Для обучающегося с РАС она реализуется:
§ в создании оптимальных условий введения ребенка в ситуацию обучения;
§ в помощи в формировании адекватного учебного поведения в условиях работы в классе;
§ в подаче учебного материала с учетом особенностей усвоения информации, парадоксальности в освоении «простого» и сложного», специфики овладения учебными навыками.
Требования к результатам развития жизненной компетенции включают:
§ развитие внимания и представлений об окружающих людях, установление эмоционального контакта со сверстниками и близкими взрослыми, желания и возможности вступать в разнообразную коммуникацию, получать и давать информацию, делиться переживаниями, впечатлениями и оценками, приобретение опыта осмысленного использования адекватных форм коммуникации;
§ развитие жизненного опыта ребенка, совместное со взрослым осмысление повседневных ситуаций, проработка значимых воспоминаний и намерений, достижение возможности совершать собственный осмысленный выбор и совместно выстраивать порядок и план действий;
|
|
§ развитие позитивного отношения к новизне, уменьшение тревоги и напряженности при неожиданных изменениях в привычном ходе событий и большей адекватности в реакции на них;
§ помощь в формировании реальных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности обращаться за помощью к взрослым, в том числе по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе;
§ продвижение в овладении социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
§ продвижение в овладении навыками коммуникации и принятыми формами социального взаимодействия (приветствия, извинения, вежливая просьба или отказ);
§ помощь в осмыслении осмысление и дифференциация картины мира в ее целостной временно-пространственной организации (продвижение в преодолении фрагментарности ее восприятия);
§ помощь в осмыслении социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
По каждому направлению коррекционной работы определяются требования к результатам развития жизненной компетенции (см. таблицы 1 - 8).
Таблица 1
Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Установление и развитие эмоционального контакта, желания и возможности вступать в разнообразную коммуникацию, получать и давать информацию, делиться переживаниями, впечатлениями и оценками, приобретение опыта использования адекватных форм коммуникации и развитие представлений об окружающих людях»
|
|
Направления коррекционной работы | Требования к результатам |
Установление эмоционального контакта, развитие представлений об окружающих людях, желания и возможности вступать в разнообразную коммуникацию, получать и давать информацию, делиться переживаниями, впечатлениями и оценками, приобретение опыта осмысленного использования адекватных форм коммуникации. | Развитие у ребенка стремления к контакту, внимания и ориентации на другого человека, восприятия происходящего. Понимание ребенком, того, что свои переживания можно разделить с другим человеком, получение разнообразного опыта разделенных переживаний. Понимание того, что происходит с ним значимо для других, а ему может быть близко то, что происходит с другими людьми (очерчивание и разработка общих смысловых полей). Появление возможности спонтанно обратиться, задать вопрос и воспринять ответ не только в узком русле собственного стереотипного интереса. Приобретение положительного опыта коммуникации, развитие ее адекватных форм, накопление представлений о других людях. |
Таблица 2
Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Совместное осмысление и упорядочивание жизненного опыта ребенка: повседневных ситуаций; значимых воспоминаний и намерений, достижение возможности совершения самостоятельного выбора, выработки общего решения и построения планов»
Направления коррекционной работы | Требования к результатам |
Совместное осмысление, упорядочивание и расширение жизненного опыта ребенка. Эмоционально-смысловая проработка повседневных и новых ситуаций, значимых воспоминаний и намерений, развитие возможности совершения осмысленного выбора, принятия совместного решения и построения плана действия. | Большая адекватность и эмоциональная стабильность ребенка, Появление в его жизни предметов, людей, обстоятельств, на которые раньше он не обращал внимания. Появление возможности обратиться к прошлому опыту ребенка, а также его собственных обращений к прошлому: «а помнишь?». Возможность использовать его прошлый опыт для осмысления и оценки происходящего и организации поведения ребенка. Появление возможности обсудить происходящее и выделить возможные варианты развития событий, получение ребенком опыта самостоятельного выбора (а ты как хочешь?), выбора не из «хорошего и плохого», а из «хорошего и другого - тоже хорошего», «что сначала, а что потом» Появление возможности постепенного включения ребенка в обсуждение и принятия общего решения, совместной разработки плана будущих действий. будущих действий. |
Таблица 3
Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Развитие более позитивного отношения к новизне, уменьшение тревоги и напряженности при неожиданных изменениях в привычном ходе событий и большей адекватности в реакции на них»
Направления коррекционной работы | Требования к результатам |
Развитие позитивного отношения к новизне, уменьшение тревоги и напряженности при неожиданных изменениях в привычном ходе событий и большей адекватности в реакции на них. | Развитие положительного внимания к новому, появление любопытства. Появление большей стабильности, уменьшения тревоги при нарушении привычного хода событий. Появление внимания и интереса к шутке, попыток шутить самому |
