Модель ООН МГУ им. М.В. Ломоносова 2013
Доклад Эксперта:
«Преодоление электронно-цифрового разрыва между развитыми и развивающимися государствами в социальной сфере»
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………………………….………………………3
Часть 1. Проблема электронно-цифрового неравенства между развитыми и развивающимся государствами………………………………………………………………………………………………4
1.1. Понятия развитых и развивающихся государств…………………………………………………………..…4
1.2. Понятие электронно-цифрового разрыва………………………………………………………………………..5
1.3. Основные опасности информационно-цифрового разрыва…………………………………………..5
Часть 2. Деятельность мирового сообщества по преодолению электронно-цифрового разрыва…………………………………………………………………………………………………………………………………….7
2.1. Международная программа развития коммуникации………………………………….……………….7
2.2. Окинавская Хартия глобального информационного общества………………………………………8
|
|
2.3. Проблема информационно-цифрового разрыва и Цели развития тысячелетия…………10
Часть 3. Усилия ЮНЕСКО по преодолению электронно-цифрового разрыва в социальной сфере на современном этапе………………………………………………………………………….…………………….11
3.1. Программа ЮНЕСКО "Информация для всех………………………………………………………………..11
3.2. Деятельность ЮНЕСКО в сфере образования…………………………………………………………….....12
3.3. Деятельность ЮНЕСКО в сфере культуры…………………………………………..………………………….12
3.4. Деятельность ЮНЕСКО в сфере медицины и здравоохранения…………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………………………………………………..…………..17
Введение
Вторая половина XX – начало XXI века характеризуются невиданным до того развитием технологий. Этот небольшой относительно истории человечества временной промежуток характеризуется огромным количеством научных открытий и изобретений, навсегда изменивших жизнь всего человечества. Бурное развитие технологий массовых коммуникаций, связанных с хранением и передачей информации, таких как радио, телевидение, а затем и интернет способствовало переходу человеческого общества на принципиально новый уровень. Представители научного сообщества начали говорить о трансформации индустриального общества в постиндустриальное или информационное общество.
Информационное общество - концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительными чертами информационного общества являются:
|
|
- увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
- возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Из большинства определений информационного общества следует, что на этом этапе человеческого развития небывалую роль играет информация и знания. Трудно переоценить, насколько огромные перспективы открылись в сфере образования, культуры, здравоохранения. Новые технологии дают возможность преподавателям и студентам использовать новые технологии, облегчает публикацию материалов на местных языках и содействует созданию и распространению открытых образовательных ресурсов, а для того, чтобы посмотреть на самые знаменитые достояния живописи или архитектуры, достаточно выйти в интернет.
Однако, не все так просто. Какими бы быстрыми темпами не шло развитие новейших технологий передачи информации, большая часть населения Земли все еще не имеет доступа к печатной информации, не говоря уже о возможности выхода в интернет. Эта проблема получила название электронно-цифрового разрыва.
Часть 1. Проблема электронно-цифрового неравенства между развитыми и развивающимся государствами
Понятия развитых и развивающихся государств.
Прежде чем говорить об электронно-цифровом разрыве между развитыми и развивающимися государствами следует определить, какие государства можно считать развитыми, а какие развивающимися.
Под развитыми странами принято понимать страны, занимающие господствующее положение в мировой экономике. В этих странах проживает 15-16 % мирового населения, но они при этом производят 3/4 валового мирового продукта и создают основную часть экономического и научно-технического потенциала мира. Экс-генеральный секретарь ООН Кофи Анан определял развитую страну, как такую страну, которая даёт возможность всем своим жителям наслаждаться свободной и здоровой жизнью в безопасной окружающей среде.
Развивающиеся же страны характеризуются низким уровнем социально-экономического развития. Несмотря на огромную территорию и численность населения (порядка 80% населения Земли), на эти государства приходится менее трети Валового мирового продукта.
Основные признаки развивающейся страны - колониальное или полуколониальное прошлое, аграрно-сырьевая направленность экономики, многоукладность экономики: доиндустриальный тип производства соседствует с индустриальным и постиндустриальным, неоднородность социальной структуры общества, низкое качество рабочей силы, социальное напряжение.
В Организации Объединенных Наций нет каких-либо четко установленных правил для определения «развитых» или «развивающихся» стран или регионов. Отмечается, что обозначения «развитая» и «развивающаяся» страна служат лишь для статистического удобства и не обязательно несут суждение об этапе, достигнутом в конкретной стране или области, в процессе развития
Тем не менее, Статистический отдел ООН признает, что в обычной практике Япония в Азии, Канада и США в Северной Америке, Австралия и Новая Зеландия в Океании и Европа считаются «развитыми» регионами и областями, Южноафриканский таможенный союз также относится к развитым регионам, а Израиль к развитым странам; Африка, Центральная и Южная Америка, страны Карибского региона, Азия и Океания относятся к развивающимся регионам, страны бывшей Югославии рассматриваются в качестве развивающихся стран; а государства Восточной Европы и СНГ в Европе не включены в списки ни развитых, ни развивающихся регионов.
|
|
Понятие электронно-цифрового разрыва
Электронно-цифровой разрыв, цифровой барьер, цифровое неравенство, информационное неравенство (digital divide) - ограничение возможностей социальной группы из-за отсутствия у неё доступа к современным средствам коммуникации. Это понятие широко используется с конца 1990-х годов политическими объединениями и административными структурами разных стран для обозначения проблемы неравномерного развития современного общества. Неравномерность проявляется в том, что люди, обладающие достаточным образованием и материальным благосостоянием, имеют доступ к информационным технологиям, которые позволяют им эффективно осуществлять социальную коммуникацию и быстро интеллектуально развиваться, что выражается в общем повышении качества жизни; люди же, живущие в неразвитых странах, или те, для которых высокие технологии недоступны, развиваются медленно, и качество жизни у них низкое. На возможности людей, проживающих в развивающихся странах влияют отсутствие или ограниченный доступ к телевидению, интернету, телефонной связи (мобильной и стационарной), радио. Все это ограничивает их возможности в поиске работы, налаживании социальных связей, культурном обмене и может негативно влиять на экономическую эффективность, развитие и сохранение культуры, уровень образования.