2.1. Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) у обучающихся с РАС направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием АООП НОО РАС 8.4 и включает следующие задачи:
1. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
2. Формирование умения выполнять задания:
- в течение определенного периода времени;
- от начала до конца;
3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Задачи по формированию БУД включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит на специально организованных групповых и индивидуальных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
Формирование базовых учебных действий
У обучающихся с РАС 1-9 классов
Группы БУД | Базовые учебные действия | Учебные предметы |
Личностные учебные действия | · Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. · осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; · понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; · готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. | 1. Развитие речи и коммуникация 2. Окружающий мир 3. Человек. 4. Домоводство. 5. Окружающий социальный мир 6. Изобразительная деятельность 7. Музыка и движения 8. Адаптивная физкультура 9. Профильный труд |
Коммуникативные учебные действия | · Установление доступного контакта, направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание), сообщить доступным способом о своих потребностях, желаниях, просьбах (вербально, невербально). · Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); · использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; · обращаться за помощью и принимать помощь; · слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; · сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; · доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; · изменять свое поведение в соответствии с принятыми правилами в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. | 1. Развитие речи и коммуникация 2. Окружающий мир 3. Человек. 4. Домоводство. 5. Окружающий социальный мир 6. Изобразительная деятельность 7. Музыка и движения 8. Адаптивная физкультура 9. Профильный труд |
Регулятивные учебные | · умение выполнять инструкции педагога; · использование по назначению учебных материалов; · умение выполнять действия по образцу и по подражанию, по алгоритму. · Формирование умения выполнять задание: · от начала до конца, · с заданными качественными параметрами. · адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); · принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; · активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; · соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. | 1. Развитие речи и коммуникация 2. Окружающий мир 3. Человек. 4. Домоводство. 5. Окружающий социальный мир 6. Изобразительная деятельность 7. Музыка и движения 8. Адаптивная физкультура 9. Профильный труд |
Познавательные учебные действия: | · Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. · выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; · устанавливать видо-родовые отношения предметов; · делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; · пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; · читать; · писать; · выполнять арифметические действия; · наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; · работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). | 1. Развитие речи и коммуникация 2. Окружающий мир 3. Человек 4. Домоводство. 5. Окружающий социальный мир 6. Изобразительная деятельность 7. Музыка и движения 8. Адаптивная физкультура 9. Профильный труд |
Программы учебных предметов, курсов
коррекционно - развивающей области