ТЕМА: Умение общаться со взрослыми и сверстниками

Занятие 13. Можно и не ссориться

 Цели:

— дать детям представление о саморегуляции в критических ситуациях;

—ввести понятие “тайм–аут”.

Материалы:

— мягкие игрушки

— тексты ситуаций

Ход занятия :

 1. Беседа

Ведущий задает детям следующие вопросы:

— Ссоритесь ли вы со своими друзьями?

— В чем причины ваших ссор?

  — Трудно ли вам останавливаться в момент ссоры, драки?

— Нужно ли этому учиться?

Разыгрывание ситуаций

Ведущий предлагает детям, используя мягкие игрушки, разыграть ситуацию, придумав для нее окончание.

Ситуация 1

Мишка сделал крышу из капустного листа, а зайка не знал, что это крыша мишки, и съел ее. Проснулся мишка, а зайка крышу доедает... (дальше дети придумывают и доигрывают сами).

Ситуация 2

Подарил ежик лисичке букет цветов на день рождения. Лисичка понюхала их, а там сидела пчела, и она ужалила лисичку в нос... (дальше дети придумывают и доигрывают сами).

Ситуация 3

Слоненок решил помочь белочке полить огород, но не заметил, что под листьями спит ежик, и облил его водой, а ежик... (дальше дети придумывают и доигрывают сами).

Ведущий может предложить ситуации из реальной жизни детей. Важно дать возможность детям обыграть ситуации и понять, для чего нужно брать тайм–аут, как важно останавливаться, чтобы успокоиться, подумать, не обидеть друзей.

Обсуждение

После проигрывания ситуаций ведущий задает детям вопросы:

— Что мы учились делать?

— Трудно ли это?

— Нужно ли этому учиться?

Домашнее задание

Потренироваться вовремя останавливаться в сложных ситуациях, брать тайм–аут.

Комментарии для ведущего :

Занятие направлено на развитие умения регулировать свое состояние в критических ситуациях. Учащиеся получают представление о том, как важно останавливаться в критических ситуациях, чтобы действовать осознанно, иными словами, о том, что необходимо регулировать свои эмоции. Разыгрывая ситуации, дети упражняются в умении регулировать свое состояние, учатся анализировать ситуации, развивают способность проявлять свои эмоции в поведении (в мимике, пантомиме, жестах, интонациях).

 

Занятие 14. Делимся чувствами

Цели:    — развивать коммуникативные навыки;

— вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу;

— учить действовать согласованно.

Материалы:

 — клубок толстых ниток, магнитофонная запись со спокойной музыкой, свеча в безопасном подсвечнике.

Ход занятия:

Вступление

 Ведущий предлагает детям поиграть в игру «Эхо»

   - Дети по очереди и по кругу называют свое имя, прохлопывая его в ладоши (Ле-на, Ле-на), а все за ним повторяют. Затем свое имя прохлопывает соседка Лены справа, а все снова повторяют пока все по очереди не назовут и не прохлопают свои имена.

2. Упражнение “ Клубочек”

        Дети по очереди на распев называют имена друг друга со словами: «Я рад, что ты, Толя, рядом со мной…» Первый играющий наматывает на палец конец нити от клубка и отдает клубок тому, о ком спел. Тот, кто получает клубок, обматывает нитку вокруг пальца, поет про своего соседа и отдает ему клубок. Когда все споют, то будут соединены одной нитью. Все поднимают руки вверх, затем опускают на колени. Очень важно все делать одновременно, чтобы не разрушить общий круг.

3. Упражнение “ Доброе животное”

Ведущий предлагает представить, что вся группа превратилась в одно большое и доброе животное. Все слушают, как оно дышит. Предлагается всем вместе подышать:

Вдох - все делают шаг вперед. Выдох – шаг назад. Животное дышит ровно и спокойно. Затем предлагается послушать, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед. Стук – шаг назад и т.д.

 Игра «Стихии»

  С помощью движений   показываем землю, небо, воздух, дождь, снег, огонь, воду.

 При слове ведущего: «Земля!» – руки опущены внизу и прижаты к туловищу;

- при слове «Вода» – руки вытянуты вперед перед собой;

- при слове «Воздух» – руки поднять вверх;

- при слове «Снег» - ладошки около головы выполняется движение «фонарики»;

- при слове «Дождь» – хлопки в ладоши;

- при слове «Огонь» – круговые вращения кистями перед грудью.

Можно добавить усложнения – условие игры меняется: делать то, что произносит ведущий, когда он умышленно выполняет не те движения, которые называет.

Анализ занятия

 Зажигается свеча и дети, передавая ее друг другу, говорят добрые слова и деляться впечатлениями о занятии.

 

Занятие 15. Доброта

  Цели:  — осознание понятия “доброта”.

Материалы:

— аудиокассета с музыкой для релаксации;

— плакат “Чашка доброты”.

Ход занятия:

Повторение

Ведущий с помощью вопросов выявляет уровень усвоения предыдущего материала:

— Кто из вас пытается исправлять свое плохое настроение?

— Кто может рассказать нам о том, как ему это удавалось сделать?

— Кто из вас добрый?

— Что такое доброта?

— Какие мысли помогают быть добрым?

2. Упражнение “Волшебная чашка”

Дети под музыку для реласации выполняют задания ведущего...

Сядьте удобно, прикройте глаза, дышите спокойно, ровно и глубоко. Расслабьтесь. Представьте себе белый экран, сосредоточьтесь на нем. Вообразите, что вы видите на нем свою любимую чашку. Раскрасьте ее так, как вам хочется. Еще раз внимательно рассмотрите чашку. Наполните ее до краев вашим любимым напитком. Представьте и постарайтесь мысленно нарисовать рядом с вашей чашкой другую, чужую. Она пустая. Отлейте из своей чашки в пустую. Рядом еще пустая чашка, еще и еще... Отливайте из своей в пустые и не жалейте. А сейчас посмотрите снова в свою чашку. О! Она снова полна до краев! Что же с ней случилось? Почему так произошло?.. Ваша чашка особенная — волшебная. Мы можем отливать из нее, а она всегда будет полной. Эта чашка — твоя! Она наполнена твоей добротой! Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажем: “Это я! У меня есть такая чашка!”

Обсуждение

Завершив упражнение, дети рассказывают о том, какие чашки видели, обмениваются мнениями, почему чашка всегда оставалась полной. 

— Почему чашка становилась все полней, хотя из нее отливали напиток в другие чашки? Показать плакат чашки и сказать, что чашка волшебная, потомучто, чем ты больше отдаешь доброты другим — тем больше доброты получаешь обратно.

Вопросы:

— Как узнать о доброте другого человека?

— Кто может назвать добрых людей?

— Кто очень добрый в школе (классе)?

— Как вы узнали об их доброте?

— Можно ли всем стать добрее? Как?

Домашнее задание

Нарисовать дома свою чашку доброты и написать на ней “Моя доброта”.

Комментарии для ведущего:

Тема доброты помогает детям легче понять, что за мыслями всегда следуют дела, мысли руководят нашими поступками. Как правило, каждый из ребят считает себя добрым, однако многие дети выясняют, что добрыми их считают не все в классе. Ведущий объясняет, что для того, чтобы все узнали, какой ты добрый, нужно проявлять свою доброту, а это значит — совершать добрые поступки. Чем больше добрых поступков, тем ты добрее, как в случае с чашкой, поэтому она и называется ”Чашка доброты”.

 

Занятие 16. Вежливость

 

Цели: - определение понятия вежливость и осмысление своего отношения к окружающим.

               

Материалы: тетради с записями   

 

  Ход занятия

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: