Организация работы по программе

Коррекция нарушений речи учащегося с (РАС) требует организации специальной логопедической работы. Логопедические занятия в первом классе проводятся индивидуально и в мини группах по двое. Программа логопедической коррекции речи рассчитана на 35 недели, логопедических занятий в 1 классе отводится 1 занятие в неделю.

Основные этапы логопедической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном кабинете для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог общается с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего коррекционного процесса. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление речевой активности ребенка. Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе коррекции важной задачей является целенаправленная организация речевой активности аутичного ребенка.

    С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения, проводятся индивидуальные занятия, построенные на основании логопедического заключения, возраста и тяжести речевой патологии.

Цель занятий по коррекции звукопроизношения: формирование у детей правильной устной речи.

Задачи:

1. формировать правильное произношение фонем;

2. учить различать оппозиционные фонемы;

3. развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы.

4. обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

5. создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его.                                                                                                                                     6. развивать связную речь на материале обогащенном автоматизированными звуками,

Направленность работы по коррекции звукопроизношения имеет следующие разделы:

1. подготовительный

Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.  

2. постановка звука

Цель: постановка звука изолировано наиболее приемлемым способом

3.  автоматизация звука

Цель: закрепление звука в речи по схеме в слогах, в словах в предложениях

4. дифференциация звуков

 

Цель: различать и четко произносить звуки схожие по звучанию.
Эффективность программы.

В структуру каждого занятия, как правило, входят:                                                                             - упражнения для развития артикуляционной моторики;                                                                               - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;                                                                                                                                                           - дыхательная гимнастика;                                                                                                                    - коррекция произношения;                                                                                                                      -упражнения, направленные на развитие фонематических процессов;                                           

- работа по активизации речевого общения,                                                                                                                          - работа над расширением и уточнением словарного запаса,                                                         

- работа над предложением;                                                                                                                                - развитие связной речи.

Содержание логопедической программы:

Общение и его значение в жизни.

Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Условные знаки (пиктограммы) в общении людей.                                                                                                             

Аудирование.

 Выполнение простых инструкций. Слушание литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Повторение отдельных слогов, слов, предложений.                                                                                                                                   

Дикция и выразительность речи.

Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Коррекция звукопроизношения. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в разговоре.                                                                                                          

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.

Составление диалогов. Определение темы ситуации.                                                                                    

Правила речевого общения.

Обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи» в речевой ситуации. Составление связного высказывания. Выбор атрибутов. Развитие артикуляционной моторики..                                                                                                      

Практические грамматические упражнения и развитие речи.

Фонетика.

Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Слоги. Слова. Предложение. Текст. (Закрепляющий компонент по упрочению связей звук-буква пройденных в классе).

Планируемые результаты освоения обучающимися программы:

Личностные результаты должны отражать:

1)осознание себя как ребёнка;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей.

3)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

4)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

5)владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми.

Предметные результаты:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: