вы стремились.

Мысленно порадуйтесь:

— Я сделал это!

— Я думал об этом!

— Я заслужил удачу!

Насладитесь своей удачей. Откройте глаза и скажите уверенно вслух: “Я смогу сделать то, что мне надо сделать!”

Домашнее задание

 Попробовать применить полученные знания: поставить перед собой задачу и постараться добиться успеха с помощью “Звезды удачи”.

Комментарии для ведущего:

В качестве синонима слова “успех” можно использовать слово “удача”, уточнив, что оно образуется от слова “удается”. Чтобы добиться цели, чтобы задуманное удалось, и все получилось необходимо в это верить.

На этом занятии вводится представление о двух компонентах успеха: позитивном настрое и действиях, направленных на достижение цели. Добиться своей цели можно, когда не только веришь в удачу, но и добиваешься ее делами, усилиями, тренировкой.

Макет разрезанной на две половинки звезды дает наглядное представление об этих компонентах и помогает закрепить знания.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: