Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у обучающихся с РАС вести здоровый образ жизни и бережно относится к природе. Программа направлена на решение следующих задач:
- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровье сбережения, режима дня;
- формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе;
- формирование знаний о правилах здорового питания;
- использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта) для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;
- формирование негативного отношения к факторам, нарушающим здоровье обучающихся: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.;
|
|
- формирование готовности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.
- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
С учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся задачи программы конкретизируются в СИПР и выполняются на уроках по предметам: «Окружающий природный мир», «Человек», «Адаптивная физкультура», в ходе коррекционных занятий, а также в рамках внеурочной деятельности на основе вовлечения в совместную деятельность с целью эмоционального осмысления происходящих событий. Основными организационными формами внеурочной деятельности, на основе которых реализуется содержание программы, являются: режим труда и отдыха, проекты, спортивно-развлекательные мероприятия, дни здоровья, беседы, походы и др.
Программа коррекционной работы
Коррекционная работа представляет собой систему психологопедагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся с РАС, осложненных умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психологомедико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП НОО РАС 8.4 обучающимися, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
|
|
Задачи коррекционной работы:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с РАС, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с РАС;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с РАС консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Принципы коррекционной работы:
- принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей на основе эмоционального контакта, практического взаимодействия и совместного осмысления происходящих событий.
- принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
- принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
- принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
- принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
- принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Специфика организации коррекционной работы
С обучающимися с РАС
Коррекционная работа с обучающимися с РАС проводится:
- в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
- в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционноразвивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой); - в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Характеристика основных направлений коррекционной работы:
Направление работы | Задачи направления | Содержание направления | Методы и формы |
Диагностическая работа | Обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с рас с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы | Психолого- педагогическое и медицинское обследование с целью выявления их особых образовательных потребностей: - развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей; - развития эмоционально- волевой сферы и личностных особенностей обучающихся; - определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика; 2) Мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования; 3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий. | В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы: - сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование), - беседы с учащимися, учителями и родителями, - наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности, психолого-педагогический эксперимент, социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика; - изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др. - оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.). |
Коррекционно- развивающая работа | Обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования. | - составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами), - формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся, - организация внеурочной деятельности, направленной на эмоциональное,общее социально-личностное развитие учащихся, активизацию их познавательной деятельности, - разработку оптимальных для развития обучающихся с РАС групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями, - организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся, - развитие эмоционально- волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения, - социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах | - занятия индивидуальные и групповые, - игры,упражнения, этюды, -психокоррекционные методики, - беседы с учащимися, - организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.). |
Консультативная работа | Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся. | психолого- педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся, -консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении общеобразовательной программы. | беседа, семинар, лекция, консультация, анкетирование педагогов, родителей разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям. |
Информационно- просветительская работа | Предполагает - проведение осуществление тематических разъяснительной выступлений для деятельности в педагогов и отношении родителей по педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с рас, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями(законными представителями), и др. | разъяснению индивидуально- типологических особенностей различных категорий детей, - оформление информационных стендов, печатных и других материалов, психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности, - психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности. | |
Социально- педагогическое сопровождение | представляет собой взаимодействие социального педагога и воспитанника и/или его родителей, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки | -разработка и реализация программы социально- педагогического сопровождения учащихся, направленную на их социальную интеграцию в общество, - взаимодействие с социальными партнерами и общественными организациями в интересах учащегося и его семьи. | - индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги, лекции для родителей, - анкетирование педагогов, родителей, - разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям |
|
|
|
|