Понятие электронно-цифрового разрыва

Модель ООН МГУ им. М.В. Ломоносова 2013

Доклад Эксперта:

«Преодоление электронно-цифрового разрыва между развитыми и развивающимися государствами в социальной сфере»

 

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………………………………………….………………………3

Часть 1. Проблема электронно-цифрового неравенства между развитыми и развивающимся государствами………………………………………………………………………………………………4

1.1. Понятия развитых и развивающихся государств…………………………………………………………..…4

1.2. Понятие электронно-цифрового разрыва………………………………………………………………………..5

1.3. Основные опасности информационно-цифрового разрыва…………………………………………..5

Часть 2. Деятельность мирового сообщества по преодолению электронно-цифрового разрыва…………………………………………………………………………………………………………………………………….7

2.1. Международная программа развития коммуникации………………………………….……………….7

2.2. Окинавская Хартия глобального информационного общества………………………………………8

2.3. Проблема информационно-цифрового разрыва и Цели развития тысячелетия…………10

Часть 3. Усилия ЮНЕСКО по преодолению электронно-цифрового разрыва в социальной сфере на современном этапе………………………………………………………………………….…………………….11

3.1. Программа ЮНЕСКО "Информация для всех………………………………………………………………..11

3.2. Деятельность ЮНЕСКО в сфере образования…………………………………………………………….....12

3.3. Деятельность ЮНЕСКО в сфере культуры…………………………………………..………………………….12

3.4. Деятельность ЮНЕСКО в сфере медицины и здравоохранения…………………………………..14

Заключение………………………………………………………………………………………………………………..…………..17


Введение

 

Вторая половина XX – начало XXI века характеризуются невиданным до того развитием технологий. Этот небольшой относительно истории человечества временной промежуток характеризуется огромным количеством научных открытий и изобретений, навсегда изменивших жизнь всего человечества. Бурное развитие технологий массовых коммуникаций, связанных с хранением и передачей информации, таких как радио, телевидение, а затем и интернет способствовало переходу человеческого общества на принципиально новый уровень. Представители научного сообщества начали говорить о трансформации индустриального общества в постиндустриальное или информационное общество.

Информационное общество - концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительными чертами информационного общества являются:

- увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

- возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Из большинства определений информационного общества следует, что на этом этапе человеческого развития небывалую роль играет информация и знания. Трудно переоценить, насколько огромные перспективы открылись в сфере образования, культуры, здравоохранения. Новые технологии дают возможность преподавателям и студентам использовать новые технологии, облегчает публикацию материалов на местных языках и содействует созданию и распространению открытых образовательных ресурсов, а для того, чтобы посмотреть на самые знаменитые достояния живописи или архитектуры, достаточно выйти в интернет.

Однако, не все так просто. Какими бы быстрыми темпами не шло развитие новейших технологий передачи информации, большая часть населения Земли все еще не имеет доступа к печатной информации, не говоря уже о возможности выхода в интернет. Эта проблема получила название электронно-цифрового разрыва.

Часть 1. Проблема электронно-цифрового неравенства между развитыми и развивающимся государствами

Понятия развитых и развивающихся государств.

Прежде чем говорить об электронно-цифровом разрыве между развитыми и развивающимися государствами следует определить, какие государства можно считать развитыми, а какие развивающимися.

Под развитыми странами принято понимать страны, занимающие господствующее положение в мировой экономике. В этих странах проживает 15-16 % мирового населения, но они при этом производят 3/4 валового мирового продукта и создают основную часть экономического и научно-технического потенциала мира. Экс-генеральный секретарь ООН Кофи Анан определял развитую страну, как такую страну, которая даёт возможность всем своим жителям наслаждаться свободной и здоровой жизнью в безопасной окружающей среде.

Развивающиеся же страны характеризуются низким уровнем социально-экономического развития. Несмотря на огромную территорию и численность населения (порядка 80% населения Земли), на эти государства приходится менее трети Валового мирового продукта.

Основные признаки развивающейся страны - колониальное или полуколониальное прошлое, аграрно-сырьевая направленность экономики, многоукладность экономики: доиндустриальный тип производства соседствует с индустриальным и постиндустриальным, неоднородность социальной структуры общества, низкое качество рабочей силы, социальное напряжение.

В Организации Объединенных Наций нет каких-либо четко установленных правил для определения «развитых» или «развивающихся» стран или регионов. Отмечается, что обозначения «развитая» и «развивающаяся» страна служат лишь для статистического удобства и не обязательно несут суждение об этапе, достигнутом в конкретной стране или области, в процессе развития

Тем не менее, Статистический отдел ООН признает, что в обычной практике Япония в Азии, Канада и США в Северной Америке, Австралия и Новая Зеландия в Океании и Европа считаются «развитыми» регионами и областями, Южноафриканский таможенный союз также относится к развитым регионам, а Израиль к развитым странам; Африка, Центральная и Южная Америка, страны Карибского региона, Азия и Океания относятся к развивающимся регионам, страны бывшей Югославии рассматриваются в качестве развивающихся стран; а государства Восточной Европы и СНГ в Европе не включены в списки ни развитых, ни развивающихся регионов.

Понятие электронно-цифрового разрыва

Электронно-цифровой разрыв, цифровой барьер, цифровое неравенство, информационное неравенство (digital divide) - ограничение возможностей социальной группы из-за отсутствия у неё доступа к современным средствам коммуникации. Это понятие широко используется с конца 1990-х годов политическими объединениями и административными структурами разных стран для обозначения проблемы неравномерного развития современного общества. Неравномерность проявляется в том, что люди, обладающие достаточным образованием и материальным благосостоянием, имеют доступ к информационным технологиям, которые позволяют им эффективно осуществлять социальную коммуникацию и быстро интеллектуально развиваться, что выражается в общем повышении качества жизни; люди же, живущие в неразвитых странах, или те, для которых высокие технологии недоступны, развиваются медленно, и качество жизни у них низкое. На возможности людей, проживающих в развивающихся странах влияют отсутствие или ограниченный доступ к телевидению, интернету, телефонной связи (мобильной и стационарной), радио. Все это ограничивает их возможности в поиске работы, налаживании социальных связей, культурном обмене и может негативно влиять на экономическую эффективность, развитие и сохранение культуры, уровень образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: