Оценка достижения обучающимися с РАС планируемых результатов освоения программы коррекционной работы

-  ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся с РАС;

-  на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов НОО и курсов коррекционно-развивающей области, формирование универсальных учебных действий;

-  обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения обучающимися с РАС АООП НОО,

-  позволяет вести оценку предметных (в том числе результатов освоения коррекционно­развивающей области), метапредметных и личностных результатов; предусматривает оценку достижений, в том числе итоговую оценку достижений обучающихся с РАС, освоивших АООП НОО.

Организация и содержание аттестации обучающихся с РАС по программам начального общего образования.

Достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обеспечивается учебными предметами и внеурочной деятельностью и предъявляет требования к содержанию, критериям, методам и процедурам оценки.

Содержание всех учебников образовательной системы «Школа России» направлено на возможность оценки учебных достижений учащихся и включает в себя задания на контроль и оценку процесса и результата деятельности; задания повышенной сложности.

Все комплекты включают в себя сборники самостоятельных и контрольных работ по каждому учебному предмету и классу, сборник контрольных работ.

По математике сконструированы основные параметры потенциального уровня подготовки учащихся; примерные варианты письменных контрольных работ; требования к математической подготовке учащихся; методические рекомендации к дополнительным заданиям; проверочные работы и технология организации коррекции знаний учащихся; практические задачи.

По русскому языку разработаны диктанты (тексты для списывания текста); проверочные работы по определению сформированности первоначальных универсальных учебных действий поиска информации в учебниках и словарях.

По литературному чтению в учебнике и методических комментариях вопросы и задания            направлены на формирование и      оценку уровня сформированности

коммуникативных и познавательных результатов.

По технологии даны тематики проектов; внеклассные задания, материалы и

инструменты; правила проведения и оценки выполненных работ.

По музыке даны критерии музыкального развития школьников; методический

комментарий к хрестоматии и фонохрестоматии; материалы для работ по слушанию музыки; раздаточный материал для самостоятельной работы учащихся.

По окружающему миру разработаны варианты итоговых контрольных работ; практические и исследовательские работы; предлагается разнообразная тематика проектов; методика            проведения игр с возможностью            мониторинга поведения учащихся;

дополнительный информационный материал и механизмы контроля его усвоения.

Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых учащимися, с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.

Способы оценочной деятельности.

Особенности школьной системы оценивания образовательных результатов учащихся отображаются:

•  В стартовой диагностике (в которой представлены ожидаемый уровень предметной подготовки первоклассников).

•  В текущем оценивании по отдельным предметам (которые выделены в планируемых результатах), которое включает в себя:

-  устный опрос;

-  письменная самостоятельная работа;

-  диктант;

-  контрольное списывание;

-  тесты;

-  изложение;

-  сочинение;

-  сообщение;

-  творческая работа;

-  исследовательская работа;

-  диагностическая работа.

•  В итоговых проверочных работах (на конец каждого класса):

-  контрольная работа;

-  диктант;

-  изложение;

-  проверка техники чтения.

•  В самоанализе, взаимооценке и самооценке учащихся.

•  В оценке устной (вербальная и невербальная оценка) работы детей на уроке. Обязательное использование и устных высказываний учителя и ребят, и, что особенно

важно, детские знаки, выражающие их отношение к выполненному заданию, которые выглядят как знаки «плюс» и «минус» на пальчиках.

•  Во внутренней накопительной оценке достижений учащихся (портфолио).

Главная функция использования портфолио для ученика - осознание самого себя; для

учителя - условие формирования рефлексивного отношения школьника к учебной деятельности, своеобразная методическая копилка, наглядность процесса обучения; для родителей - возможность для совместной деятельности, творчества, прикосновение к процессу становления школьника «от новичка - к ученику».

Задачи портфолио:

-  помочь увидеть картину значимых образовательных результатов в целом; -обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком

образовательном процессе;

-  способности школьника практически применять приобретенные знания и умения;

-  активно совершенствовать универсальные учебные действия.

Портфолио ученика содержит следующие разделы:

 

Наименование раздела Что должен содержать раздел

1. Титульный лист

  Основная информация: Ф. И. О. обучающегося, наименование Школы, класс, Ф. И. О. классного руководителя, контактная информация и фото обучающегося, а по желанию и родителей, период, за который представлены документы и материалы

