Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» (предметная область «Язык и речевая коммуникация»).
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими.
У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей.
У многих детей устная (звучащая) речь отсутствует, присутствует в виде эхолалий или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, по вовлечению обучающихся с РАС в совместную деятельность на основе эмоционального осмысления происходящих событий, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
|
|
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Программно-методический материал представлен двумя разделами: «Коммуникация» и «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации».
Обучающие задачи по разделу «Коммуникация» направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении СИПР выбирается обучающая задача и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленной задачи.
Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, используются альтернативные средства коммуникации. Например, обучение выражению согласия может происходить с использованием жеста и/или пиктограммы. Подбор и освоение средств альтернативной коммуникации осуществляется индивидуально, а навык использования освоенных средств формируется на уроках в рамках раздела «Коммуникация».
|
|
Содержание раздела «Коммуникация»:
1) Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью.
2) Установление зрительного контакта с взрослым. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы).
3) Реагирование на собственное имя.
4) Приветствие собеседника.
5) Обозначение желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова, фразы.
6) Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия.
7) Выражение благодарности.
8) Соблюдение очередности в разговоре.
9) Ответы на вопросы. Вопросы к собеседнику.
10) Ситуационное содержание речи и общение с собеседником.
11) Прощание с собеседником. Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает формирование импрессивной и экспрессивной речи.
Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь в форме слов, словосочетаний, предложений, связных высказываний и др.
Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общении слоги, слова, строить словосочетания, предложения, связные высказывания, писать отдельные буквы и слова.
Обучение импрессивной и экспрессивной речи может проводиться параллельно. В случае более сложных речевых нарушений у ребенка, сначала осуществляется работа над пониманием речи, а затем над ее использованием в разнообразных речевых ситуациях.
С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации.
Содержание раздела «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»:
Импрессивная речь: понимание слов, обозначающих разнообразные объекты и явления: предметы, материалы, люди, животные, действия, события и т.д.; понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия; понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов; понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий; понимание слов, обозначающих количественное выражение; понимание слов, обозначающих пространственное расположение: «на», «над», «внизу - вверху», «рядом», «справа – слева» и др.; понимание местоимений: я, ты, свой, мой, это и т.д.; понимание содержания словосочетаний, простых и сложных предложений; понимание обобщающих понятий.
Экспрессивная речь: формирование мотивации к речи в виде отдельных звуков, звуковых комплексов, звукоподражания; употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия; употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов; употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий; употребление слов, обозначающих количество объектов/субъектов; употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.); употребление слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.); употребление словосочетаний, простых и сложных предложений; использование обобщающих понятий. пересказ текста по картинке, по серии картинок, по плану, ответы на вопросы по содержанию текста, определение последовательности событий; договаривание слов в предложении, завершение сюжета рассказа; составление рассказа: описательного, по последовательно продемонстрированным действиям, о себе, по серии сюжетных картинок; узнавание и различение букв, написание буквы (по контуру, по точкам, по образцу, без образца); написание слов (по образцу, по памяти), различение напечатанных слов (имя, предмет, действие).
|
|
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» включает:
- графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
- технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства, компьютерные устройства, синтезирующие речь;
- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм, компьютерные программы символов; компьютерные программы для общения, синтезирующие речь, обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
- аудио и видеоматериалы. При обучении чтению и письму можно использовать содержание соответствующих предметов АООП НОО РАС 8.3.
Учебный предмет «Математические представления» (предметная область «Математика»).
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с РАС попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний.
Обучающиеся с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения.
Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным методом в обучении.
В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.
|
|
Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и умений по применению их в повседневной жизни.
Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления»;
«Представления о форме»;
«Представления о величине»;
«Пространственные представления»;
«Временные представления».
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого- то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, отсчитывании заданного количества листов в блокноте, определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое. Представления об объемных геометрических телах и плоскостных геометрических фигурах формируются не только на уроках математики, но и на занятиях по аппликации, лепке, рисованию, труду. Освоение 37 простейших измерительных навыков и умений, необходимых при пользовании инструментами: мерной кружкой, весами, линейкой, термометром и др.
В пропедевтических классах предмет «Математические представления» представлен 3 часами в неделю.
В рамках коррекционно-развивающих занятий также возможно проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.
Обучающимся, для которых содержание предмета недоступно, программа по математике не включается в СИПР.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькулятор; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.