Таблица 4
Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях»
Направления коррекционной работы | Требования к результатам |
Помощь в формировании реальных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности обращаться за помощью к взрослым, в том числе по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе. | Продвижение в возможности реально оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: на прогулках, в играх, в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации. Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи - это нормально и необходимо. Появление возможности обратиться за помощью к взрослому. Получение опыта выделения ситуации, когда требуется привлечение родителей, когда возникает необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения. Появление возможности обратиться ко взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи (Извините, я забыл, не понял. Повторите, пожалуйста и т.д.) |
|
|
Таблица 5
Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни»
Направления коррекционной работы | Требования к результатам |
Формирование активной позиции ребёнка и укрепление веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания: дома и в школе, стремления к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту. | Прогресс в самостоятельности и независимости в быту. Продвижение в овладении навыками самообслуживания |
Освоение правил устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды; покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды; поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т. д.), понимание предназначения окружающих в быту предметов и вещей. | Развитие представлений об устройстве домашней жизни. Попытки включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни |
Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми. | Продвижение в развитии представлений об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в пространстве школы и в расписании занятий. Появление попыток включаться в разнообразные повседневныешкольные дела, принимать в них посильное участие. |
|
|
Таблица 6
Направления коррекционной работы | Требования к результатам |
Продвижение в овладении навыками коммуникации и принятыми формами социального взаимодействия (приветствия, извинения, вежливой просьбы ли отказа). | Появление попыток и продвижение в возможности решать актуальные житейские задачи, используя вербальную коммуникацию как средство достижения цели. Стремление включиться и поддержать разговор на темы, не связанные с собственными стереотипными интересами, появление большей адекватности в выборе собеседника и темы разговора. Появление возможности адекватно задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, отказ. |
Появление попыток получать и уточнять информацию от собеседника, не связанную со сверх ценными интересами ребенка. Продвижение в освоении принятых культурных форм выражения своих чувств | |
Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении. | Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели. |
Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Овладение навыками коммуникации»
Таблица 7
Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Дифференциация и осмысление картины мира»
Направления коррекционной работы | Требования к результатам |
Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности. | Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды. Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и др. |
Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватной возрасту ребёнка. Формирование умения ребёнка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком. | Продвижение в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. Устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, попытки вести себя в быту сообразно этому пониманию. Продвижение в установлении взаимосвязи порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и в школе, попытки соответствовать этому порядку |
Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой. | Появление у ребёнка любознательности, способности с интересом замечать новое, задавать вопросы, попыток включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность. Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности и ответственности. Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий |
Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок как средство коммуникации и др.) | Попытки передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Опыт включения в свой личный опыт жизненного опыта других людей. Попытки делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми. |
Таблица 8
Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Дифференциация и осмысление адекватных возрасту социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей»
Направления коррекционной работы | Требования к результатам |
Формирование представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми. | Продвижение в понимании и умении использовать правила поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с детьми на детской площадке, с соседями по дому и с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.д. |
Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов. | Продвижение в умении адекватно использовать самые простые социальные ритуалы, принятые в окружении ребёнка. |
Большая адекватность в выражении своих чувств соответственно ситуации социального контакта. | |
Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении. | Расширение круга освоенных социальных контактов. |