2. Основная часть

Мой мир – Личные данные обучающегося; – данные о семье, друзьях, увлечениях, интересах ребенка, занесенные им в портфолио самостоятельно на добровольной основе; – информация, помогающая обучающемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания: результаты анкет, тестов, рекомендации по результатам анкетирования и тестирования; – описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их достижений; – результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению; – другие сведения, раскрывающие способности обучающегося
Моя школа   -мои учителя, -мой класс,                             -дополнительное образование, -общественная деятельность   Сведения о занятости в учреждениях дополнительного образования: название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты.   Формы творческой активности: участие в школьном театре, в торжественной линейке, оформлении стенгазет, оркестре, хоре (указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах)
Мои успехи   - учебная деятельность, - мои лучшие работы,   - мои достижения (в олимпиадах, спортивные, творческие) -моё творчество Сведения об итогах успеваемости, удачно написанных контрольных работах, результатах тестирования, графики скорости чтения.   Отражение результатов участия: – в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, как нетелекоммуникационных, так и дистанционных, проектах различного уровня – школьных, муниципальных, областных, всероссийских и др.; – в мероприятиях и конкурсах, проводимых учреждениями дополнительного образования, культурно-образовательными фондами и др.; – в конкурсах и мероприятиях, организованных муниципальными и региональными органами управления; – в спортивных соревнованиях – работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках)   Выборки детских работ по всем учебным предметам, отражающие динамику формирования универсальных учебных действий и динамику развития компетентностей обучающегося; – исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т. п.); – проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы; возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте);
Праздники и мероприятия ФОТО

Дети накапливают материалы своих работ. Важно, что ребенок всегда может сравнить свои первые работы с последними: последние работы более аккуратно оформленные, большие по объему, с меньшим количеством недочетов, положительную динамику в результатах мониторинга. Ребенок сам может оценить свой рост, либо это помогает ему сделать педагог или родитель.

Оценка метапредметных УУД включают в себя как внутреннюю оценку, так и внешнюю.

Метапредметные результаты являются предметом итоговой оценки в составе итоговых работ 4 класса. Но отслеживать и оценивать формирование метапредметных универсальных учебных действий позволяет мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. Результаты мониторинга позволяют сделать выводы об уровне сформированности каждого универсального учебного действия и о динамике продвижения учащихся и класса в целом.

Поэтапность процедуры оценивания

Мониторинг организуется на основе диагностических методов по этапам.

Входная диагностика - оценка уровня сохранности универсальных учебных действий, необходимых для качественного усвоения программного материала. Входная диагностика проводится в начале учебного года (сентябрь).

Текущая диагностика - систематический анализ процесса формирования УУД. Учитель оценивает надежность сформированности способов действий, выявляет динамику развития учащихся, намечает пути повышения успешности обучения отдельных учащихся.

В текущем оценивании используются как субъективные или экспертные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.), так и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся, результатов тестирования.

Промежуточная диагностика - оценка уровня сформированности универсальных учебных действий, необходимых для продолжения обучения в следующем классе. Представляет собой тестирование, комплексные работы на межпредметной основе.

Итоговая диагностика - оценка уровня сформированности универсальных учебных действий, необходимых для продолжения обучения на уровне основного общего образования и представляет собой комплексные работы на межпредметной основе.

Инструментарий для оценки метапредметных результатов (познавательных, коммуникативных, регулятивных).

В полном объеме показатели метапредметных результатов изучаются и анализируются в мониторинге, начиная с 3 класса.

В 4 классе универсальные учебные действия изучаются на базовом и повышенном уровне.

Результаты в 4 классе уже позволят сделать вывод о работе учителя по формированию универсальных учебных действий, дать прогноз относительно достижения или недостижения учащимися конкретного класса метапредметных образовательных результатов начальной школы.

В качестве основного инструмента оценки используются специально разработанные диагностические задания предметного или межпредметного характера. Задания составлены на материале четырех предметов: русский язык, математика, технология, окружающий мир.

Таким образом, отслеживание развития и формирования универсальных учебных действий дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка.

Также психологом школы проводятся диагностические исследования выпускников начальной школы (уровень мотивации и социализации).

Оценка личностных результатов обучения необходимый компонент, так как «при неадекватности мотивов учения можно прогнозировать низкую успеваемость. Развитие самооценки и личностного действия оценивания себя является условием развития личностной саморегуляции.

Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль в успешности овладения учебной деятельностью. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с самой лучшей стороны, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. В федеральных государственных образовательных стандартах сказано, что ценностные ориентации учащихся, личностные характеристики не подлежат итоговой аттестации. Оценка данных характеристик может быть проведена в неперсонифицированной форме и только с целью принятия управленческих решений для совершенствования процесса обучения.

Результаты успеваемости учащихся заносятся в сводные ведомости успеваемости учащихся 2-4 классов с учетом метапредметных результатов

Система оценки достижения учащимися планируемых результатов освоения АООП НОО учащихся с РАС предусматривает оценку достижения учащимися планируемых результатов освоения программы коррекционной работы.

Оценка результатов освоения учащимися программы коррекционной работы, составляющей неотъемлемую часть АООП НОО учащихся с РАС, осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Оценка результатов освоения учащимися программы коррекционной работы может осуществляться с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях оценки результатов освоения учащимися программы коррекционной работы целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику. Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь. Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения обучающегося на начальной ступени образования. При использовании данной формы мониторинга можно использовать экспресс-диагностику интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) обучающихся с РАС в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы. Данные эксперсс-диагностики выступают в качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив.

Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе выступает оценка достижений учащихся в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы.

Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей. В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы обучающегося в случае согласия родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное психолого-медико- педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы. Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся по интегративным показателям, свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебно-познавательной деятельности, но и повседневной жизни.

Результаты освоения учащимися программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: